Перспективы развития дорожной сети Республики Беларусь


Версия для печати

Уникальное географическое положение Республики Беларусь определяет необходимость развития существующей республиканской сети автомобильных дорог для привлечения транзитных потоков автотранспортных средств, сокращения времени пребывания в пути грузов и пассажиров, повышения комфортности и безопасности дорожного движения.

Минск и областные центры

Программой "Дороги Беларуси" на 2006–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.04.2006 г. № 468, предусмотрено выполнение конкретных мероприятий по реконструкции республиканских автомобильных дорог, связывающих г. Минск с областными центрами.

В настоящее время автомобильные дороги, связывающие г. Минск с областными центрами, имеют преимущественно две полосы и проходят по густонаселенной местности с развитым сельскохозяйственным производством. Отдельные участки дорог проходят через сельские населенные пункты, включая крупные, с населением до 1 тыс. жителей.

Общая протяженность данных автомобильных дорог составляет 1 029 километров, из них четыре-шесть полос движения имеют 327 километров дорог, а 702 километра являются двухполосными.

Президентом Республики Беларусь одобрена Стратегия реконструкции автомобильных дорог, связывающих г. Минск с областными центрами. С целью реализации данной Стратегии подписан Указ Президента Республики Беларусь от 21.01.2011 № 28 "О некоторых вопросах реконструкции автомобильных дорог М-4 Минск — Могилев и М-5/Е271 Минск — Гомель".

Учитывая производственные мощности и финансовую составляющую, работы по реконструкции дорог, связывающих Минск с областными центрами, будут выполняться в два этапа.

На первом этапе планируется реконструкция дорог М-4 Минск — Могилев и М-5 Минск — Гомель общей протяженностью 337 км.

На реконструкцию республиканской автомобильной дороги М-4 Минск — Могилев в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 сентября 2010 г. № 455 на 2010–2012 годы выделен кредит ОАО "АСБ Беларусбанк" .

Работы по реконструкции дороги ведутся с конца 2010 года, ввод дороги в эксплуатацию запланирован в 2012 году.

Реконструкция дороги М-5 Минск — Гомель планируется за счет нескольких источников.

На участке Пуховичи — Бобруйск она осуществляется за счет кредита Всемирного банка, с которым 19 ноября 2010 г. Минтрансом подписано соглашение о займе в размере 150 млн долларов США. Данное кредитное соглашения одобрено Главой государства 20.06.2011, работы по реконструкции дороги ведутся с ноября 2011 г.

7 ноября 2011 года на встрече с Председателем Эксимбанка КНР Ли Жогу подписано Генеральное кредитное соглашение между Эксимбанком КНР и Правительством Республики Беларусь о предоставлении льготного покупательского кредита, в соответствии с которым предусмотрено за счет части предоставляемых кредитных средств финансировать инвестиционный проект "Реконструкция республиканской автомобильной дороги

М-5/Е271 Минск — Гомель на участке Бобруйск — Жлобин".

По участку Жлобин — Гомель 14 июня 2011 года подписано кредитное соглашение с Эксимбанком КНР на выделение 340 млн долларов США под реконструкцию данного участка дороги.

После реализации проектов реконструкции автомобильных дорог М-4 Минск — Могилев и М-5 Минск — Гомель в соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2011 № 216, планируется приступить к реконструкции по параметрам I категории автомобильных дорог М-6 Минск — Гродно и М-3 Минск — Витебск на участке Логойск — Плещеницы. В результате к концу 2017 года протяженность республиканских автомобильных дорог I категории составит более 1 тыс. километров.

Строительство второй кольцевой дороги вокруг г. Минска

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 532 Министерству транспорта и коммуникаций поручено обеспечить строительство второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Минска по параметрам I-б категории, в том числе:

— в 2011 — 2014 годах на участке от автомобильной дороги М-3 Минск— Витебск до автомобильной дороги М-6/Е28 Минск — Гродно — граница Республики Польша протяженностью 44 километра (I очередь);

— в 2014 — 2017 годах на участке от автомобильной дороги М-6/Е28 Минск — Гродно — граница Республики Польша до автомобильной дороги М-1/Е30 Брест (Козловичи) — Минск — граница Российской Федерации (Редьки) протяженностью 41 километр (II очередь).

