Правила приема в учреждения высшего образования могут измениться


Версия для печати

Министерством образования совместно с президиумом Совета ректоров рассмотрены предложения по подготовке новой редакции Правил приема в учреждения высшего образования. Документ учитывает ряд предложений Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний по итогам работы в 2011–2012 гг., некоторых министерств и ведомств, имеющих в подчинении вузы.

Остановимся подробнее на возможных изменениях.

1. Предлагается отменить раздельный конкурс среди выпускников сельских и городских учреждений образования.

Учитывая выравнивание уровня подготовки выпускников сельских и городских школьников, представляется оправданным проведение среди них общего конкурса.

За семилетний период произошло значительное сближение проходных баллов абитуриентов-выпускников сельских и городских учреждений образования. Если в 2006 году проходной балл сельчан в 28 % случаев оказался равным или превышал проходной балл выпускников городских школ, то в последние два года уже на каждой второй специальности зачисление осуществлялось по общему конкурсу, т. е. в 50 % случаев. Показатель увеличился в 1,5 раза.

Справка Министерства образования.

В 2012 г. в Белорусском государственном университете доля специальностей, при поступлении на которые выпускники сельских школ показали более высокие баллы, чем выпускники городских, составила 67 % (в 2011 — 51 %). В региональных вузах этот показатель был еще выше. С другой стороны, сейчас раздельный конкурс проводится при условии, если проходной балл сельских абитуриентов ниже проходных баллов городских, даже если от "сельчан" подано 1 заявление, что искажает иногда принцип справедливости при зачислении. В ряде случаев горожане, имеющие перевес порядка 100 и более баллов, проигрывали конкурс. Так, в Белорусском государственном университете проходной балл на специальность "Микробиология" для горожан составил 243, а для сельчан — только 134, на специальность "Международное право" — соответственно 374 и 287 баллов.

2. Отмена зачисления вне конкурса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждения высшего образования.

Предлагается перенести социальные льготы для данной категории наших граждан на этап после их зачисления. Это позволит осуществлять зачисление в вузы исключительно на основании конкурсного отбора, с тем чтобы льготирование касалось не знаний и способностей, а исключительно социального обеспечения абитуриента (предоставление общежития, гособеспечение, социальные выплаты, освобождение от оплаты за обучение, льготный кредит и др.). Сегодня при зачислении абитуриентов на отдельные "престижные" специальности бюджетные места задолго до окончания приема документов закрываются абитуриентами, имеющими право на внеконкурсное зачисление.

В результате абитуриенты-льготники зачисляются с невысоким общим баллом, а абитуриенты, имеющие не просто высокие, а очень высокие баллы, не проходят по конкурсу.

Справка Министерства образования.

Так, в 2012 г. в Белорусском государственном университете на специальность "Социальные коммуникации" при проходном балле 364 вне конкурса были зачислены 3 "льготника" (из числа детей-сирот), набравшие 156, 208 и 296 баллов. В Белорусском национальном техническом университете при поступлении на специальность "Таможенное дело" абитуриент, набравший 318 баллов, был вытеснен льготником, имеющим только 170 баллов. Аналогичные ситуации неоднократно происходили в МГЛУ на переводческом факультете и факультете межкультурных коммуникаций, в БГУ, БГЭУ, БНТУ и других университетах. Льгота внеконкурсного зачисления для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полностью сохранена при зачислении в учреждения среднего специального и профессионально-технического образования.

3. Введение единой для всех вузов республики методики подсчета баллов при поступлении на специальности культуры и искусства, на которые проводится вступительное испытание по предмету "Творчество".

Предлагается распространить действующую в настоящее время в БГАМ и БГАИ методику подсчета общей суммы набранных балов и на другие вузы, осуществляющие подготовку по специальностям профиля образования "Искусство и дизайн", специальностям "Искусствоведение", "Музыковедение", "Архитектура", "Архитектурный дизайн".

При таком подходе 2/3 от общей суммы набранных баллов составит удельный вес вступительного испытания по экзамену "творчество", 1/3 — удельный вес документа об образовании, экзамена на знание государственного языка и одного профильного испытания.

Такая схема, по мнению специалистов, будет способствовать притоку талантливой молодежи на специальности культуры и искусства.

