Развитие дорожной сети Беларуси


Версия для печати

Качество дорог сродни погоде — его всегда можно обсудить, когда другие темы исчерпались. Причем, оказывается, этот вопрос актуален для многих стран — дороги критикуют и в России, и в Германии, и в Испании. За последнее десятилетие белорусские автомобилисты узнали, что такое гордость за качество отечественных трасс, ведь ремонты проводились быстро, оперативно шло и строительство новых путей… К сожалению, в последние годы ситуация опять переломилась, и повод подумать о состоянии подвески появился вновь. Что ждет белорусов "на колесах" в текущем году, рассказали начальник управления содержания дорожной сети Департамента "Белавтодор" Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь А. Ф. Головнев и директор Государственного предприятия "Гордорстрой" М. А. Глушаков.

Стремительное развитие городской сети

Где сегодня активно идет капитальное развитие городской дорожной сети, так это в Минске. По словам М. А. Глушакова, в настоящее время в "работе" находятся 15 улиц, в том числе пр. Дзержинского, улицы Тимирязева, Саперов, Маяковского, Кабушкина, Ташкентская, Беды, Долгиновский тракт, пер. С. Ковалевской, участок по ул. Филимонова. "Также планируется удлинение трех улиц под городскую электричку: от ул. Либаво-Роменской до ул. Солнечной, от проезда Бабушкина до ст. Колядичи и от ул. Сырокомли до ст. Лошица, — рассказал директор ГП "Гордорстрой". — Также в планах удлинение улиц Алибегова и Колесникова. В т. г. надеемся на то, что восемь объектов из перечисленных нам удастся завершить". Касаясь работ на объектах, М. А. Глушаков отметил, что в 2012-м на пр. Дзержинского работы продолжатся на участке от ул. Р. Люксембург до пр. Любимова. Ожидается выпуск проектно-сметной документации на участок от пр. Любимова до МКАД. Пока на данном объекте работы практически завершены до ул. Уманской, возведен наиболее протяженный путепровод в стране — 400 м. В настоящее время строители работают там над укладкой асфальтобетона и приступают к отделочным работам. В первом полугодии т. г. эти работы намечается завершить.

"Параллельно с этим планируется выход на пересечение ул. Алибегова с пр. Дзержинского, где также начнется возведение путепровода с расширением проспекта до восьми полос движения транспорта, — сообщил руководитель ГП "Гордорстрой". — Продолжатся работы на ул. Маяковского. Пока строители работают на участке дороги от Ленинского исполкома до ул. Аранской с расширением его до восьми полос. Напомню, путепровод на пересечении улиц Маяковского — Денисовской уже несколько месяцев обкатывается автомобилистами.

Продолжаются работы по реконструкции ул. Тимирязева. Один участок этой улицы уже сдан, ведется строительство от ул. Радужной до ул. Орловской, также продолжается возведение путепровода над вторым кольцом. Все работы планируется завершить в т. г., расширив этот путь также до восьми полос. Следующий на очереди к реконструкции — участок пути от ул. Саперов до ул. Кальварийской, который расширится до восьмиполосной трассы и соединит эту часть города с центром.

Очередной шаг к Чемпионату мира по хоккею–2014 сделали в Чижовке — в этом году начаты работы на ул. Ташкентской, которую также планируется расширить, а ул. Кабушкина — продлить.

Не прекращаются работы и на Долгиновском тракте. В настоящее время выполнена перекладка инженерных сетей, в т. г. объект планируется сдать в эксплуатацию. Более 50 % работ выполнены на ул. Беды, и в 2012-м они будут завершены. Ведется разработка проекта продления улицы и переулка С. Ковалевской.

Говоря о перспективах, М. А. Глушаков отметил, что сегодня уже разработан архитектурный проект по строительству первого городского кольца, развязки по улицам Маяковского — Аранской. Прорабатывается вопрос расширения улиц Харьковской, Пономаренко и частично Шаранговича со строительством путепровода через пр. Пушкина.

Второй МКАД быть?

