Предупрежден — значит вооружен


Версия для печати

Тема заседания коллегии Минстройархитектуры, состоявшегося 1 сентября т. г., была посвящена достаточно непростым для отрасли вопросам — коррупции и охраны труда и техники безопасности. Открывая работу заседания, Министр архитектуры и строительства Республики Беларусь А. И. Ничкасов отметил, что "корень зла" проблемы коррупции кроется в низкой исполнительной дисциплине со стороны должностных лиц. При этом он уверен, что разорвать коррупционные сети в отрасли поможет постоянная совместная работа ответственных, начиная от высшего руководства и заканчивая специалистами на местах.
Комментируя состояние дел в области охраны труда, Министр подчеркнул, что миссию руководителя предприятия можно считать выполненной только, когда угроза здоровью и жизни работников, имуществу предприятия полностью устранена. Он обратил внимание, что "директор должен обеспечить условия, чтобы каждый трудовой день начинался с достойной подготовки рабочего места к выполнению профессиональных обязанностей работников".
Рассматривая отдельные предложения и рекомендации по решению первого и второго вопросов, участники коллегии сошлись во мнении, что здесь главная задача — предупредить.

Коррупция — бич современного общества

Подчеркнул ответственность руководителей за коррупционные правонарушения и несчастные случаи на производстве и заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь В. А. Кононов. Он отметил, что "строители — одни из самых почитаемых людей республики, при этом строительная отрасль по вопросам коррупции занимает второе место в стране среди других отраслей и ведомств…".

В целом анализ ситуации в стройкомплексе по рассматриваемой тематике и мнение по выходу из сложившейся ситуации наряду с Генеральной прокуратурой высказали представители Комитета государственного контроля и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. В работе коллегии приняли участие Первый заместитель Министра И. В. Архипова, заместители Министра Д. И. Семенкевич, И. А. Костюков, С. Г. Ласточкин, руководители подведомственных организаций и предприятий.

Открывая работу коллегии, А. И. Ничкасов отметил, что необходимость проведения данного заседания обоснована рядом факторов, среди которых: представление и информация Генеральной прокуратуры о состоянии борьбы с коррупцией в системе Минстройархитектуры; недостаточный уровень проводимой работы по борьбе с коррупцией в ряде организаций; увеличение уголовных дел коррупционной направленности в отрасли; игнорирование рядом руководителей требований Директивы № 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины"; рост размера вреда, причиненного организациям путем хищений, халатности, служебными подлогами должностных лиц, и возрастающая ответственность руководителей организаций в борьбе с коррупцией в связи с либерализацией экономических отношений и снижением уровня контрольной нагрузки.

По официальной информации, поступившей из Генпрокуратуры, в 2009– 2010 гг. было выявлено 160 коррупционных преступлений, а в 2011 г. — 56, совершенных лицами, работающими в организациях, входящих в систему Минстройархитектуры. За два истекших года к уголовной ответственности привлечено более 60 человек, занимавших различное служебное положение. В целом система министерства оказалась в "лидерах" по числу хищений, совершенных должностными лицами предприятий и организаций, подведомственных ему.

А. И. Ничкасов отметил, что многие противозаконные проступки совершаются работающими в отрасли лицами на бытовом уровне, и не связаны с исполнением ими своих служебных обязанностей. В частности, установлено 8 эпизодов подстрекательства к даче взяток инспекторам ГАИ, должностным лицам правоохранительных органов, врачам за выдачу фиктивных листков нетрудоспособности. В итоге отрасль теряет необходимые кадры, на ее авторитет ложится статистика с клеймом наиболее коррумпированной, независимо от вида преступления.

В то же время руководитель отрасли обратил внимание на проделанную министерством определенную работу по искоренению условий для коррупции, в частности, проведены два заседания коллегии по данному вопросу, на одном из которых утверждена разработанная Система мер по упреждению коррупции. "Учитывая это, на данном заседании коллегии нам очередной раз необходимо обратиться к этой проблеме в целях искоренения коррупционных проявлений на предприятиях и в системе Минстройархитектуры в целом", — подчеркнул Министр.

