Рациональные решения для Березовского рудника, или Рудник на руднике


Версия для печати

Меньше года остается до официального открытия шестого Березовского рудника. Его строительство было начато 14 декабря 2006 г., а ввод в эксплуатацию намечен на 3 июля 2012-го. Проектная мощность нового рудника составит 6 млн тонн руды в год, а период эксплуатации — не менее 40 лет. Сегодня там не стихает шум строительных машин и механизмов. Активно идет возведение отдельных цехов, монтаж оборудования, демонтаж временных сооружений, проходка стволов… О том, каким быть новому объекту калийного гиганта, рассказал главный инженер Дирекции строящихся рудников Олег Васильевич Шевцов.

Один рудник — множество инноваций

Строительство первых рудников в Солигорске началось в 1958 году. По очереди появились Первое рудоуправление (1 РУ) с рудником и обогатительной фабрикой, затем второе, третье, четвертое, Краснослободской рудник… Параллельно с проходкой шахтных стволов шло строительство наземных объектов калийных комбинатов, и только после полной их готовности начиналось освоение шахтного поля... С каждым годом развивались и технологии строительства. Благодаря этому типового проекта рудника так и не появилось. Березовский тоже не стал исключением. Одной из основных его особенностей явилось расположение. Он разместился на шахтном поле 4 рудоуправления, фактически став рудником на руднике. "Это было необходимо из-за того, что размеры и объем запасов 4 РУ не позволят справиться с ними одному комбинату, — пояснил О. В. Шевцов. — Поэтому строительством Березовского рудника мы "убиваем" сразу "двух зайцев": помогаем извлечь все полезные ископаемые на данном шахтном поле и даем работу обогатительной фабрике (СОФ) 1 РУ".

По примеру Краснослободского рудника, откуда руда поступает на обогатительную фабрику 2 РУ, на Березовском транспортирование полезного ископаемого будет осуществляться по конвейеру длиной 10,6 км на обогатительную фабрику первого рудоуправления. Запасы 1 РУ, открытого в 1962 году, уже практически полностью исчерпаны. В то же время, на СОФ 1 РУ заканчивается модернизация, и она будет в состоянии отработать весь период освоения Березовского рудника. Строить же собственную фабрику для каждого нового участка экономически невыгодно: если сегодня стоимость возведения Березовского рудника остается в пределах 450 млн долларов, то при вводе собственной СОФ она увеличится втрое. К слову, предусмотрен также запасной вариант обработки рудного материала. Если возникнут какие-либо сложности с доставкой руды на 1 РУ СОФ, по подземному запасному конвейеру она будет перенаправлена на фабрику 4 рудоуправления.

Говоря о транспортировке руды, стоит рассказать о новом конвейере, который впервые будет применен на территории стран СНГ. Его проектировщиком является американская компания, а поставки оборудования осуществляются странами четырех континентов. В отличие от примененного на Краснослободском руднике конвейера, на этом нет перегрузочных узлов, а для его работы требуется всего один привод. Учитывая сложный рельеф местности, это является большими преимуществами, ведь в случае применения типа конвейера, аналогичного Краснослободскому, и перегрузочных узлов и приводов потребовалось бы порядка восьми. Новый конвейер способен работать под углом до 25о и радиусом поворота 500 м. К слову, с учетом всех факторов его стоимость оказалась ниже традиционного варианта. Удалось значительно сэкономить и при строительстве конвейерного тракта. Его путь лежит не только по земле, но и над водой. Чтобы преодолеть Солигорское водохранилище, был возведен мост длиной 200 м без ущерба для водной зоны и ее обитателей — галерея герметично закрыта, что исключает просыпание транспортируемого материала. К слову, изначально по расчетам субподрядчика его длина должна была составлять 1200 м, но после вмешательства заказчика ее удалось сократить в 6 раз. Пока смонтировано 7,0 из 10,6 км конвейерного тракта.

На данном объекте экономно относятся не только к денежным ресурсам, но и к земле. В отличие от Краснослободского, наземная территория Березовского рудника весьма компактна: 15 против 24 га. "Пока в связи с этим возникают некоторые сложности с размещением прибывающего на монтаж оборудования, но все эти проблемы временные, и после окончания строительства никаких нареканий на нехватку пространства быть не должно, — уверен О. В. Шевцов. — Максимально уменьшено также здание административно-бытового корпуса. Там все работы уже завершены. Почти готов к сдаче в эксплуатацию цех дробления — осталось лишь смонтировать необходимое оборудование. При строительстве данного цеха мы отошли от традиционной конструктивной схемы, предусматривающей использование бетонных стеновых ограждений, в пользу конструкции из нержавеющей стали. Дело в том, что через 10–15 лет бетонные плиты требуют замены, а "нержавейка" хорошо себя зарекомендовала на аналогичных производствах за рубежом и не потребует замены весь срок работы рудника".

