Полстолетия, — именно столько трудится на рынке строительных работ и услуг ОАО "УМ-12". Это не малый срок для любой деятельности, свидетельствующий о правильности выбранного пути. О прошлом, настоящем и главных составляющих успеха на пути в завтра корреспондентам "РСГ" по случаю юбилея предприятия рассказал директор ОАО "Управление механизации № 12" Михаил Иванович Балонов.
От создания до становления
Трудовая история УМ-12 началась 3 марта 1962 г. За 50 лет ОАО "УМ-12" прошло путь от многопрофильной организации с различными видами строительных работ, эксплуатации кранов-экскаваторов до узкоспециализированной организации по эксплуатации автомобильных и гусеничных кранов, осуществляющей перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов массой до 70 тонн, а также длинномерных грузов.
В настоящее время в состав предприятия входят пять эксплуатационных участков на территории Республики Беларусь и участки в Российской Федерации (гг. Москва и Санкт-Петербург). Также производственный потенциал формируют участки планово-предупредительного ремонта и технологического транспорта; лаборатории по обследованию и диагностике грузоподъемных кранов неразрушающими методами контроля и электротехнических измерений и испытаний (ЭТИиИ); сервисный центр по гарантийному обслуживанию кранов Челябинского и Клинцовского заводов Российской Федерации.
Железный конь должен быть досмотрен
По ступеням развития предприятию было бы тяжело подниматься без парка машин и механизмов, соответствующего требованиям времени и удовлетворяющего условиям заказчика. "Из года в год управление наращивает свои возможности в техническом плане, — отметил директор ОАО "УМ-12" М. И. Балонов. — На сегодняшний день, как много лет назад, основой парка гусеничных кранов являются немецкие РДК. Несмотря на 40-летний срок службы, они еще потрудятся на благо стройкомплекса и УМ, т. к. находятся в технически исправном состоянии".
За прошлую пятилетку масштабному обновлению подверглись парк грузоподъемных машин, спектр грузоподъемности которых варьируется от 15 до 100 тонн, а также парки автокранов и грузовых автомобилей. Технологический транспорт управления позволяет перевозить механизмы, крупногабаритные и тяжеловесные грузы общей массой до 70 тонн, а автомобили-длинномеры — длиной платформы до 13 метров.
Активное обновление парка машин и механизмов началось в 2005 г. с приобретения современных автокранов грузоподъемностью 15 тонн. В 2008 г. на баланс предприятия поступил современный автопоезд МАЗ 642208 с п/п "Челленджер", который, по сравнению с используемым транспортом, вдвое экономичнее по потреблению энергоресурсов, надежнее в работе и при перевозке кранов не требует сопровождения ГАИ.
В последние два года организация освоила и внедрила в производство гусеничные краны РДК-36 г/п 36 т Клинцовского механического завода и ДЭК-401 г/п 40 т Челябинского механического завода, новые отечественные 25-тонные автомобильные краны КС 55727, которые благодаря прекрасным техническим характеристикам позволяют устанавливать их в труднодоступных местах.
Еще большую помощь строителям открывает новый 60-тонный автомобильный кран
КС-65721 с поистине фантастическими возможностями в части высоты подъема и веса грузов, скорости передвижения. В целом применение новейших кранов позволяет отказаться от устаревших тихоходных механизмов, требующих дорогостоящих перевозок и длительного монтажа.
Масштабная замена изношенного парка грузоподъемных кранов предусмотрена бизнес-планом на 2011–2015 гг. Так, парк кранов для возможности выполнения уникальных работ должен пополниться механизмами г/п 150–200 т, а автопарк — длинномерами для перевозки грузов длиной до 24 м, технологический транспорт будет иметь возможность перевозить грузы и краны общим весом 100–150 т.
Как рассказал собеседник, приобретение новой техники будет производиться, в основном, по лизингу. "В настоящее время, в связи с высокой стоимостью новой техники, цена ее аренды по сравнению с однотипной по техническим характеристикам, но самортизированной, очень высокая, что создает неравные конкурентные условия для заказчиков, — отметил М. И. Балонов. — Поэтому с прошлого года мы внедрили дифференцированную систему оплаты за аренду механизмов, которая позволяет снизить стоимость аренды дорогостоящей новой техники".
Немаловажный фактор в качественной и бесперебойной работе управления играет ремонтная служба, в состав которой входят энергоучасток и участок планово-предупредительного ремонта. Специалисты данной службы проводят восстановительный ремонт техники управления и плановый ремонт новых механизмов, а также ремонтируют технику посторонних заказчиков.
В целом опыт и современные методы диагностики и ремонта дали возможность в прошлом году на базе УМ-12 организовать современный сервисный центр. Таким образом, "умовцы" единственные в республике выполняют капитальный ремонт гусеничных кранов.
"Аллея славы", созданная трудом
"Аллею славы" УМ-12 составляют многочисленные объекты, в строительстве которых принимали участие "умовцы". Среди наиболее значимых и узнаваемых — МАЗ, МТЗ, Дворец спорта, выставочные павильоны по ул. Я. Купалы и пр. Победителей, Комаровский рынок, теннисные корты по ул. Тимирязева, крытый каток в парке им. Горького в Минске, Курган Славы.
