Порядок мониторинга цен на строительные материалы, изделия, услуги строительных машин и механизмов в 2011 году


Версия для печати

Заместитель директора РУП "РНТЦ по ценообразованию в строительстве" Л. А. Горошко в ходе семинара на тему "Принципы и порядок формирования цен в строительной отрасли. Направления совершенствования системы ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" подробно остановилась на новом порядке мониторинга цен на строительные материалы, изделия, услуги строительных машин и механизмов в 2011 году.

Первоначально мониторинг цен на строительные материалы, изделия, услуги строительных машин и механизмов осуществлялся в рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь № 583 "О некоторых вопросах регулирования ценообразования в строительстве". В документе указывалось, что мониторинг осуществляется региональными организациями по ценообразованию в строительстве. В первую очередь, он был нужен для расчета индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ.

С учетом того, что сегодня предполагается переход на разработку документации в текущем уровне цен, задачи мониторинга расширились. Теперь он, главным образом, необходим, чтобы проектные организации правильно учли стоимость ресурсов при разработке инвесторской сметы.

Постановлением Минстройархитектуры от 15 сентября 2008 года № 42 утверждена Инструкция о порядке проведения мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве и взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и субъектами инвестиционной деятельности.

Данная Инструкция предусматривала осуществление мониторинга на двух уровнях: республиканском и местном. На первом — РНТЦ (это касается вопроса железнодорожных перевозок, топливно-энергетических ресурсов, цены газа, уровня заработной платы); на втором — региональными организациями по ценообразованию в строительстве. Были приняты определенные формы для проведения мониторинга цен, где организации-производители стройматериалов, а также оказывающие услуги по предоставлению машин и механизмов, транспортные услуги, осуществляли регистрацию цен.

С учетом расширения функций мониторинга утверждены формы государственной статистической отчетности: постановление Национального статистического комитета от 14 апреля 2011 г. № 64 (цены (тарифы) на услуги машин и механизмов); постановление Национального статистического комитета от 14 апреля 2011 г. № 65 (отчет об отпускных ценах на строительные материалы, изделия, конструкции).

Так как мониторинг вошел в рамки статистической отчетности в качестве обязательного, все организации-изготовители, а также те, что осуществляют приобретение и поставку материалов, используемых в строительстве, обязаны осуществлять мониторинг цен по представленным формам.

Перечень организаций, которые должны представлять указанные цены, определен приказом Минстройархитектуры от 19 ноября 2010 г. № 447 (в разрезе областей). В случае не предоставления информации какой-либо организацией происходит нарушение статистической отчетности. Соответственно, за это будут предъявляться штрафные санкции.

В формах, в первую очередь по стройматериалам, предусмотрено указание объема отгруженной продукции. Сегодня программные комплексы многих организаций-изготовителей не позволяют в период с 11 по 10 число вести ее учет. Напомним: раньше давали сведения по произведенной продукции. В проекте нового документа первоначально указывалось: отгруженная (произведенная) продукция. Но затем слово в скобках было исключено.

Однако в рамках консультаций с Национальным статистическим комитетом последним дано следующее пояснение: в рамках законодательства Минстройархитектуры может давать разъяснения отдельным организациям по их запросу, какую именно отчетность они представляют.

Так, в министерство обратилось ОАО "Минскжелезобетон" о том, что оно в рамках сроков отслеживания не может давать сведения по отгруженной продукции в связи с ее широкой номенклатурой, и ему было позволено отчитываться по произведенным материалам и изделиям. При этом следует обратить внимание на необходимость персонального обращения организации в Минстройархитектуры.

В новой форме для мониторинга предусматривается также кодировка материалов и изделий, машин и механизмов. Соответствующие коды предоставлены региональным организациям по ценообразованию в строительстве. Для тех, кто работает по нормативному методу, делаются определенные шаги по переводу в автоматизированный режим. Если же кодов для каких-либо материалов недостаточно, а они применяются в строительстве, они будут пополняться на основе анализа предоставляемых данных.

Хочется надеяться, что все субъекты хозяйствования отрасли заинтересованы в том, чтобы благодаря мониторингу учитывались реальные цены при формировании инвесторской сметы, а значит, и подрядчиком при приобретении материалов, изделий и конструкций.

Просмотров: 8 566