Система ценообразования: направления совершенствования


Версия для печати

Практические и проблемные вопросы, возникающие при формировании цены на работы, услуги и строительные материалы, почти 200 экономистов предприятий и организаций стройкомплекса обсудили в ходе республиканского семинара "Принципы и порядок формирования цен в строительной отрасти. Направления совершенствования системы ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов".

Работу мероприятия, организованного Международным информационным центром новых технологий в строительстве ГП "Институт НИПТИС им. Атаева С. С.", открыл начальник главного управления экономики Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь В. В. Кутырло. Лекторами выступили специалисты РНТЦ по ценообразованию в строительстве, Службы ведомственного контроля при Минстройархитектуры и др.

В ходе семинара большое внимание было уделено направлениям совершенствования системы ценообразования в строительной отрасли в 2011 г. Как было отмечено, в прошлом году перед новым составом Правительства был поставлен ряд задач по различным направлениям социально-экономического развития страны. В том числе — переходу на текущий уровень цен при ценообразовании в строительстве. Данное поручение нашло отражение в ряде документов. Первым стал План-график разработки нормативных правовых актов, утвержденный заместителем Премьер-министра страны А. Н. Калининым. Затем эта тема нашла отражение в Программе действий Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы. При этом уже на 2011 год Правительством поставлена задача по формированию сметной стоимости строительства и договорной цены в текущем уровне цен.

Для внедрения данного порядка началась разработка соответствующих нормативных правовых актов. В настоящее время подготовлены и находятся на согласовании заинтересованными сторонами: проект Указа Главы государства

"О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов, внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь", проект постановления Совета Министров Республики Беларусь об утверждении Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены при строительстве объектов, проект Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Руководство страны ставит задачу, чтобы стоимость строительства — как сметная, так и цена в договоре подряда — формировалась в текущем уровне цен и являлась неизменной до окончания строительства. Для того чтобы выполнить это весьма непростое задание, необходимо разрешить ряд сложных проблем. Это и создание нормативов, которые проектным организациям предстоит использовать при разработке сметной документации, и сбор и представление общедоступных данных о текущем уровне цен (надо знать стоимость ресурсов), и учет факторов роста цен, возникающих после начала проектирования.

С учетом изложенного, в проект Указа заложена концепция, которая заключается в следующем. В первую очередь, в целях внедрения в практику строительства неизменных договорных (контрактных) цен устанавливается, что сметная документация на строительство объектов, независимо от источников финансирования, разрабатывается на основании нормативов работ и ресурсов в натуральном выражении и/или укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади, объема, мощности объектов, стоимости объектов-аналогов. Сметная стоимость строительства объектов утверждается на дату начала выполнения строительных, специальных, монтажных работ, определяемую заказчиком, застройщиком с учетом нормативной продолжительности строительства.

Следует обратить внимание на некоторые ключевые моменты. В частности, в последней фразе речь идет о том, что заказчику и проектировщику необходимо учитывать факторы, которые будут влиять на продолжительность строительства и, соответственно, на изменение его стоимости. Первое — через какое время после утверждения проектно-сметной документации начнется строительство объекта (эту дату должен определять заказчик). Вторая составляющая — нормативная продолжительность строительства (которую в составе проекта рассчитывает проектная организация).

Учитывать указанное предлагается следующим образом. Стоимость строительства объекта в текущем уровне цен на дату разработки сметной документации необходимо увеличивать (индексировать) на определенную величину, в качестве которой избран прогнозный индекс-дефлятор ВВП.

Это сделано потому, что, во-первых, в мировой практике в некоторых странах при формировании цены и сметной стоимости применяется показатель, близкий по содержанию, пусть и имеющий иное название. Прогнозирование индексов существует и у наших восточных соседей — в России и Казахстане.

Второй причиной избрания прогнозного индекса-дефлятора ВВП является значительный объем строительства, осуществляющийся в Республике Беларусь с привлечением бюджетных средств (в т. ч. исключительно за счет бюджета).

Индекс-дефлятор ВВП — это показатель, который применяется в обязательном порядке, когда любой правительственный орган (Минфин, Минэкономики, пр.) планирует развитие экономики страны. С его помощью рассчитывают будущие потоки бюджетных доходов и расходов. И учитывая, что значительная часть капитальных вложений — это строительство с привлечением бюджетных средств, применение индекса-дефлятора ВВП как для бюджетного прогнозирования, так и для целей прогнозирования изменения стоимости объекта оправдано.

