Как бы ни старались экологи и экономисты противостоять друг другу в достижении своих целей, стоит признать, что сегодня есть некоторые сферы, где их интересы совпадают и продуктивно воплощаются в жизнь. Об одном из способов производства, который сочетает в себе экологичность и экономичность, пойдет речь в этой статье.
Исторические зарисовки
Об исчерпаемости природных ресурсов ученые впервые серьезно заговорили в 1970-х годах. Именно в это время темпы технического прогресса, направленные скорее на количество, достигли тех пределов, за которыми непременно следовала бы катастрофа. Она не состоялась в первую очередь благодаря выводам, которые были сделаны научным и промышленным сообществами. Запасы железных руд на нашей планете велики, но они имеют свой предел. Поэтому было решено, что нужно дольше сохранять имеющиеся конструкции, продлевать срок их службы. Установлено, что в первую очередь потери металла и приход его в негодность происходит из-за коррозии. Ежегодно около 10 % мировых запасов этого материала разрушается по этой причине. Проблема защиты металла от коррозии — межотраслевая.
Оцинкованные металлоконструкции весьма востребованы в энергетике, сфере связи, а особенно — в строительстве и дорожном обслуживании, где в защите от коррозии нуждаются преимущественно крупногабаритные ограждения дорог, столбы, светофоры, светильники, громоотводы, детали мостов и т. д. Эффективность использования сельскохозяйственной и строительной техники в большей мере обусловлена степенью их защищенности от коррозии, старения и биологических повреждений.
Защита от коррозии в последнее время приобретает все большую актуальность. Так планируется решить проблему длительного сохранения ценности и функциональных свойств изделий и конструкций, изготовленных из стали. Наиболее остро эта необходимость появилась в последние 10 лет, ведь, как установили ученые, именно в это время наблюдался значительный рост коррозийной активности окружающей среды. Этому есть несколько причин: во-первых, из-за активного развития промышленности повысилась агрессивность атмосферы, так как в ней в больших количествах содержится двуокись серы, хлористый водород, сероводород, органические соединения серы, а также пыль и сажа; во-вторых, те же причины и у роста загрязнения промышленных вод. Поэтому сейчас особенно остро стоит необходимость в получении защищенных от коррозии изделий и конструкций, почти не требующих ухода. Различные методы коррозийной защиты путем воздействия на поведение материала, конструктивное оформление деталей и изделий, защита от коррозии нанесением металлических покрытий, в особенности горячих цинковых, получают возрастающее развитие.
Рынок оказания услуг по цинкованию в Беларуси на данный момент находится на стадии становления. В нашей стране до недавнего времени можно было оцинковывать лишь малогабаритные изделия. Цинкованием "горячим методом" малогабаритных изделий занимаются два завода: ОАО "Агропромстроймаш" (г. Барановичи), РУПП "Речицкий метизный завод".
Из-за отсутствия в Беларуси производств по защите от коррозии крупногабаритных изделий и конструкций их оцинковывали за рубежом. С каждым годом росли расходы предприятий. Так, за пять лет они увеличились более чем в 10 раз. Поэтому по распоряжению Главы государства в целях организации импортозамещающего производства по защите крупногабаритных металлоконструкций методом горячего цинкования на основе передовых технологий и оборудования в Лидском районе Гродненской области был построен завод по защите крупногабаритных металлоконструкций методом горячего цинкования — государственное предприятие "Конус" РУП "НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства". В марте 2012 года на предприятии были оцинкованы первые конструкции.
Меняем менталитет — получаем экономию
С новейшими технологиями горячего цинкования металлоконструкций на прошлой неделе журналистов ознакомили в ходе выездной пресс-конференции в Гродненскую область. Поводом для своеобразного пресс-тура, по словам директора предприятия Алексея Петровича Боуфала, стало заключение заводом первого экспортного контракта с Российской Федерацией. 11 июля т. г. прибыл первый транспорт из Санкт-Петербурга с металлоконструкциями для цинкования. Буквально за день все необходимые действия с ними были проведены, и уже оцинкованные изделия были отправлены обратно в Россию.
"Для нас это знаковое событие, так как, помимо белорусского рынка, мы начали работать на экспорт, — отметил А. П. Боуфал. — Для дальнейшего развития мы стараемся проводить активные рекламные кампании, участвовать в выставках и переговорах с руководством белорусских предприятий, производящих металлоконструкции. У нас уже есть и основные заказчики. Среди них такие предприятия, как ОАО "Дорстройиндустрия", г. Фаниполь; ОАО "Мостострой", ОАО "Запад-электросетьстрой". Обращаются на завод и производители стойлового оборудования для ферм по содержанию скота".