В свою очередь, Генеральной прокуратурой рекомендовано проводить комплексный анализ причин и условий совершения коррупционных преступлений и правонарушений, связанных с коррупцией, особенно хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, обеспечить проведение мероприятий по их устранению в целях недопущения подобных правонарушений в дальнейшем. По мнению представителей Генпрокуратуры, следствием негативной статистики является и ослабленная роль руководителей предприятий, представителей государства, осуществляющих владельческий надзор в организациях с государственной долей собственности.

Растущая динамика роста правонарушений в финансовой и хозяйственной деятельности подтверждается и материалами проверок, ежегодно проводимых РУП "Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры" (далее — Служба). Докладывая о мерах по устранению нарушений антикоррупционного законодательства и установлении причин условий их возникновения, руководитель Службы С. П. Соц обратил внимание на результаты контрольных мероприятий, проведенных Службой в первом полугодии текущего года, которые свидетельствуют о неполном соблюдении антикоррупционного законодательства республики отдельными подчиненными или входящими в систему министерства организациями. Не обеспечивается сохранность имущества организаций, допускаются факты хищений материальных ценностей, злоупотреблений со стороны не только работников организаций, но и их руководителей для решения вопросов корыстного характера с причинением материального вреда государственным интересам и морального — коллективу и обществу.

С. П. Соц отметил, что принятые Минстройархитектуры решения и меры по наказанию виновных, недопущению коррупционных проявлений в последующем недостаточны. Об этом свидетельствует число зарегистрированных преступлений в первом полугодии т. г., которое в два раза превышает количество установленных за аналогичный период прошлого года. Комментируя динамику, выступающий обратил внимание, что из 56 зарегистрированных преступлений 11 — факты получения и подстрекательства к получению взяток, 5 — нарушенния коррупционного характера. По-прежнему вскрываются факты хищений денежных средств работниками бухгалтерий и руководителями среднего звена. В ряде организаций преступления совершались одними и теми же лицами неоднократно. По мнению выступающего, тревогу вызывает безнаказанность граждан, совершивших проступки, которые остаются работать на прежних должностях. Кроме того, на местах детально не рассматриваются и не предпринимаются меры по искоренению подобных фактов.

В январе–июле 2011 г. в соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности в областях и г. Минске Службой ведомственного контроля при Минстройархитектуры проведено 106 проверок. При этом нарушения законодательства установлены во всех проверенных организациях. В ходе указанных мероприятий выявлено вреда на сумму 5,7 млрд руб., из них возмещено 5,4 млрд руб. (94,7 %). Кроме того, предотвращено незаконных и необоснованных расходов средств на 2,9 млрд руб. Доначислено платежей в бюджет 2,9 млрд руб., из них перечислено 2,5 млрд руб. В государственные органы для осуществления административного процесса и дачи правовой оценки выявленным нарушениям законодательства Службой направлено 125 материалов проверок, 27 из которых — в правоохранительные органы.

С. П. Соц обратил внимание, что наличие условий для коррупции в организациях системы Минстройархитектуры подтверждается не сокращающимся количеством постановлений правоохранительных органов о необходимости проведения внеплановых контрольных мероприятий. По их поручениям в первом полугодии т. г. проведено 20 внеплановых проверок, в ходе которых выявлено вреда на 0,5 млрд руб., почти в полном объеме возмещенного виновными.

По мнению выступающего, рост коррупционных проявлений в системе отраслевого министерства обусловлен не только формальными подходами в работе комиссий по борьбе с коррупцией, но и сокращением числа проводимых ведомственным контролем плановых проверок (раз в два года). В целом проблемы борьбы с коррупцией в системе Минстройархитектуры до настоящего времени остаются актуальными. С учетом этого, коллегией принято соответствующее решение, направленное на недопущение фактов и искоренение условий для существования коррупции, с принятием мер по наказанию виновных, вплоть до их увольнения.

Также С. П. Соц предложил рассмотреть возможность создания на каждом предприятии службы собственной безопасности по примеру развитых европейских стран, тем более что необходимость в этом настала.

