Путевые заметки с Александром Петровым


Версия для печати

Исколесив архитектурными дорогами земной шар "на восток от солнца, на запад от луны", Александр Николаевич Петров свое 60-летие встречает в должности директора УП "Минскградо". Несмотря на зигзаги творческой судьбы, его градостроительная жизнь течет четким курсом. Ведь когда-то профессиональная биография юбиляра начиналась в мастерской генерального плана г. Минска института "Минскпроект"…

"Мои университеты"

Впрочем, несмотря на очевидную логику карьерного роста в свое время, ученик Петров вовсе не планировал связывать свою жизнь с проектной работой, будучи не понаслышке знакомым со сложностями этой профессии на примере отца — Николая Михайловича, первого директора института "Белкоммунпроект". Кем только он не мечтал стать — допустим, журналистом. Но для поступления в соответствующий вуз требовался 2-летний стаж, и на семейном совете было решено попробовать себя в архитектуре.

"И я ни разу не пожалел об этом, — говорит Александр Николаевич. — Архитектура — это специальность, которая находится на стыке гуманитарных и технических наук. В отличие, к примеру, от инженеров-строителей мы изучали основы композиции, историю архитектуры и искусств, от художников — строительную физику, сопромат и пр. Такое "двухстороннее" образование дает интересный результат: выпускники архитектурных вузов имеют, как правило, подготовку, которая обеспечивает им возможность легко перемещаться в другие сферы деятельности. Так, многие архитекторы ушли в литературу (А. Вознесенский) или музыку (А. Макаревич). Кроме того, архитектурная подготовка дает широкий кругозор, что, в свою очередь, помогает принимать решения с глубокой теоретической проработкой".

Правда, одновременно это нередко становится причиной неоднозначного отношения к архитекторам: их стиль работы — да и жизни — порой воспринимается как некий "выпендреж": мол, вечно они из себя что-то строят. "А большинство из них ничего из себя не строят, — с улыбкой отмечает А. Н. Петров, — просто они такие на самом деле"...

Он и поныне уверен, что ему повезло с преподавателями — представителями старой школы: "Например, градостроительное проектирование у нас вел Н. Е. Трахтенберг — патриарх отечественного градостроительства, автор первого послевоенного генерального плана Минска. Это был очень удачный генплан: правда, с одной стороны, он разрушил структуру довоенного Минска, изменив его до неузнаваемости, но с другой — создал предпосылки для безболезненного развития города до настоящего времени. К примеру, главный проспект столицы в 1946 г. был заложен такой ширины, которая и сегодня позволяет его нормально эксплуатировать". И это при том, что тогда там проезжало, условно, три машины в час. Но градостроители прозорливо предвидели перспективу развития Минска.

"К сожалению, в последнее время личностей такого масштаба среди преподавателей не видно, — продолжает А. Н. Петров. — И. А. Иодо, К. К. Хачатрянц (которая когда-то была куратором нашей группы) — представители старшего поколения. А молодежь как-то себя не "озвучила". Хотя, наверное, и среди нее есть таланты и мы просто пока этого не знаем…

А ведь именно от преподавателей, от атмосферы в институте зависит мировосприятие его выпускников".

Равнение на "Минскпроект"

После института вчерашний студент пришел в мастерскую генерального плана г. Минска института "Минскпроект", начальником которой тогда был Я. Л. Линевич. "С тех пор наши пути в жизни все время пересекаются, — отмечает А. Н. Петров.

— Школа, полученная в творческом коллективе большого института, дала мне заряд на всю оставшуюся жизнь. Минскпроект стал для меня "лакмусовой бумажкой" — я и сегодня сравниваю с ним все проектные организации. Правда, теперь он немного другой: мне кажется, что творчество там несколько угасло. А тогда мне посчастливилось работать с такими специалистами, как Ю. П. Пурецкий, С. Б. Ботковский, Л. М. Левин, Ю. П. Градов, П. П. Кракалев и др.".

Но потом ему захотелось "раскрыть себя по-настоящему", и он уехал на Север, где пять лет проработал в системе Комигражданпроекта. "Если Минскпроект — это организация, перенасыщенная специалистами, у каждого из которых был свой узкий сектор деятельности, то на Севере квалифицированных кадров не хватало. И мне как ГАПу была дана свобода действий в условиях отсутствия ГИПа, главного конструктора, сметчиков… Пришлось во все "впрягаться" самому. Причем объекты были самые разные — от генпланов небольших городов до жилья, школ и поликлиник. Учитывая небольшой на тот момент опыт, меня, по В. Высоцкому, спасали только "упорная моя кость и природная моя злость".

Как признает А. Н. Петров, для него Север стал неплохой рабочей школой: "То, что приходилось заниматься всем, и отвечать за все, дало определенный багаж, который до сих пор меня держит "на плаву", потому что единожды поняв проектную "кухню", проблемы решать несложно. По большому счету все возникающие ситуации однозначны и строятся на системе взаимосвязей "заказчик — проектировщик — подрядчик".

Возможно, он так и остался бы на Севере, тем более что там имелась отчетливая перспектива карьерного роста, однако врачи настоятельно рекомендовали вернуться с ребенком в среднюю полосу. Что Петровы и сделали, попав в разгар сокращения всех проектных институтов...

