"Симптоматика" надзорной деятельности за безопасностью зданий и сооружений


Версия для печати

О том, что болезнь легче предупредить, чем лечить, известно давно. Однако не все понимают актуальность данной поговорки в сфере надзора за безопасностью зданий и сооружений, в то время как неграмотное возведение и эксплуатация объектов могут угрожать здоровью и жизням людей. О совершенствовании данной системы в Республике Беларусь корреспонденты "РСГ" побеседовали с д. т. н., профессором Владимиром Георгиевичем Казачком:

— Как известно, основой эффективной системы технической эксплуатации являются оценка и регулирование износа объектов, их срока службы, периодичности ремонтных работ. В Беларуси на основании обобщения опыта СССР в 2005–2008 гг. были разработаны система ТНПА, регламентирующих общие принципы организации и проведения надзора за зданиями и сооружениями, правила их обследования и технической эксплуатации; установлены концепция и терминология, связанная с видами работ, проводимых в процессе эксплуатации объектов. С учетом реального положения дел были установлены минимальные требования, которые обязаны соблюдать владельцы зданий, государственные и ведомственные структуры.

Однако до настоящего времени общая ситуация с техническими и экономическими проблемами в области эксплуатации производственных, жилых и общественных зданий и сооружений, эффективности вложений в сферу обслуживания недвижимости улучшается слишком медленно. Без ее коренного перелома на основе внедрения инновационных технологий и методов планирования технической эксплуатации с жестким контролем безусловного выполнения необходимых мероприятий наше отставание от передовых стран будет возрастать.

— В развитых странах инвестиционная привлекательность проекта строительства и реконструкции объекта определяется в т. ч. стоимостью его дальнейшей эксплуатации. На постсоветском пространстве этот фактор зачастую не учитывается, что, соответственно, снижает эффективность привлекаемых инвестиций. Способствует ли отечественное законодательство созданию и внедрению инновационных технологий и эффективных систем организации и управления эксплуатацией зданий и сооружений, надзора за их состоянием?

— Анализ сложившейся практики контроля за технической инвентаризацией недвижимости показывает, что существующая система не эффективна и затратна. В частности, многие вопросы дублируются различными ведомствами. На практике отсутствует четкая система ответственности, надзора за состоянием объектов недвижимости, в т. ч. на законодательном уровне. К примеру, Техрегламент "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" ТР 2009/013/ВУ (далее — ТР) обязывает соблюдать требования безопасности объекта на этапе эксплуатации, что должно отражаться в техпаспорте здания. Однако процедура оценки соответствия, организации и органы, ее осуществляющие и контролирующие, не установлены.

Очевидно, что наряду с требованиями по обеспечению безопасности объектов, следует учитывать реальные возможности вовлечения в эту сферу субъектов хозяйствования. По сути, проблемы организации надежности и долговечности зданий пока решаются владельцами на основе их представлений и компетентности. Известно, что ведомственный (внутренний) контроль часто неэффективен, и при отсутствии внятного внешнего (независимого) контроля любая система начинает плохо функционировать. Мировая практика свидетельствует, что в такой ситуации дата очередной аварии на технических объектах является открытой.

Закон Республики Беларусь "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности" в ст. 65, п. 3 и п. 4 устанавливает, что собственник зданий обязан выполнять требования территориальных органов архитектуры и градостроительства и иных государственных органов, осуществляющих надзор за эксплуатацией возведенных объектов строительства (п. 5). Однако, таких специализированных органов, способных квалифицированно контролировать правила эксплуатации зданий, пока не существует.

Отсутствие продуманной стратегии в этом вопросе наглядно проявляется при паспортизации и технической инвентаризации зданий и сооружений, которую проводят органы по государственной регистрации Госкомимущества. Изучение соответствующих инструкций, анализ практики паспортизации показывает, что выдаваемые БРТИ документы — не те паспорта, о которых идет речь в ТР 2009/013/ВУ. Фактически, они выполняют лишь регистрационную функцию, хотя регистрация — только один из элементов инвентаризации. Формы паспортов не позволяют даже кратко отразить результаты оценки состояния конструкций, обозначить виды дефектов и места их расположения, выполнить классификацию дефектов и технических состояний конструкций.

В последнее время требования об обязательном обновлении данных содержания паспортов зданий каждые пять лет вообще исключены из руководящих документов Госкомимущества. Для решения практических вопросов оценки состояния конструкций, их соответствия установленным требованиям и т. п. приходится заказывать полноценное обследование здания (общее или детальное) специализированным организациям с последующим составлением паспортов с учетом требования Минстройархитектуры, содержащих всю необходимую информацию для качественной инвентаризации. Кстати, на практике органы БРТИ при регистрации многих объектов требуют от владельца (в соответствии с перечнем документов, утвержденным исполкомами) справку о возможности безопасной эксплуатации зданий по назначению. Это также требует во многих случаях детального обследования, т. к. здания часто вообще не осматривались специалистами с момента постройки.

