Противодействовать или бороться?


Версия для печати

Министерством внутренних дел в конце 2012 года, накануне принятия новой Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2013–2015 годы, организовано проведение республиканского семинара с участием ответственных лиц по организации работы по профилактике коррупционных проявлений и руководителей органов госуправления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству, по обмену и изучению передового опыта организации работы по противодействию коррупции. Выступления всех участников семинара были не просто информативными, опирающимися на конкретные примеры, но и носили характер предложений по противодействию коррупции, использованию методов борьбы с этим негативным явлением на основе имеющегося опыта, часто горького.

Обоснованно начальник управления Генеральной прокуратуры И. С. Грейбо критически высказался об определенном формализме при осуществлении профилактических антикоррупционных мероприятий. Одновременно им внесены заслуживающие внимания предложения о необходимости осуществления выездных заседаний комиссий министерств по противодействию коррупции, повышению ответственности руководителей организаций, пустивших на самотек разъяснительную работу в коллективах о соблюдении работниками антикоррупционного законодательства. Правовая пропаганда, наряду с совершенствованием кадровой работы, — это лишь часть необходимых мероприятий, направленных на противодействие коррупции.

Не менее интересные предложения внесены и ответственным работником МВД Г. В. Лабковым, который напомнил о государственной стратегии в противодействии коррупции, дав четкое объяснение этому термину: порча, разложение. Наличие преступлений свидетельствует о неэффективности действий власти. Отсюда и вытекают требования создания в коллективах нетерпимости к коррупции. Благодаря проводимой в республике государственной политике, направленной на борьбу с ней, сокращено число преступлений, в том числе взяточничества, на 50 %. И, как показала практика, наиболее эффективные методы борьбы — это ужесточение ответственности. На фоне того, что происходит в соседних странах, республика выглядит чуть ли не идеально. Но это как раз и есть результат эффективности работы власти.

Особый интерес вызвало выступление сотрудника Академии МВД А. В. Башана, обратившего внимание на то, что коррупции в большей степени подвержены молодые люди. Поэтому вопросам воспитания, доведения требований законодательства об ответственности за нарушения не только антикоррупционного, но и остального законодательства необходимо уделять повышенное внимание в коллективах в различных формах: от оформления стендов до лекционно-пропагандистских мероприятий и разборки причин уже свершившихся фактов. Основная задача состоит в том, чтобы не дать преступлению совершиться. На это и обратили внимание руководители МВД, присутствовавшие на семинаре.

При сокращении числа совершенных преступлений значительно вырос причиненный вред государству и его интересам. В теневой оборот втягивается все больше государственных предприятий. Среди них есть и организации, входящие в систему Минстройархитектуры, руководители которых осознанно или по халатности способствовали этому. Со стороны государства предъявляется требование: весь причиненный вред должен быть возмещен в полном объеме виновными, государственные интересы не должны страдать. И ответственность за это лежит непосредственно на руководителях организаций, которым, не исключено, придется гасить причиненный вред из своего кармана. Спрос будет только усиливаться.

На состоявшемся 27 ноября 2012 года очередном заседании комиссии по противодействию коррупции при Минстройархитектуры были обсуждены проблемы эффективности принимаемых в системе министерства мер по предотвращению правонарушений, рассмотрены результаты проведенных проверок.

В целом из 36 преступлений коррупционного характера, зарегистрированных в текущем году в системе Минстройархитектуры, 19 совершены должностными лицами и работниками организаций, злоупотреблявшими своим служебным положением, совершившими хищения имущества или денег.

В частности, по статье 424 части 3 возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления служебными полномочиями руководителем СУ № 35 ОАО "Стройтрест № 2", который привлекал подчиненных ему работников для строительства собственного дома с оплатой рабочего времени за счет организации.

Различными должностными лицами СРУП "Строительно-монтажный трест № 22" совершено 4 преступления коррупционного характера (составлялись фиктивные договоры подряда с последующим хищением денег).

Ряд руководителей организаций Витебской области опозорили свое имя на мелочах: они приписывали время нахождения в командировках, получая за это деньги. К их объяснениям можно прислушаться. Но если кому не нравятся законы — вносите предложения по их изменению, а действующие необходимо соблюдать.

Вскрылись дополнительные факты взяточничества и на бытовом уровне, когда работники организаций считают, что за взятки можно решить любые личные вопросы: пройти техосмотр, съездить на рыбалку или в грибы, прикрывшись липовым листком о нетрудоспособности, сдать сессию, купить таким же образом диплом, устроить родственников на работу.

Непонятной остается и позиция руководства ОАО "Стройтрест № 12", которому уже доводилось и ранее отчитываться на комиссии. На протяжении двух последних лет в адрес правоохранительных органов постоянно из треста поступают письма о фактах недостач в крупных размерах у производителей работ его структурных подразделений. Проведенная в 2011 году проверка показала, что образованию недостачи в размере 64 млн руб. способствовала сама администрация треста. Недостачи у материально ответственного лица носили системный характер, постоянно увеличиваясь. Однако в июне прошлого года аналогичным образом образовались недостачи еще у двух прорабов соответственно на 230,8 и 256,6 млн руб. Кроме того, в сентябре 2012 года в адрес Службы поступило письмо о необходимости проведения проверки в СУ-60 по факту хищения материальных ценностей на сумму 51,9 млн руб. путем вскрытия склада со спиливанием замка. Однако перечень недостающих материальных ценностей, состоящий из нескольких десятков наименований, в основном мелких, свидетельствует о том, что взлом сторонними лицами может быть лишь предполагаемым. А вот к работе комиссии, проводившей накануне инвентаризацию, есть серьезные вопросы. Так не пора ли разобраться в тресте, кто за что отвечает, и напомнить, что функция руководства не только в организации производства, но и в работе с коллективом, в том числе материально ответственными лицами. Об этом было прямо сказано представителю треста присутствующими на заседании комиссии ответственными работниками МВД, курирующими строительную отрасль. Был подвергнут критике и отчет представителя треста Первым заместителем Министра, председателем комиссии по противодействию коррупции при Минстройархитектуры И. В. Архиповой, прямо сказавшей, что не может быть принят такой отчет, в котором позиция руководства треста просматривается как позиция стороннего наблюдателя вместо принятия мер по устранению условий совершающихся преступлений.