Кроме того, предлагается проводить видеозапись экзаменов по творчеству. Ввести обязательную видео- и аудиозапись при проведении вступительных испытаний по предмету "Творчество" (вокал, танец, исполнительское мастерство и др.) предлагается в связи с тем, что это дает возможность перепроверки результатов.

4. Предложены различные варианты поступления для лиц белорусской национальности, постоянно проживающих на территории иностранных государств, и гражданам Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан.

Заложена дополнительная возможность лицам белорусской национальности, постоянно проживающим на территории иностранных государств, а также гражданам Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан (по их желанию) поступать в учреждения высшего и среднего специального образования на условиях, предусмотренных для иностранных граждан (по результатам собеседования) с более высокой оплатой.

Количество мест для таких абитуриентов, зачисляемых по результатам собеседования, предложено квотировать. Квоту ежегодно будет определять учебное заведение по согласованию с учредителем. Вместе с тем, сохранен и старый механизм поступления для всех желающих из стран ЕврАзЭС, которые хотят и имеют возможность поступать через конкурсный отбор на бюджетной и платной основе.

5. Предлагается ограничить прием на заочную бюджетную форму получения высшего образования.

Поступать в учреждения высшего образования на заочную бюджетную форму получения образования смогут, в основном, только лица, занятые трудовой деятельностью не менее 10 месяцев. Предложения по введению 10 месяцев обоснованы тем, что это дает возможность абитуриентам, не поступившим в вуз в год окончания школы и приступившим к работе с 1 сентября, на следующий год поступать на заочную форму обучения.

6. Предлагается ввести норму, разрешающую подачу документов в приемные комиссии доверенными лицами абитуриентов, которые в период вступительной кампании по объективным причинам, подтвержденным документально (болезнь, международные конкурсы или соревнования и т. п.) не могут подать их лично.

7…

8…

9. На основании поручения Главы государства, данного на совещании 26 сентября 2011 г. по развитию студенческого спорта, предлагается предоставить возможность, абитуриентам-спортсменам высокого класса, включенным в составы национальных и сборных команд Республики Беларусь, получать высшее образование за счет средств бюджета в заочной либо вечерней форме по специальностям, не связанным с отраслью физической культуры и спорта.

Данная норма будет способствовать социальной защищенности спортсменов, активно занятых в спорте высших достижений, и позволит им одновременно с подготовкой и участием в олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы получить образование и специальность.

10. В соответствии с поручением Главы государства о повышении требований к отбору абитуриентов на педагогические специальности (протокол поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А. Г. от 10 октября 2011 года № 20, данных 29 августа 2011 г. по итогам совещания с педагогическим активом Республики Беларусь) предлагается при поступлении на педагогические специальности на условиях целевой подготовки предусмотреть:

— наличие у абитуриентов рекомендаций педагогических советов учреждений образования, которые они закончили (эта норма будет действовать только в год окончания учреждения общего среднего образования); если абитуриент закончил учреждение общего среднего образования более года назад, он может получить такую рекомендацию в управлении образования;

— зачисление без вступительных испытаний победителей (дипломы І, ІІ, ІІІ степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, для которых данный предмет определен предметом первого профильного испытания, а также лиц, награжденных золотой, серебряной медалью или закончивших учреждения среднего специального образования с дипломом с отличием.

11. По предложению Министерства сельского хозяйства и продовольствия внесены предложения:

— по увеличению приема на условиях целевой подготовки на сельскохозяйственные специальности с 30 до 60 %;

— при поступлении в сельскохозяйственные высшие учреждения образования на получение образования в сокращенный срок предусмотрена сдача только двух вступительных испытаний по профильным предметам.

12. По предложению Министерства образования, Минздрава и других ведомств предлагается осуществлять обучение на условиях целевой подготовки по всем специальностям. Заказчикам кадров отбор проводить среди всех абитуриентов, независимо от места их проживания (снять ограничение, связанное с проживанием не менее 2-х лет в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тыс. человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, в сельских населенных пунктах).

Также предлагается увеличить нижнее значение тестового балла, начиная с которого отметка при поступлении в вуз будет признаваться удовлетворительной, — с

7 баллов (как было в 2012 году) до 10 баллов (будет в 2013).

Всего просмотров: 5 438
Опубликованно: 08.11.2012