Также на данном рудоуправлении отказались от поверхностного вентилятора для проветривания рудника. На Березовском для этих целей будет установлено три подземных, которые являются вдвое эффективнее наземных установок (КПД близок к 100 %). После их ввода в эксплуатацию все шахтное поле 4 РУ будет проветриваться лишь их силами. Поверхностные вентиляторы на этих соседних рудниках будут также остановлены.

На Березовском руднике впервые будет смонтирована новая многоканатная подъемная машина для клетьевого ствола с грузоподъемностью клети 18 тонн. В целом подъемные машины применяются для подъема и спуска людей и оборудования в шахту. Уникальность этой модели — в ее грузоподъемности и размерах. Сама клеть — высотой 5 м — позволит загнать туда трактор "Белорус", не разбирая, и просто спустить его вниз. Ранее спуск и подъем механизмов требовал их разборки и спуска отдельных деталей под клетью.

Сейчас практически завершены строительство и монтаж подъемных машин на скиповом стволе, который будет поднимать из забоя руду на поверхность. Ведутся электромонтажные и наладочные работы.

Закончена проходка самых сложных сооружений рудника — шахтных стволов. В настоящее время ведется их армирование. Это последний, завершающий этап строительства стволов. Он самый сложный, требует большой точности. Вес металлоконструкций армировки на скиповом стволе № 5 — 850 тонн, клетьевом — 565 тонн. Срок сдачи в эксплуатацию стволов — ноябрь–декабрь 2011 года. Также проведен демонтаж всего оборудования, смонтированного в период проходки. В ноябре планируется приступить к демонтажу временных копров и возведению постоянных.

ОАО "Беларуськалий" является одним из крупнейших в мире и самым крупным на территории СНГ производителем калийных минеральных удобрений. На долю белорусского предприятия приходится 16 % мирового рынка калия. До 80 % калийных удобрений "Беларуськалий" поставляет на экспорт: в Европу, Восточную Азию, страны Средиземноморья, Южную Африку, Индию, Китай, Южную и Северную Америку — всего более чем в 50 стран. Пищевая каменная соль реализуется на внутреннем рынке, а также в России, странах Балтии и Молдове. Техническая соль — еще и в ряде стран Восточной и Западной Европы. ОАО "Беларуськалий" функционирует на базе Старобинского месторождения калийных солей и включает четыре рудоуправления, вспомогательные цехи и обслуживающие подразделения, в которых заняты около 20 тысяч человек. Предприятие акционировано в 2010 году.

Импортозамещение возможно, но не всегда…

Строительство такого уникального и сложного объекта, как калийный комбинат, не оставляет права на малейший промах ни проектировщикам, ни строителям. И если проектно-сметную документацию десятки раз проверяют, то прочность строительных материалов, которые в столь экстремальных условиях порой ведут себя непредсказуемо, несмотря на положительные результаты лабораторных испытаний, испробует уже только жизнь… Этим объясняется опасение перед применением какого-либо нового продукта, пусть даже на первый взгляд, экономичного.

"Очень серьезно мы отнеслись к антикоррозийной защите металлоконструкций, — рассказал Олег Васильевич. — К сожалению, пока на отечественном рынке нет материалов, которые мы можем использовать для обработки наших конструкций. Между тем, специфика работы такова, что на многих, особенно подземных конструкциях, работающих в сверхагрессивной среде, заменить слой отжившего покрытия просто невозможно, в частности, это касается армирования стволов. Существующие материалы требуется наносить в 6 слоев, и при этом продлить срок службы покрытия можно лишь до 3–4 лет. К слову, в Беларуси есть производитель качественных защитных покрытий, но мы не можем создать для них необходимые условия затвердевания".

Уникальный проект был реализован ОАО "Беларуськалий" совместно с ОАО "Могилевский завод "Строммашина". По заказу калийной компании для устройства крепи стволов были изготовлены специальные чугунные тюбинги. Они служат в качестве крепи, несущей нагрузку от горного давления, а также обеспечивают полную гидроизоляцию ствола от подземных вод, ожидаемый приток которых составляет до 4000 м3/ч. Между кольцами тюбинга устанавливается свинцовая прокладка, которая не дает воде просачиваться через стыки. В практике завода это был первый опыт изготовления подобной продукции и, стоит отметить, справился он на "отлично". На территории СССР был всего один завод, который выполнял подобные заказы, — Днепропетровский, но после развала Союза и он сдал свои позиции.

