С песней по жизни


Версия для печати

В то, что у штукатура СУ-33 Алины Михайловны Чир в конце февраля наступил пенсионный возраст, поверить трудно. Во-первых, внешне она никак не выглядит на 55, а во-вторых, энергии у этой женщины столько, что позавидуют даже молодые. Знакомые порой поражаются ее энергичности, а иногда прямо говорят: "Да угомонись ты, Михайловна, зачем тебе столько дел?" А ей надо, ей интересно и 8 часов на стройке отработать, и в художественной самодеятельности поучаствовать, и в квартире порядок навести, да младшего сына накормить и на работу отправить. И везде она успевает.

— В Стройтресте № 8 я работаю с 1983 года, — рассказывает Алина Михайловна. — Помню, как мы, молоденькие девушки, впервые приехали в Брест из Борисова. Мне тогда было неполных 17 лет. После окончания 8 классов поступила в Борисовское ГПТУ-62 строителей. Уже заканчивала учебу, когда в училище приехал представитель Стройтреста № 8, отобрал 18 девушек-штукатуров и привез в город Брест.

Замечательное было время! Всех нас определили в СУ-33, создали комсомольско-молодежную бригаду. Правда, просуществовала она всего год. А по-другому не могло и быть — все молодые, не хватало опытных специалистов, не у кого было учиться, опыт перенимать. И бригаду нашу расформировали. Практически все девушки из Борисова со временем уехали к себе на родину, и только я одна осталась в Бресте.

Были мысли бросить все, уехать домой, особенно, когда ездила к маме в отпуск. А потом выхожу на работу — а тут все свои: знакомые, друзья, даже начальство, как родное. Потом вышла замуж, а там появилась своя малосемейка, со временем — квартира, родился сын. Так и осталась в СУ-33 до самой пенсии.

По-разному складывалась работа в тресте. И радостные были годы, и очень трудные. Было время, когда не хватало работы, простаивали, особенно зимой. И зарплаты были невысокие. Когда была молодой, особо не задумывалась о деньгах, мне хватало. А когда семья образовалась, дети появились, особенно в 1990-е годы очень остро ощутила недостаток тех самых денег. Тяжело было. Некоторые рабочие не выдерживали, уходили на поиски лучшего места. А мы — те, кто остался, — пережили кризисные времена. Появилась работа, зарплаты начали расти. Люди, которые ушли из стройуправления, начали возвращаться обратно, не прижились на новом месте. Частники обычно много обещают, а на деле выходит наоборот…

В 1975 году пришла в народный ансамбль песни и танца "Сузорье", который организован при Стройтресте № 8. Руководил им тогда Вениамин Дмитриевич Василенко. Занималась пением с 1975 по 1983 годы. Потом родился первый сын, и пришлось оставить свое увлечение песней. Надолго. Лет 15 не посещала репетиции ансамбля. Приглашали, особенно Вениамин Дмитриевич все говорил: "Приходи, тебе нужно петь!". А не могла, нужно было заниматься воспитанием детей.

Но года 4 тому назад был у нас в стройуправлении конкурс художественной самодеятельности. Меня пригласили поучаствовать. Тут снова Вениамин Дмитриевич говорит: "Возвращайся к нам". И вот уже шестой год я снова в ансамбле "Сузорье". Нисколько не жалею, что вернулась, несмотря на свой возраст.

Конечно, тяжело бывает совмещать и работу, и увлечение. Приходишь с работы уставшей, а зимой так и замерзшей, хочется отдохнуть, в тепле домашнем посидеть, согреться, а надо идти. И ты идешь, потому что есть ответственность перед людьми. Нельзя подводить ни руководителя, ни своих товарищей, с которыми ты выступаешь в одном коллективе.