Что касается нормы проекта документа о том, что "сметная документация разрабатывается на основании норматива расхода ресурса в натуральном выражении и/или укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади, объема, мощности объектов, стоимости объектов-аналогов", то, как прозвучало в ходе семинара, содержание в ней понятий "укрупненные нормативы" и "объекты-аналоги" объясняется тем, что в нашей стране начало строительства по строительному проекту не очень распространено. Чаще встречается параллельное проектирование и строительство, при котором рассчитать четкую последовательность производства строительства конкретного объекта на его начало не представляется возможным. Поэтому указанная формулировка — это, можно сказать, вынужденная мера, направленная на обеспечение работы отрасли, с формированием стоимости строительства в условиях применения текущего уровня цен.

В то же время, остается проблема обновления укрупненных нормативов стоимости, а также создания базы проектов-аналогов. Последняя тема, как было отмечено на семинаре, поднимается Минстройархитектуры и Главгосстройэкпертизы достаточно настойчиво, однако реализовать ее в полной мере пока не удалось.

Во многом проблемой в экономике строительства остаются т. н. контрольные обмеры. Противоречие заключается в том, что ряд нормативных правовых документов декларирует право подрядчика на получение экономии, содержащейся в разнице между заложенной проектной и фактической ценами, а в реальности получить ее зачастую не представлялось возможным. Переход к текущим ценам должен позволить это противоречие устранить.

Эта тема стала предметом дискуссии Минстройархитектуры и Минфина. Последнее категорически настаивает на исключении из вышеуказанного Положения пункта о формировании и распределении экономии подрядчика (аналогичный содержащемуся в постановлении Совета Министров № 235), где говорится, что снижение/увеличение фактической стоимости строительства объекта по отношению к договорной (контрактной) цене относится на финансовые результаты деятельности подрядчика. Причем основной противник этой нормы — казначейство. Казалось бы, все просто: с одной стороны, есть плановая цена, плановая калькуляция, с другой — фактические затраты. Разница между ними во всех отраслях — это финансовые результаты исполнителя (поставщика, производителя и т. п.). Однако в строительстве не так.

Необходимо упростить первичные учетные документы (современные формы С-2, С-7), чтобы в них отражать только объем и стоимость работ, подлежащих выполнению, и выполненных.

Слушателям напомнили предложения, озвученные генеральным директором ОАО "Минскпромстрой" В. С. Нехаем в ходе Республиканского субботника на "Чижовка-арена" о необходимости оставлять экономию в распоряжении подрядчика, развитии инженерных услуг, а также Послание Главы государства в апреле т. г. Национальному собранию Республики Беларусь, где отдельной темой прозвучало строительство. По его результатам были сделаны определенные поручения, которые должны найти отражение в разрабатываемых нормативных правовых актах.

В ходе семинара было обращено внимание еще на один существенный аспект, содержащийся в проекте документа, связанный с внесением изменений в Указ № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь". Слушателям напомнили, что впервые Указ № 32 существенно ограничил перечень товаров, работ, услуг, по отношению к которым осуществляется государственное регулирование, в т. ч. в области строительства. Как известно, основным фактором, который определяет стоимость строительства объектов, является стоимость материалов. Поэтому при подготовке Указа № 72 специалистами Минстройархитектуры было высказано мнение, что для регулирования цен в строительстве необходимо регулировать и цены стройматериалов. Однако данное замечание тогда не было учтено. Сегодня соответствующие изменения нашли отражение в проекте нового Указа, где предусматривается внесение изменений в Указ № 72, в частности, по регулированию цен на строительство как объектов за счет бюджета, так и жилья, а также на стройматериалы, используемые при их возведении. Это весьма актуально в современной экономической ситуации и в свете поставленной задачи по регулированию стоимости строительства, в первую очередь, жилищного.

Таким образом, проект Указа Главы государства "О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов, внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" включает нормы, которые являются результатом планомерной работы Минстройархитектуры по регулированию ценообразования в строительстве.

Всего просмотров: 9 441
Опубликованно: 29.06.2011