Помимо этого коллектив принимал участие в возведении объектов в различных городах Республики Беларусь. В частности, обелиска мемориального комплекса "Брестская крепость-герой", электротехнического завода, коврового и чулочного комбината в Бресте. В Гомельском регионе УМ-12 отличилось на строительстве заводов "Гомсельмаш", "Центролит" и химического завода. В Гродненском — комбината "Азот" и завода карданных валов. Также на счету коллектива нефтеперерабатывающие заводы в Новополоцке и Мозыре, шинный комбинат в Бобруйске, завод "Лакокраска" в Лиде, металлургический завод в Жлобине, БелАЗ в Жодино.
Современная трудовая летопись управления отмечена участием в строительстве таких сложных объектов республиканского значения, как ледовые дворцы, Футбольный манеж по пр. Победителей, подземный торговый центр "Столица", Национальная библиотека Беларуси, МКСК "Минск-Арена", логистические центры, торгово-выставочные, развлекательные и культурно-оздоровительные центры в Минске, Гомеле, Бресте, Гродно и Речице, др.
Сегодня УМ-12 востребовано и работает как в Беларуси, так и за ее пределами. Организация принимает участие в реализации инвестпроектов на трех отечественных цементных заводах, в строительстве жилья по всей республике, которое в общем объеме услуг занимает 15 %, др. Продолжают трудиться на Мозырском НПЗ, Осиповичском вагоноремонтном заводе, Гомельстекло, в Национальном аэропорту Минск-1 и на других объектах.
Что касается экспорта услуг, то он ориентирован на Санкт-Петербург и Московскую область, где УМ работает на возведении микрорайонов со всей необходимой инфраструктурой, в т. ч. жилых домов коттеджного типа. Несколько лет назад управление завершило работы на строительстве газоконденсатного завода в г. Новый Уренгой и пос. Заполярное. В свое время вело восстановительные работы после землетрясений в Узбекистане и Армении.
Как отметил М. И. Балонов, вопросы экспорта решаются непросто из-за различий законодательств. Вместе с тем, предприятие продолжает сегодня работать в России, а также с китайскими и литовскими партнерами на территории Беларуси.
Главный капитал — кадровый потенциал
Как отметил Михаил Иванович, ни один механизм не сможет должным образом функционировать без профессионального управления. Именно кадровый состав и является главным достижением предприятия. В настоящее время в УМ трудятся 254 человека, из них 45 — руководители и специалисты. Примечательно, что квалификация персонала достаточно высокая: экономические службы укомплектованы дипломированными специалистами, прорабы и механики имеют высшее образование, машинисты кранов аттестованы по высшим 6 и 7 тарифным разрядам, а ремонтники — не ниже 5 разряда, водители — специалисты первого класса.
Высокую квалификацию работники УМ-12 подтвердили в Монголии, Вьетнаме, Ираке, Сомали и Ливии, где специалисты трудились по приглашению Белзарубежстроя. Все отзывы об их работе — только положительные.
"О престижности работы в УМ-12 свидетельствует тот факт, что у нас трудятся целыми династиями по два–три поколения: 31 человек из 13 семей, а это 12,2 % от общей численности, — отметил М. И. Балонов. — Это сказано к тому, что в плохую организацию люди не пригласят своих родственников и детей". Так, трудовые династии представлены такими фамилиями, как Симанчук, Храпунов, Костеневич, Юшкевич, Шемет, Сельсков и Слука. Следует отметить, что со стажем работы более 10 лет в управлении трудятся 89 человек (35 % списочного состава), со стажем более 20 лет — 60 человек, а свыше 25 лет — 50 человек.
"Изначально может насторожить тот факт, что в УМ работают, в основном, зрелые люди, средний возраст которых составляет 45 лет, — обратил внимание руководитель организации. — Однако хочу пояснить, что специфика предприятия "отдает предпочтение" опыту работы, а не возрасту. Именно благодаря "аксакалам", УМ завоевало имидж профессионала в своей сфере деятельности. В то же время сейчас идет омоложение коллектива, что дает нам возможность строить планы на будущее".
Говоря о принципах работы и приоритетах управления механизации, Михаил Иванович подчеркнул, что на протяжении полувековой деятельности во главу угла при работе с заказчиками предприятие ставило оперативность, надежность и взаимовыгоду.
Что касается работы внутри коллектива, то здесь обеспечивают равномерность загрузки работников в разных регионах, сохранение рабочих мест и бережное отношение к кадрам. Должное внимание отдают материальной заинтересованности работников в высокопроизводительном труде и производственной дисциплине, учитывают "личный вклад" каждого в общее дело.
"Благодаря уверенности в завтрашнем дне, которая достигается общим трудом, "умовцы" не бегут из организации за длинным рублем и сиюминутной выгодой, — отметил М. И. Балонов. — Я верю в талант и деловые качества наших работников и считаю, что главное достижение УМ-12 — это коллектив предприятия".