Мне нравится петь. Иногда пою даже на рабочем месте. Нашим молодым рабочим в бригаде нравятся мои песни. Я являюсь старейшей работницей в коллективе штукатуров, первой выхожу на пенсию. Даже бригадир Елена Николаевна Кузьмич на 15 лет меня моложе, ей 40 лет. А в основном у нас работают молодые люди до 30 лет. Песни, которые я пою, им очень по душе. Особенно нравится "Марш строителей", который они называют нашей бригадной песней. Там есть такие строки:

"В разгар зимы, весной и летом,

В осенний дождь и снегопад,

Работой мы всегда согреты,

Своей работе каждый рад".

Очень нравятся молодежи и слова этой песни, и мелодия в ритме марша. Мы с бригадиром Еленой Николаевной запеваем, а другие подпевают. Почти все слова уже знают.

Бригада у нас дружная, отношения между старшими работниками и молодыми ровные. Молодежь нам помогает, а мы им подсказываем, как лучше положить раствор, чтобы качество хорошее было. Ко мне, например, все относятся с уважением и почтением. Конфликтов в бригаде нет, все понимают друг друга, никто ни с кем не скандалит. Праздники, дни рождения отмечаем вместе. Собираемся после работы где-нибудь на природе. В рабочее время никаких празднований не устраиваем, с этим у нас очень строго.

Бригадир Елена Николаевна Кузьмич — человек грамотный, вежливый, отзывчивый. Всегда внимательно относится к работникам, если надо — поможет, подскажет, посоветует. За это любят ее и уважают в бригаде.

На стройке я уже 38 лет, постоянно тружусь штукатуром в СУ-33. Даже свою трудовую книжку в руках не держала. Как оформили ее в 1983 году, так она в отделе кадров где-то и лежит. За эти годы на многих объектах, больших и малых довелось поработать. Еще в молодости строили, например, Дворец культуры профсоюзов — значимый по тем временам был объект. Многоэтажные дома в Бресте, которые потом начали называть "китайской стеной", тоже возводили. Потом были известные спортивные объекты: комплекс игровых видов спорта "Виктория", Гребной канал, Легкоатлетический манеж. Да все причислить невозможно. В последнее время наша бригада 4 месяца работала в Минске, штукатурили большой многоэтажный жилой дом.

Мне нравится моя работа, нравится и специальность. Маляром, например, не смогла бы работать. Может, красить и белить легче, но не мое это дело. Для меня штукатурить — легкая теперь работа. Устаешь, конечно, физически, чего там говорить. Да на любой работе человек устает. Но усталость на стройке для меня привычная. Когда сижу дома, ничего не делаю, все начинает болеть, потому что нет нагрузки, нет движения, разминки нет.

Сейчас у меня навыки, опыт. Прихожу, смотрю на стенку, и знаю с какой стороны к ней подойти, как ее выровнять, сделать красивой, качественной, чтобы у новоселов претензий не было. С работой посложнее — с откосами, арками — тоже справляюсь хорошо. На пенсию выхожу, но все равно буду работать. Контракт со мной продлили еще на два года.

А я не замечаю свой возраст. Когда мне было 50, думала: ох, как много уже лет! А сейчас на пенсию выхожу, так даже весело становится. Потому что не ощущаю я этих лет. Есть еще силы, здоровье, есть энергия, увлечение любимое есть. Соседи удивляются: как у тебя хватает сил? А мне нравится, люблю я и поработать, и отдохнуть среди хороших людей.

Ощущаю себя счастливым человеком. В жизни достигла то, что можно было достичь. Вырастила и воспитала детей — двоих сыновей. Старший Александр женился, живет в Борисове. Тоже пошел в строители, правда, работает каменщиком. У него уже дети — девочка и мальчик, мои внуки. Юра — младший сын, живет в Бресте, работает в милиции. Есть у меня своя квартира, любимая работа, близкие мне люди — друзья и товарищи, возможность выступать на сцене. А что еще нужно для жизни?

Всего просмотров: 6 068
Опубликованно: 07.03.2012