Объехав все предприятия за рубежом, командой "Беларуськалия" было решено попытать счастья на родине — привезли чертежи в Могилев. Несмотря на отсутствие опыта, руководство решило рискнуть. Как у него получилось, лучше всего говорят цифры. "Для такого вида продукции в Союзе допуски в обработке были 1–2 мм, — рассказал О. В. Шевцов — Для "Строммашины" было разработано техзадание, согласно которому этот показатель не превышал 0,2 мм. И они выдержали. Для изделия весом 2,5 тонны это фантастический результат. Такая точность изготовления позволила добиться при монтаже тюбинговой колонны исключительных по качеству результатов. К слову, на каждый из двух стволов было установлено более 5 тыс. тонн тюбингов. Благодаря этому, а также специальной интегральной капиллярной системе гидроизоляционных материалов для бетона удалось избежать традиционной для всех стволов проблемы — их обводненности. А для соляных шахт "сухие" стволы — главная задача, и мы с ней справились".

Профессиональные кадры, высококлассная техника

Согласно ПОС, срок сдачи объекта — июль 2013 г., но руководство объединения взяло на себя повышенные обязательства, пообещав завершить все работы к 3 июля 2012 года. "Сократить срок сдачи больше чем на год удалось за счет того, что подземная часть у нас уже выполнена силами рудника 4 рудоуправления и ОАО "Трест "Шахтоспецстрой", — напомнил собеседник. — Зато во всем остальном строителям приходится тяжело работать. Пока на стройплощадке сосредоточены силы без малого 400 строителей. Для ведения работ привлечены два генеральных подрядчика — ремонтно-строительное управление ОАО "Беларуськалий" и ОАО "Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции". На строительстве поверхностного комплекса работали такие предприятия как Солигорское СМУ ОАО "Промтехмонтаж", СУ-95, СУ-105, СУ-149 и УМС-108 ОАО "Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции", ОАО "Сельэнергомонтаж". Комплекс подземных работ производит хозяйственным способом рудник

4 рудоуправления, но основную часть работ взяло на себя ОАО "Трест "Шахтоспецстрой". Работы по проходке скипового и клетьевого стволов Березовского рудника с апреля — мая 2008 года ведет именно коллектив шахтопроходческого управления".

Из-за сложных геологических условий на строительной площадке все здания Березовского рудника построены на сваях. Как пояснил заместитель главного инженера Дирекции строящихся рудников ОАО "Беларуськалий" Иван Иванович Жданович, всего для возведения наземной части рудника потребовалось около 10 тысяч свай. Для решения поставленных задач была привлечена буровая компания "Дельта", которая хорошо зарекомендовала себя в работе. Что касается техники, сосредоточенной на объекте, то ежедневно здесь работают порядка восьми сваебойных машин и десятки единиц другой техники: от автомобильных кранов, погрузчиков и экскаваторов до уникального для республики телескопического крана типа АС 500-1 DEMAG в башенно-стреловом исполнении грузоподъемностью 500 т.

Без плана — никуда

Расчетный срок отработки запасов руды, которые залегают на Березовском участке на глубине 450–720 м, составит 44 года. Несмотря на обеспеченность 3 рудоуправления запасами на ближайшую перспективу, сейчас рассматривается вопрос вскрытия запасов Дарасинского участка. В 2013 году предусматривается начать строительство рудника, а в 2019-м — ввести его в эксплуатацию. При проектной мощности 6 млн тонн срок службы Дарасинского рудника составит не менее 45 лет.

Также в планах ввод в эксплуатацию калийных предприятий на базе участков и месторождений, выявленных в стране. На сегодняшний день в Беларуси найдено более 10 перспективных участков с запасами калийного сырья. Это — Нежинский, Любанский, Дроздовский, Глусский, Осовецкий, Смоловский, Копаткевичский, Ново-Дубровский, Житковичский, а также месторождения Петриковское и Октябрьское. Наиболее значимым и перспективным является Петриковское месторождение. Именно здесь планируется построить горно-обогатительный комбинат. Уже к 2020 году он будет выпускать 1,1 млн тонн калийных удобрений. К 2025 г. мощность комбината планируется увеличить до 3 млн тонн в год.

Мы продолжаем следить за работой строителей на Березовском руднике. Судя по тому объему, что уже выполнен, ресурсам и квалификации кадров, первая партия руды будет доставлена на поверхность в срок.

Всего просмотров: 10 618
Опубликованно: 16.09.2011