Не улучшают ситуацию рекомендации, изложенные в проекте ТКП "Техническая инвентаризация недвижимого имущества", разработанного в Национальном кадастровом агентстве. Так, методы оценки физического износа по многим положениям не стыкуются с методами, приведенными в документах, разработанных Госстандартом для оценки стоимости объектов как объектов недвижимого имущества (СТБ 52.3.01-2011, ТКП 52.3.01-2011 и др.)

Таким образом, многие работы, по сути, дублируются. Неэффективно задействованы людские и финансовые ресурсы. Убежден, что технический паспорт должен быть единым и включать в себя как регистрационный, так и периодически дополняемый инвентаризационный разделы с фиксацией всех изменений в техническом состоянии и параметрах конструкций и помещений, содержать технические данные, установленные системой ТНПА Минстройархитектуры. Такой паспорт, находящийся у владельца здания, будет важным рабочим инструментом планирования мероприятий по продлению срока службы недвижимости, оптимизации эксплуатационных затрат и т. д.

Кроме периодических обследований для подтверждения соответствия существующих зданий установленным требованиям должны проводиться предпроектные обследования перед капитальным ремонтом или реконструкцией объекта. Однако в существующем тексте ТР данные работы не включены в обязательный перечень комплекта технической документации.

В целом в республике не ведется целенаправленная работа по приведению системы паспортизации зданий и их технической эксплуатации к уровню современных требований. В то же время, в Украине, России и странах Прибалтики активно работают в этом направлении, и их опыт следует изучить.

— Помимо государственных органов особую ответственность за безопасность зданий и сооружений несет персонал, участвующий в процессе изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации зданий…

— Важнейшим элементом обеспечения безопасности зданий и сооружений является компетентность персонала, участвующего в процессе изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации. В связи с отменой лицензирования контроль за квалификацией специалистов, занимающихся данной деятельностью, практически утерян. Поэтому необходимо разработать специальные требования по квалификации и компетентности специалистов по обследованию.

В целом с либерализацией законодательства в области строительства значительно возрастает нагрузка на органы Госстройнадзора и Госстройэкспертизы в области повышения качества строительства и ремонта, снижения его стоимости и сокращения сроков. В ГП "Институт жилища — НИПТИС им. Атаева С. С." в свое время был создан Экспертный совет по координации, совершенствованию и повышению научно-технического уровня работ по обследованию и реконструкции зданий и сооружений (далее — Экспертный совет), который выполнял предлицензионные и текущие проверки экспертных организаций, формировал их перечень, имел своих представителей во всех регионах республики. В сложившихся условиях мы видим ряд направлений, где может быть использован накопленный им опыт в рассматриваемой сфере.

Отмечу, что в настоящий момент органы Госстройэкспертизы по объективным причинам, как правило, не дают оценку качества предпроектных обследований зданий и сооружений, их соответствия действующим ТНПА, а лишь проверяют, насколько рекомендации технических заключений учтены в проекте реконструкции (капремонта). В то же время имеются данные, что после отмены лицензирования проектных и обследовательских работ количество споров между субъектами данной деятельности возрастает, т. к. качество обследований объективно снижается, а многие проектировщики, не имеющие специальной подготовки, часто не способны оценить качество и технический уровень обследования. Интернет насыщен рекламой организаций, предлагающих услуги по обследованию зданий и сооружений, которые "гарантируют", что дешево, быстро и качественно выполнят любые виды работ. Изучение их предложений показало, что в основном это фирмы под названием "Рога и копыта", которые, не мудрствуя лукаво, активно приглашают "подработать" штатных сотрудников госорганизаций (вместе с оборудованием) без ведома руководства. Сегодня главным критерием для заказчика обследования становится минимальная стоимость работ, а не их качество.

Анализ показывает, что именно недоработки на стадии обследования зданий являются причиной срыва сроков реконструкции многих крупных предприятий, целых отраслей. Мировая практика проведения тендеров давно нашла лекарства от такого беспредела: отбрасывание самых дешевых и самых дорогих предложений; установление разумных границ возможного (обоснованного документально) снижения стоимости и сроков работ в процентах от установленных в нормах значений; тщательное изучение опыта предыдущей работы претендента и т. д. Эти вопросы требуют безотлагательного решения. Пока предлагаем параллельно с экспертизой проектов органами Госстройэкспертизы хотя бы укрупнено проводить экспертизу материалов предпроектных обследований зданий и сооружений, выполненных различными организациями с привлечением специалистов Экспертного совета. Это повысит ответственность исполнителей, снизит вероятность реализации необоснованных предложений по усилению конструкций или, наоборот, принятия небезопасных технических решений в проектах реконструкции или капремонта.