Согласно информации, представленной Рогачевским районным отделом Следственного комитета, на основании материалов проверки, проведенной Службой в ОАО "Рогачевжелезобетон", подтвердились факты сознательно созданных должностными лицами указанного предприятия условий для совершения коррупционных преступлений.

Установлено, что начальник цеха ОАО "Рогачевжелезобетон" на протяжении нескольких лет давал указания своим подчиненным грубо нарушать технологический процесс путем замены одного вида металлоизделий другими. Вследствие этого выпускалась не соответствующая требованиям ГОСТов продукция. Одновременно образовалась недостача определенных видов металла на 84,9 млн руб. и излишки на 88,9 млн руб., которые, согласно заключению Министерства финансов Республики Беларусь, не могут быть взаимозачтены.

Следственным комитетом Республики Беларусь в адрес министерства направлено представление в связи с причинением организованной преступной группой ущерба на сумму более 2 млрд руб. ОАО "Кричевцементношифер" и ОАО "Доломит", входящим в систему Минстройархитектуры. Позиционируя себя официальным представителем одного из крупнейших машиностроительных предприятий, они заключали договоры на поставку оборудования без намерения их исполнения, получая его стоимость в полном объеме в качестве предварительной оплаты. При этом со стороны должностных лиц указанных организаций не предпринимались меры по подтверждению финансовой стабильности конкурсантов, которые предлагали товар по цене ниже стоимости предприятия-изготовителя. В настоящее время материалы о деятельности преступной группы переданы в суд.

Комиссия также отметила недостаточную работу по профилактике коррупционных проявлений ПРУП ООМЗ "Металлист", РУПП "Спецжелезобетон", ОАО "Гомельстройматериалы", ОАО "Рогачевжелезобетон", ОАО "Стройтрест № 2".

Директору ОАО "Рогачевжелезобетон" поручено представить в комиссию информацию о погашении вреда, установленного в ходе проверки, и наказании виновных, допустивших нарушения ГОСТов при выпуске продукции. Принято к сведению, что генеральный директор ОАО "Кричевцементношифер" Н. Н. Дудыко, допустивший формальность при заключении контрактов с непроверенной организацией, в настоящее время не работает в этой должности.

Секретарю комиссии поручено в мае 2013 г. с выездом на место оказать методическую помощь в организации работы по профилактике коррупционных проявлений в данных организациях.

Комиссия рассмотрела вопрос и об итогах проведенных проверок. Так, выявлено вреда на сумму 3605,2 млн руб., предотвращено незаконных и необоснованных расходов на 5716,5 млн руб., установлено излишков товарно-материальных ценностей на 1277,2 млн руб., недостач — на 370,9 млн руб. Выборочными инвентаризациями активов установлены излишки товарно-материальных ценностей на общую сумму 1277,2 млн руб., а также недостачи на 370,9 млн руб.

Существенные нарушения действующего законодательства в области архитектурной и строительной деятельности, закупок товаров (работ, услуг), природоохранного законодательства, повлекшие причинение вреда на общую сумму 237 млн руб., установлены в ОАО "МонолитГрад".

Имеются факты нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, неправильного исчисления и неуплаты отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры, необоснованного списания товарно-материальных ценностей (без документального подтверждения первичными учетными документами), непроведение инвентаризаций товарно-материальных ценностей, числившихся за уволенными материально-ответственными лицами, обязательств в части расчетов с поставщиками, заказчиками и иными дебиторами (кредиторами), банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями по кредитам, займам, подотчетными лицами и работниками.

Руководством ОАО "МонолитГрад" не обеспечено не только эффективное использование имущества общества и его сохранность, а также контроль за производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью организации, не обеспечена организация бухгалтерского учета и не созданы необходимые условия для правильного его ведения, а также неукоснительное выполнение правил ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства, что повлекло необеспечение формирования полной и достоверной информации о деятельности общества, полученных доходах и финансовом положении за проверенный период.

Комиссией утвержден план работы на 2013 год, которым предусмотрено проведение ряда антикоррупционных мероприятий в отрасли. На ее заседаниях будет рассмотрен вопрос о работе в организациях системы Минстройархитектуры по взысканию дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Планируется проанализировать работу с обращениями и заявлениями граждан, результаты мониторинга декларирования государственными служащими министерства и приравненных к ним лиц системы Минстройархитектуры организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Состояние трудовой и производственной дисциплины с анализом имеющихся фактов нарушений и их причин также станет предметом обсуждения на комиссии. Все мероприятия направлены на противодействие, упреждение коррупции, чтобы не пришлось потом с ней бороться.

Л. А. Куницкий,
начальник отдела работы
с правоохранительными органами
и постановлениями судов
РУП "Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры",
секретарь комиссии

Всего просмотров: 4 871
Опубликованно: 31.01.2013