Пустынский Свято-Успенский монастырь


Версия для печати

Пустынский Свято-Успенский монастырь — место, вроде бы, известное, но с другой стороны — известное не всем. Просто расположен монастырь на самом краю нашей республики: до границы с Россией всего несколько сотен метров. Да и местность глуховата, вокруг сплошь леса.

Попасть туда можно только из Мстиславля, который поражает обилием старины, запечатленной в многочисленных древних храмах, разнообразии старинных жилых домов, торговых лавок. Этот районный центр Могилевской области сохранил следы древности, уходящей в глубину древнерусских летописей, — криволинейные улочки, городище с крутыми склонами. В то же время этот город — показательный пример перестройки конца ХVIII века по специально разработанному генеральному плану, о чем свидетельствует планировка его современного центра: четкая регулярная структура, кварталы правильной формы в плане, пересечения улиц на перекрестках под прямыми углами.

Мстиславль и расположенный в стороне от него Пустынский монастырь воспринимаются как единая ткань, соединяющая эту часть Беларуси в единое историческое целое. Это одно из самых посещаемых мест Могилевщины — в монастырь едут паломники не только из Беларуси, но и из других стран.

История монастыря уходит в глубокую давность. И хотя в белорусской истории многое по-прежнему неизвестно и таинственно, то тут известна точная дата — 1380 год — времена Великого княжества Литовского. В Мстиславле правил в то время князь Лугвений-Симеон. Это был не просто один из князей, а родной брат могущественного Ягайлы. Под его началом мстиславская дружина сражалась в Грюнвальдской битве 1410 г. Именно с именем этого князя и связана история чудесного исцеления, легенда о целебном источнике и чудодейственной иконе. Именно в этот год и появился монастырь. С одной стороны, вроде бы и недалеко от города — всего с десяток километров, если измерять нашими мерками. А с другой стороны, эта местность расположена в стороне от проезжих дорог, укрыта глухими лесами (пустошь). Название существовавшей когда-то здесь деревни — Пустынки — не случайное. Но кто сейчас скажет, что здесь было первым — деревня с таким название или монастырь? Селение могло появиться и позже, уже при монастыре, когда он стал весьма известным.

Всякое бывало в истории монастыря… В ХVI веке — это крупнейший монастырь Восточной Беларуси. Были и периоды упадка монастырской жизни, порой он пустовал. До ХIХ века все строения были деревянными. Первым каменным храмом стал Успенский собор, который строили с 1801 по 1809 годы. Затем появились рядом с источником каменные церковь Рождества Богородицы (1864 г.), соединенная с братским корпусом Покровская церковь (1865 г.), ограда монастыря с пятиярусной колокольней над воротами, игуменский корпус, хозяйственные постройки (конец ХIХ в.). К 1893 г. ансамбль монастыря сложился полностью, при нем действовало церковно-поселянское училище для детей-сирот и детей из наиболее бедных семей.

Сохранились эти строения в разной степени. Разрушения получил монастырский комплекс во время войны, фашистскими захватчиками были взорваны основные здания, пострадали сооружения и от воинствующего атеизма. С 2003 года началось его восстановление. Сейчас это ансамбль, сооружения которого разнятся своей архитектурой, степенью сохранности и участия в монастырской жизни, но одним своим наличием закрепляющие статус особенного места в Беларуси, сохранившего дух истории.

Ансамбль монастыря основан на продольной композиции. Пространство раскрывается перед посетителем последовательно: колокольня — Успенский собор — Петровская церковь — и, наконец, монастырский холм с резким падением рельефа, что дает посетителю редкую возможность увидеть сверху церковное здание — церковь Рождества Богородицы. Именно там, внизу, рядом с церковью, находится самое сокровенное место — целебный источник. При таком внешне простом решении природная среда становится важнейшим фактором.

60-метровая колокольня (а говорят, что она ранее была даже выше) и сейчас стоит не просто рядом с новыми воротами, а является ориентиром на подъездную дорогу, и потому видна путникам издали. Успенский собор и сегодня в развалинах. Своды рухнули, но стены стоят. В базиликальной структуре, в декоре, прослеживаются черты позднего барокко. Руины, как ничто иное, будят фантазию и невольно делают зрителя соучастником давних исторических событий. Массивы стен из выветрившегося кирпича, фрагменты архитектурного и лепного декора с налетом вековой патины можно долго рассматривать. Петровская церковь уже имеет восстановленный купол. Да и сама она уникальна — встроена между двумя двухэтажными монастырскими корпусами, которые дожидаются своей очереди в восстановительных делах. А здание игуменского корпуса восстановлено полностью. Оно находится у самого входа в монастырь — это показательный образец архитектуры классицизма со всеми его характерными элементами: выразительная простая объемная форма, пилястры, карнизы, руст на первом этаже. Эффектно здание отстроенной заново рядом с источником церкви Рождества Богородицы с луковичными башенками на крыше. Рядом с церковью размещен павильон, в котором устроена купель для омовения в источнике.

Этот монастырский комплекс демонстрирует сочетание предельной серьезности, запечатленной в монументальных архитектурных формах, и лирического состояния природы, что и формирует уникальность данного уголка Мстиславского района. Неслучайно несколько лет назад, при составлении неофициального списка «Семи чудес Беларуси», который в шутку или, точнее, полусерьезно составляли в нашей республике, Пустынский монастырь также упоминался как один из претендентов на это звание.

С. А. Сергачев, заведующий кафедрой
«Архитектура жилых и общественных зданий» БНТУ, доктор архитектуры, профессор

Всего просмотров: 5 471
Опубликованно: 09.09.2013