Следует отметить, что Генпрокуратурой республики предложено Минстройархитектуры систематически проводить комплексный анализ причин и условий совершения коррупционных преступлений и правонарушений, повысить уровень ответственности руководителей организаций и представителей государства, осуществляющих владельческий надзор на предприятиях с государственной долей собственности, предъявлять к виновным иски о возмещении вреда, чаще проводить внеплановые инвентаризации, принять дополнительные профилактические меры по упреждению коррупции.

В рамках работы коллегии были проанализированы причины нарушения антикоррупционного законодательства и меры борьбы с коррупционными проявлениями, а также высказаны предложения по предупреждению и выявлению фактов коррупции руководителями ряда предприятий, занесенных в список "коррумпированных".

Тему продолжила И. В. Архипова, которая убеждена, что "несмотря на распространенное мнение, что коррупция является проявлением, вызванным экономическими и политическими процессами, происходящими в стране, статистика и анализ свидетельствуют о другом, в частности, об отсутствии исполнительной дисциплины в трудовых коллективах и постоянного ее контроля, становление которой, к слову, начинается с руководителя. Первый заместитель Министра подчеркнула, что каждый представитель профессии "строитель" должен помнить, что от его действий или бездействия зависят имидж и репутация всей отрасли.

Согласился с предыдущим выступлением и начальник Управления контроля за строительством Комитета государственного контроля В. С. Лаптев, который уверен, что главными "сдерживающими факторами" в данной области являются морально-деловые качества отдельных должностных лиц. Он отметил, что коррупционером не становятся в одночасье, и каждого человека можно "распознать" при приеме на работу. Кроме того, совершенное правонарушение, а впоследствии — преступление является достаточно длительной и разнообразной деятельностью, которая видна всем членам коллектива. Именно попустительство и безнаказанность стимулируют частоту и опасность деяний, приводящих к преступлению. Таким образом, самым лучшим способом профилактики коррупции является заслуженное наказание.

Внимание: сезон повышенного травматизма

О состоянии охраны труда в организациях Минстройархитектуры за текущий период 2011 г. рассказал заместитель Министра С. Г. Ласточкин. Он привел печальную статистику, согласно которой за рассматриваемый период в организациях, подчиненных Минстройархитектуры, произошло 50 (в 2010 г. — 52) несчастных случаев, в результате погибли 13 (в 2010 г. — 10) и получили тяжелые травмы 37 (в 2010 г. — 42) человек.

Основными видами произошедших несчастных случаев со смертельным и тяжелым исходом явились: падение с высоты как самих людей, так и предметов и оборудования, падение при передвижении с высоты собственного роста, воздействие движущихся деталей, ДТП, поражение электрической дугой.

Выступающий подчеркнул, что причиной произошедших несчастных случаев стали низкая производственная дисциплина работников и нарушение потерпевшими инструкций по охране труда, а также слабая организация охраны труда на объектах линейными руководителями и недостаточный контроль со стороны службы охраны труда и руководства организаций.

Естественно, данные случаи не остаются безнаказанными. К лицам, которые не обеспечили здоровые и безопасные условия труда на рабочих местах и допустили возникновение несчастных случаев с тяжелым последствиями, принимаются меры дисциплинарного воздействия. Только в т. г. за ненадлежащее исполнение своих обязанностей приказами министерства объявлены выговор одиннадцати руководителям организаций и замечание — четырем.

С. Г. Ласточкин также напомнил присутствующим о приближении холодного времени года, которое зачастую характеризуется как период повышенного травматизма. Поэтому все организации должны обеспечить безусловную полную комплектацию людей средствами индивидуальной и коллективной защиты на объектах строительства. Особое внимание он уделил средствам от падения с высоты, как наиболее часто встречающемуся факту травматизма.

По данному вопросу также были заслушаны отчеты руководителей организаций об устранении причин и условий нарушения законодательства в области охраны труда.

Заместитель начальника Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС Республики Беларусь М. В. Слободчиков обратил внимание, что из 16 видов надзора наибольшие травматизм и аварийность наблюдаются при эксплуатации грузоподъемных кранов различных типов и назначений. Причем по итогам прошлого года половина всех несчастных случаев, зафиксированных в этой сфере, произошла на предприятиях, подведомственных Минстройархитектуры. Не стали исключением и прошедшие восемь месяцев т. г.: на отраслевых предприятиях при эксплуатации кранов произошло две аварии.