Поводом для строительства второй кольцевой дороги вокруг Минска стала необходимость разгрузки существующей МКАД. Работы по строительству объездного пути для грузового транспорта были начаты в 2011 году в соответствии с поручением Главы государства. Срок окончания этих работ был намечен на 2017 год. Как стало известно, сегодня из-за прекращения финансирования строительство 157-километровой второй кольцевой автодороги Минска приостановлено.

По словам А. Ф. Головнева, ее строительство как и прежде планируется завершить до 2017 года. Чтобы "вписаться" в график до 2014 года, дорогу планируется создать на участке от

М-3 до М-6 протяженностью 44 км. Говоря о ее параметрах, стоит напомнить, что движение на ней будет четырехполосным — по две полосы в каждом направлении, с освещением на всей протяженности. Это на треть меньше существующей дороги, но поток автомобилей там будет существенно ниже, а скорость движения ограничат цифрой 120 км/ч. Планируется, что она будет выполнять лишь транзитную функцию.

Языком цифр

Сеть автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь составляет более 86 тыс. км, в том числе около 15,5 тыс. км — республиканских (по ним идет основной грузо- и пассажиропоток) и более 71 тыс. км — местных дорог.

"В 2012 году на дорожные работы по республиканским дорогам планируется направить около 3,6 трлн рублей, — сообщил начальник управления "Белавтодора". — В частности, из республиканского бюджета на эти цели будет выделено порядка 1,6 трлн рублей, из фонда национального развития — 140 млрд рублей. Кроме того, будут привлечены заемные средства: Всемирного банка — 508 млрд рублей, Эксимбанка КНР — 1 трлн рублей и "Беларусбанка" — 412 млрд рублей.

В разрезе видов работ средства будут распределены следующим образом: на содержание республиканских дорог намечено направить 787 млрд рублей, на текущий ремонт — 373 млрд рублей, на капитальный ремонт — 148 млрд рублей, на возведение и реконструкцию — 2 трлн 359 млрд рублей (в том числе кредитные ресурсы). Текущий ремонт пройдет на 934 км республиканских дорог и 970 пог. м мостов на них, капитальный — на 40 км дорог и 466 пог. м мостов, после реконструкции и строительства будет введено 31,7 км и 336 пог. м соответственно".

В 2012 году организациям Департамента "Белавтодор" предстоит выполнить большие объемы работ по реконструкции и строительству — в 2,5 раза больше по сравнению с 2011 годом.

В частности, реконструкцию автомобильной дороги М-5 Минск — Гомель по параметрам 1 категории (4 полосы движения) предусматривается осуществить за счет привлечения заемных средств Всемирного банка и Эксимбанка КНР. Всего необходимо реконструировать 215 км дороги, возвести 55 мостов и путепроводов.

"Работы на участке Пуховичи — Бобруйск протяженностью 53 км, которые осуществляются за счет привлечения заемных средств Всемирного банка, начаты в ноябре 2011 года, — рассказал А. Ф. Головнев. — Работы с привлечением кредитных средств Эксимбанка КНР по реконструкции дороги на участке Жлобин — Гомель планируется начать в апреле 2012 года. Кроме того, подписано Генеральное кредитное соглашение между Эксимбанком КНР и Правительством Республики Беларусь о предоставлении льготного кредита, в соответствии с которым предусмотрено финансировать реконструкцию дороги М-5 на участке Бобруйск — Жлобин. Также в 2012 году необходимо выполнить поручение Правительства по обеспечению ввода в эксплуатацию автодороги М-4 Минск — Могилев по параметрам 1 категории на всем протяжении от Минска до Могилева. Следует отметить, что в 2010 году на реконструкцию дороги был выделен кредит "Беларусбанка" в сумме 830 млрд рублей, а на начало т. г. остаток по кредиту составил порядка 400 млрд рублей. Естественно, что с учетом инфляционных процессов, имевших место в последнее время, выделенной суммы не хватит для завершения работ на этой трассе. Сегодня дефицит средств на реконструкцию автодороги М-4 Минск — Могилев составляет 1,5 трлн рублей.