Несмотря на все положительные моменты, связанные с созданием и деятельностью завода, существуют и некоторые проблемы. Так, сегодня завод работает в две смены. В идеале его мощностей хватает для того, чтобы сотрудники трудились в 3 смены и оцинковывали до 4 тыс. тонн металлоконструкций в месяц. Но на данный момент не удается работать на полную мощность из-за нехватки заказчиков.
"Завод предназначен для цинкования крупногабаритных металлоконструкций, — рассказал генеральный директор предприятия. — Установлено соответствующее оборудование — ванны химической подготовки металлоконструкций, ванны самооцинкования длиной до 15 м, шириной 1,8 м, глубиной 3,5 м. Но вместо пятитонных металлоконструкций мы цинкуем конструкции по 500 грамм. Наши специалисты их нарекли иголками".
"Что характерно, — продолжает Алексей Петрович, — нашими заказчиками становятся предприятия частной формы собственности. Их владельцы понимают, что оцинкованный металл простоит до 80 лет. У госпредприятий несколько иной подход".
Многие эксперты высказывают мысль, что завод по защите крупногабаритных металлоконструкций методом горячего цинкования в стране был построен немного с опережением нашего белорусского менталитета: крупный производитель металлоконструкций еще не готов к масштабной работе с предприятиями этого профиля.
С целью увеличения объемов цинкования металлоконструкций, чтобы тем самым в будущем сэкономить и финансовые средства, и сам металл, на совещаниях в Министерстве архитектуры и строительства был поднят вопрос о том, чтобы разработать или изменить нормативную документацию, которая регламентирует порядок проектирования металлоконструкций и защиты их от коррозии именно методом горячего цинкования. Планируется ужесточить требования в пользу этого способа.
"Мировой опыт показывает эффективность и экономичность такого метода, — заявил гендиректор. — В европейских странах практически 100 % производимых металлоконструкций проходят оцинковку. Активно взялась за решение этой проблемы и Россия. У нас же процесс идет крайне медленно, поэтому перед нами стоят задачи откорректировать, разработать и внести изменения в нормативную базу; рекомендовать разработчикам проектной и конструкторской документации пользоваться новыми нормами; и тогда не заставит ждать себя тот момент, когда производители продукции будут передавать свои изделия на предприятия горячей оцинковки (в Беларуси их три) для защиты изделий от коррозии".
Для нашей страны в реализации политики импортозамещения есть еще одно заметное преимущество в использовании метода горячего цинкования. Благодаря ему, во-первых, продлевается срок службы уже существующих конструкций и техники. Во-вторых, экономятся средства для покупки дорогостоящей техники за рубежом. И в некоторых случаях это позволит производить собственные машины и конструкции, которые составят достойную конкуренцию зарубежным аналогам.
Металлурги говорят: варить сталь, варить чугун. На заводе "Конус" также предпочитают выражение "варить цинк". Все потому, что для улучшения качественных характеристик цинкового раствора в него вводят различные добавки. На каждом предприятии существует свой "рецепт" идеального цинкового раствора, который хранится в строжайшем секрете.
Важным результатом проводимых в вышестоящих органах совещаний стало назначение Молодечненского завода металлоконструкций головным предприятием для важного практического исследования: его специалисты поставили на Лидский завод определенную партию металлоконструкций, а работники "Конуса" подобрали необходимый состав для "варения цинка" так, чтобы толщина покрытия и его качественные характеристики соответствовали всем мировым нормам и стандартам. Сейчас на заводе горячего цинкования добились того, что толщина цинкового покрытия достигает 250 микрон.
По прогнозам специалистов, для того чтобы в нашей стране все заводы горячего цинкования металлоконструкций заработали на полную мощность, понадобится полтора-два года.
"Этого времени должно хватить, для того чтобы разработать новую нормативную документацию. Но главное, что следует сделать, — донести до массового сознания производителей крупногабаритных металлоконструкций и руководства тех предприятий, которые их используют в своей работе, что лучше для экологии и выгоднее для экономики продлить срок эксплуатации изделий, чем приобретать новые", — резюмировал А. П. Боуфал.