Выступающий отметил, что в ходе технического расследования причин аварий 90 % носят сугубо организационный характер. Также он подчеркнул, что в скором времени будет принят новый ТНПА, разработанный на основании Директивы ЕС 9737, согласно которому "львиная доля" ответственности будет возложена на главного виновника многих аварий и несчастных случаев — крановщика.

Как не удовлетворительное охарактеризовал состояние охраны труда в строительной отрасли Первый заместитель директора Департамента государственной инспекции труда Минтруда и социальной защиты Республики Беларусь А. В. Семич.

По его мнению, краеугольным камнем в современной системе управления охраной труда является сотрудничество работника с нанимателем в обеспечении безопасных условий труда. Проведенный анализ травматизма показал, что 50 % погибших в состоянии алкогольного опьянения работали в составе бригады. При этом не зафиксировано ни одного случая, чтобы коллеги "по цеху" пре-

дупреждали руководство о необходимости отстранения от работы выпившего товарища. Выступающий напомнил, что Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 требует безусловного расторжения контракта с лицами, допустившими нарушение требований охраны труда, повлекшее травмирование или гибель работника.

Также А. В. Семич затронул актуальный вопрос квалификации кадров. Дело в том, что в большинстве случаев инженером по охране труда является специалист с высшим техническим образованием, который, занимая данную должность, самостоятельно постигает требования профессии. Поэтому относительно строительной отрасли, которая является травмоопасной, динамичной и не имеющей стационарных рабочих мест, необходимо проводить переподготовку, повышение квалификации с присвоением специальности.

Основное право граждан — на безо-пасный труд — напомнила начальник отдела за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры М. В. Попова. Она подчеркнула, что Минстройархитектуры является лидирующим министерством по количеству несчастных случаев, что свидетельствует о неэффективности принимаемых мер по обеспечению безопасных условий труда граждан. Виновниками являются наниматель, либо работник, либо обе стороны. Поэтому руководителям необходимо подумать о мерах по исключению их повторения.

"К сожалению, анализу причин и условий происхождения несчастных случаев со стороны первых лиц предприятий уделяется мало внимания, — отметила выступающая. — Зачастую выводы строятся только на цифрах и результатах статистических данных".

По мнению М. В. Поповой, "ведущую роль в этом вопросе необходимо отдать соответствующему управлению либо отделу Минстройархитектуры, которое обязано контролировать и анализировать несчастные случаи на производстве, выяснять причины и условия, породившие их, а не переводить все "рельсы" на руководителей отдельных предприятий, у которых "в активе" только несколько фактов, и им нечего обобщать".

В качестве реальных действий со стороны Генпрокуратуры выступающая привела очередные изменения, вносимые в законодательство по инициативе органа: введение запрета на реализацию спиртных напитков лицам, находящимся в спецодежде. Данная необходимость вызвана увеличением количества несчастных случаев на производстве среди работников в состоянии алкогольного опьянения. Также она обратила внимание, что Генпрокуратура поддерживает начинания Департамента Государственной инспекции по труду о внесении изменений в законодательство в части обязательного освидетельствования на предмет пребывания в состоянии алкогольного опьянения не только пострадавшего, но и лиц, непосредственно работающих с ним.

Следует отметить, что данные вопросы в очередной раз будут вынесены на повестку дня при подведении итогов работы строительной отрасли за 2011 год.

Таким образом, безответственность и формализм в выполнении должностных обязанностей являются плодотворной почвой для возникновения коррупционных правонарушений и несчастных случаев на производстве. Если в первом случае ущерб наносится сознательно на протяжении определенного времени, то во втором — трагедия приходит в семьи внезапно. Напомним, что в рамках реализации Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2011–2015 гг. 2011 г. объявлен Годом безопасного труда в строительстве. Однако "безопасность" — более широкое понятие и заключается не только в должной постановке вопросов охраны труда, но и организации всей деятельности стройкомплекса. Так, может, стоит приложить все усилия, чтобы текущий год стал пусть не показательным, но переломным в решении рассматриваемых вопросов? Ведь от этого зависят жизнь и судьба многих людей…

Просмотров: 4 964