Кроме этого, в 2012-м необходимо выполнить поручение Главы государства по завершению строительства моста через р. Днепр на подъезде к Шклову и обеспечить его ввод в августе 2012 года".

К чему ведет недостаток финансирования?

Финансирование проектов является больной темой для всех областей промышленности. Дорожное строительство — не исключение. Об ухудшении качества дорожного покрытия в целом по республике рассказал и А. Ф. Головнев. Он отметил, что только лишь ямочный ремонт не решает проблемы восстановления изношенных дорожных покрытий. "Если магистральные дороги еще в более-менее удовлетворительном состоянии, то трассы, соединяющие областные и районные центры, близки к критическому, — отметил начальник управления "Бел-автодора". — Когда на них 20–30 лет делался лишь ямочный ремонт, дорога долго не проживет". По данным "Белавтодора", в настоящее время значительная часть республиканских дорог эксплуатируется с просроченными межремонтными сроками. Восстановление ежегодного износа не обеспечивается, что ведет к постепенному разрушению дорожного покрытия. Причиной такого "недоремонта" в департаменте называют все то же "недофинансирование". По сравнению с 2006 годом выделение средств на содержание дорог уменьшилось на 30 %, в то время как требования к нему постоянно растут. Вместе с тем, строительство новых дорог от недостатка инвестиций не страдает, поскольку ведется за счет белорусских и иностранных кредитов. "Не пора ли пересмотреть приоритеты, ведь дороги республики являются ее "лицом", — считает А. Ф. Головнев. — В недалеком будущем и новым дорогам нужен будет ремонт…"

В настоящее время общая потребность в ремонтах на республиканских дорогах составляет 6,6 тыс. км (43 % от их общей протяженности), на что потребуется около 4 трлн рублей.

По словам А. Ф. Головнева, объемов работ, которые выполняются по поддержанию сети, недостаточно. К примеру, в т. г. капитальный ремонт проводится на 150 километрах республиканских дорог, а учитывая их общую протяженность — 15,5 тыс. километров, — в следующий раз к ремонту этих участков вернутся через столетие…

Будущее за платными дорогами

Эксперимент с введением на территории нашей страны первой платной автодороги М1-Е30 оказался удачным. По словам представителя "Белавтодора", опыт платной автодороги показывает достаточную эффективность "даже в половинчатом виде", когда за проезд платят только грузовые автомобили. При этом сбор платы в настоящее время больше, чем тратится на ее содержание. Такие результаты дали основание для продолжения работы в этом направлении, и сейчас в Беларуси планируется создание единой централизованной системы сбора платы за проезд по республиканским автодорогам. "В настоящее время ведутся переговоры с производителями таких систем, которые говорят о возможности привлечения собственных ресурсов для их строительства с возвратом вложенных денег как процента от сбора платы, — отметил А. Ф. Головнев. — То есть, на бюджет нагрузки в этом случае не будет. Сбор платы станет осуществляться не с применением шлагбаумов, а при помощи электронной системы, которая позволяет при проезде через специальные ворота с использованием датчиков считывать с бортового устройства на автомобиле данные о пройденном километраже и выставлять плату".

Вырученные средства за пользование автодорогами будут направлены на развитие дорожной сети в стране. Говоря о том, проезд по каким именно дорогам станет платным, в "Белавтодоре" отметили, что введение платы планируется на трассах, реконструированных по параметрам первой категории с доведением до четырех полос. К примеру, на трассе М-4 Минск — Могилев на участке Пуховичи — Бобруйск предусматривается введение платы как источника возврата белорусской стороной заемных средств Всемирному банку, который финансирует проект ее реконструкции. Как и в случае с М1-Е30, плата будет введена для всех транспортных средств общей массой свыше 3,5 тонн, однако пока окончательного решения о том, останутся ли дороги бесплатными для легковых автомобилей, нет.

Всего просмотров: 8 549
Опубликованно: 20.02.2012