— Каким образом в современных условиях, в т. ч. в свете создания ТС и ЕЭП, защитить белорусский рынок от недобросовестных исполнителей, упорядочить деятельность по обследованию зданий и, вместе с тем, соответствовать требованиям к работе, предъявляемым за рубежом?

— В первую очередь необходимо вернуться к вопросу о формировании и актуализации Единого реестра организаций, осуществляющих обследование строительных конструкций зданий и сооружений. Причем выполнять это целесообразно силами Экспертного совета.

При этом надо учитывать, что обследование зданий и сооружений, как вид деятельности, включает комплекс работ по сбору, обработке, систематизации и анализу данных о техническом состоянии отдельных элементов, их узлов и здания в целом. Поэтому для экспертизы объектов надо обладать специальными познаниями в науке и технике. Многие вопросы тут пока решаются не на основе формализованных оценок, для чего эксперту требуется большой опыт в рассматриваемой области.

Кроме того, организация, занимающаяся обследованиями, должна иметь, кроме соответствующих специалистов, необходимое диагностическое оборудование, внесенное в Республиканский реестр и прошедшее метрологическую аттестацию, а также вспомогательную оснастку. При этом уровень приборного обеспечения организаций должен быть увязан с уровнем ответственности зданий, указываемом в Едином реестре организаций. В виде исключения при необходимости допускается аренда отдельных специальных приборов и механизмов, а также выполнение некоторых видов работ субподрядными организациями.

Очевидно, что специалисты по обследованию должны быть аттестованы (например, в соответствии с инструкцией о профессиональной аттестации специалистов в области строительства) и регулярно (один раз в пять лет) проходить переподготовку. В Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-96 и классификационный справочник "Должности служащих, занятых в строительстве" необходимо ввести должность "инженер-эксперт" и разработать соответствующие должностные обязанности, требования компетентности и квалификационные требования, внести изменения в приказ Минстройархитектуры от 31.05.2010 № 193.

Также в организации должен быть обеспечен необходимый набор штатных специалистов соответствующей квалификации.

— Владимир Георгиевич, Вы давно занимаетесь обсуждаемой нами темой, и у Вас явно сформированы конкретные предложения по совершенствованию процедур и повышению качества надзора за зданиями и сооружениями.

— Кардинальное решение обозначенных выше проблем, на мой взгляд, должно осуществляться путем создания комплексной государственной системы надзора за техническим состоянием объектов недвижимости совместными усилиями заинтересованных ведомств — Госкомимущества, Минстройархитектуры, Минжилкомхоза, Минпрома, Минфина и Минюста. Следует организовать службу, на которую будут возложены вопросы паспортизации, систематизации дефектов и их причин, разработка рекомендаций по совершенствованию методов технической эксплуатации (обслуживания и ремонта), осуществление надзора за качеством технической эксплуатации, привлечение к ответственности виновных в нарушениях правил эксплуатации объектов, в возникновении конкретных дефектов и принуждение к их исправлению, разработка стратегии и тактики выполнения вышеназванных мероприятий.

Для получения достоверных данных о качественных и количественных изменениях технического состояния республиканского фонда зданий и сооружений техническая инвентаризация должна выполняться на принципиально иной основе, под научно-методическим руководством специалистов в области оценки технического состояния зданий. В рамках такого подхода целесообразно создать республиканскую инспекцию по надзору за зданиями и сооружениями с выделением ее в перспективе в отдельный независимый государственный орган. В его составе должны быть инспекции строящихся и эксплуатируемых объектов, а также центр учета недвижимости, информационно-аналитический центр и другие подразделения, профессионально решающие единую задачу: повышение надежности и долговечности зданий и сооружений на территории Республики Беларусь.

Регулированию и упорядочению деятельности по обследованию зданий будет способствовать создание общественных саморегулируемых организаций (СРО), объединяющих экспертные фирмы. Однако подходы, принятые в России, неприемлемы в первую очередь из-за неудачных принципов финансирования их деятельности. Члены СРО облагаются непосильным невозвратным "оброком" вне зависимости от крупности, выручки и, что самое главное, от качества услуг. По сути, хорошо работающие фирмы должны компенсировать возможный вред, нанесенный их непрофессиональными коллегами. Намного справедливее и эффективнее действует система гарантийных обязательств, принятая, например, в международной ассоциации FIDIC, которая может быть применена и для СРО. Ее суть заключается в том, что фирма, выполнившая некоторую работу (услугу), обязана резервировать на гарантированный период на своем счету определенную (небольшую) часть средств, полученных от заказчика. Если в этот период будут выявлены дефекты и доказано, что они образовались по вине подрядчика, то исправление дефектов выполняется за счет этого "резерва", а после истечения гарантийного срока оставшиеся средства могут использоваться подрядчиком по собственному усмотрению.

В целом совершенствование системы надзора за зданиями и сооружениями должно осуществляться государственными органами и общественными объединениями, взаимодействующими между собой.

Всего просмотров: 8 966
Опубликованно: 25.04.2012