Родные пенаты

В 1984-м, когда устроиться на работу было достаточно сложно, А. Н. Петров пошел руководителем группы генерального плана в БелНИПИэнергопром. Так началась новая веха его трудовой биографии, а именно — промышленное проектирование. "Работая над генеральным планом такого объекта как ТЭЦ или ГРЭС, начинаешь по-настоящему понимать, что такое генплан, — говорит он. — В институте трудились высококвалифицированные сотрудники, которые умели делать просто фантастические расчеты. А благодаря географии объектов пришлось объехать пол СССР: Прибалтику, Поволжье, юг России".

И все же стремление к архитектурному творчеству пересилило, и Александр Петрович перешел на работу во вновь созданную мастерскую по благоустройству Белжилпроекта, которую возглавлял Е. Л. Швед. И пусть там масштабы в сравнении с БелНИПИэнергопромом были поменьше, а сооружения не столь грандиозные, зато объекты — более интересные. К примеру, благоустройство санатория "Белоруссия" в г. Сочи. "Это была очень интересная работа, — вспоминает А. Н. Петров. — Во-первых, мы столкнулись с проблемой сейсмики, сложным рельефом, который диктовал устройство определенной системы водоотведения. Работая над озеленением, пришлось изучать экзотические местные растения".

Серьезным испытанием стало участие в устранении последствий аварии на ЧАЭС. Правда, тогда об этом особо не задумывались, а просто трудились с большой самоотдачей. "В 1987–1988 гг. мы работали в Ветке, Хойниках, Наровле. Надо было снимать верхний растительный грунт, заменять дорожные покрытия. А поскольку времени на проектирование не было, решения принимали прямо на местах", — рассказывает Александр Николаевич.

Затем Я. Л. Линевич — тогда главный архитектор города — пригласил его возглавить ландшафтное проектирование в столице. "В Комитете архитектуры и градостроительства была интересная работа и дружный коллектив достаточно серьезных профессионалов: Ю. А. Шеревера, В. Г. Путров, И. С. Журавлев и др. Каждый знал свое дело, но не вмешивался в "кухню" коллег. При необходимости, мы советовались, но никогда не мешали друг другу", — отмечает А. Н. Петров.

Вскоре началась "перестройка", которая поставила перед выбором: госслужба или творчество (к тому времени у многих архитекторов появились персональные мастерские). И наш собеседник принял решение в пользу последнего…

Но тут проявились последствия радиации: болезнь, сложная операция и долгая реабилитация. За это время дела в мастерской пришли в упадок, и новым местом работы архитектора стал… Комитет по надзору за ведением работ в строительстве Минстройархитектуры. "В те годы проектному делу был нанесен очень мощный удар, отголоски которого ощутимы и сегодня — констатирует А. Н. Петров. — До настоящего времени проектные организации республики испытывают дефицит "среднего звена": специалистов в возрасте 35–50 лет. А ведь становление архитектора — дело не одного года".

Однако работу под руководством председателя Комитета В. В. Сыса — неравнодушного, азартного в работе человека — Александр Николаевич считает большим везением: "В Комитете постоянно рождались новые идеи. Лицензирование, аттестация специалистов, инжиниринг — все это пошло оттуда".

О "королях и капусте", посольстве и "РСГ"…

Спустя некоторое время А. Н. Петрова направили наблюдать за реконструкцией здания белорусского Посольства в Риме, где он получил большой опыт работы с итальянскими проектировщиками.

Приехав в Минск, вернулся в "родной" коллектив. В то время при Минстройархитектуры было создано УП "Белстройлицензия" (сегодня РУП "Белстройцентр"), где он стал заместителем директора — А. А. Козловского. "Там начался новый этап моей профессиональной жизни — тоже достаточно продуктивный и интересный, во время которого был создан Центр аттестации, выпущены первые номера газеты "Инженер-консультант в строительстве", хорошо известной сегодня как "Республиканская строительная газета", — вспоминает А. Н. Петров.

— Затем меня пригласили в Совет Министров Республики Беларусь, где я работал главным советником управления строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.

И наконец, пришел на должность директора УП "Минскградо", в который превратилась та мастерская генерального плана Минскпроекта, где когда-то я начинал свою трудовую деятельность. Таким образом, круг замкнулся. Причем многие из тех, с кем работал в начале пути, продолжают и сегодня трудиться в институте. Например, главный архитектор Минскградо Я. Л. Линевич".

Главная задача института, по емкому определению А. Н. Петрова, — сберечь Минск. Современная жизнь во всех постсоветских странах привела к типичной ситуации: нарождающийся капитал старается занять самые "лакомые" места, не слишком учитывая при этом интересы города. Причем, как правило, это зеленые уголки центральной части. Поэтому во многих крупных городах им уже нанесен очень серьезный ущерб. Минск, возможно, более других пока избежал этой "интервенции", хотя и здесь есть определенные утраты…

Кроме того, важной заслугой института стала корректура Генерального плана развития Минска до 2030 г. Насколько эта работа исчерпывающая, покажет время: "Дело в том, что генплан в условиях стабильной советской системы и сегодня — два абсолютно разных документа. Первая не менялась десятилетиями, что позволяло делать прогнозы на многие годы вперед с минимальными погрешностями. Теперь же во всех сферах жизни достаточно изменчивая ситуация, поэтому развитие города спрогнозировать очень сложно. Достаточно сказать, что за время разработки корректуры трижды изменялись такие исходные основополагающие факторы, как численность населения, ежегодный ввод жилья и т. д. И вводные продолжают меняться.

В общем, "жизнь течет, жизнь изменяется".

Всего просмотров: 6 610
Опубликованно: 28.06.2011