При выборе оптимального расположения второй кольцевой дороги вокруг г. Минска учтены существующая транспортная сеть автомобильных дорог в пригородной зоне, их состояние, интенсивность движения, существующая и перспективная жилая и дачная застройка, границы рекреационных зон, природоохранные территории и другие факторы. В целом общая длина новой кольцевой дороги вокруг Минска составит 157 км.

В поперечном профиле кольцевая дорога предусматривается с четырехполосной проезжей частью шириной в каждом направлении по 7,0 м, разделительной полосой между встречными направлениями 12,5 м, укрепленными асфальтобетоном обочинами шириной по 2,5 м.

Строительство дороги предусмотрено осуществить за счет средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития.

Однако из-за экономической ситуации и недостаточного финансирования, в связи с чем произошло удорожание строительных материалов и работ, в 2011 году работы по строительству второй кольцевой дороги вокруг г. Минска временно приостановлены.

Работы по реконструкции и строительству дорог и мостов

В Беларуси ежегодно выполняются работы по реконструкции и строительству дорог. Правительством республики утверждена программа "Дороги Беларуси" на период 2006–2015 гг.

За последние 5 лет реконструировано и построено более 400 км республиканских дорог. Реконструированы и введены в эксплуатацию участки дорог, входящих в транспортные коридоры, проходящие по территории Республики Беларусь Брест — Минск — граница Российской Федерации, Минск — Гомель, а также дорог Минск — Могилев, Минск — Гродно, Минск — Витебск и другие. Построены обходы городов Могилева, Слонима, Несвижа. Благоустроены с увеличением числа полос движения участки дорог на подходах к пунктам пропуска на границе с Республикой Польша, Литвой. Построены мосты через реки Западная Двина, Сож, Щара, Уборть, Птичь, Бася и другие.

В 2011 году введен в эксплуатацию обход территории Национального парка "Беловежская пуща" общей протяженностью 200 км.

В ближайшие годы Департаменту необходимо реализовывать следующие проекты: построить обходы городов Витебска, Гродно, Барановичи, реконструировать дороги Р-23 Минск — Микашевичи, Р-53 Слобода — Новосады, участки дороги Р-21 Витебск — граница Российской Федерации (Лиозно), до 1 сентября 2012 года построить мост через р. Днепр на автомобильной дороге подъезд к г. Шклову км 9,667 от автомобильной дороги М-8/Е 95 РФ (Езерище) — Витебск — Гомель — гр. Украины (Новая Гута), произвести реконструкцию моста через реку Муховец.

Работы по содержанию автомобильной сети

Следует отметить, что в настоящее время значительная часть республиканских дорог эксплуатируется с просроченными межремонтными сроками. Это означает, что не обеспечивается восстановление ежегодного износа, что, в свою очередь, ведет к необратимому процессу постепенного разрушения дорожных покрытий. В результате, по последним данным диагностики, полная потребность в ремонтах по республиканским дорогам составляет 6,6 тыс. км, или 43 % от общей их протяженности. В действующих ценах на эти цели необходимо направить около 4 трлн рублей. К сожалению, финансовые возможности республиканского бюджета не позволяют решить данную проблему за короткий промежуток времени. В связи с этим Департамент "Белавтодор" планирует в рамках текущего ремонта в приоритетном порядке осуществлять мероприятия по реабилитации верхних слоев покрытий: устройству тонких слоев и поверхностной обработке (всего 934 км).

В числе основных задач 2012 года также следует выделить:

— выполнение Государственной программы развития сельских территорий на 2011–2015 годы в части перевода гравийных участков республиканских дорог в дороги с асфальтобетонным покрытием;

— взаимодействие с сопредельными государствами по вопросам развития транспортных коридоров и других транзитных маршрутов;

— разработку и актуализацию межгосударственных стандартов Таможенного союза в целях гармонизации с европейскими нормами проектирования и строительства автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;

— повышение надежности дорожных конструкций;

— координацию деятельности республиканских и местных органов управления по развитию придорожного сервиса на республиканских дорогах. По состоянию на 1 января 2012 года на республиканских автомобильных дорогах функционируют 332 АЗС, 131 АГЗС, 68 гостиниц, 49 моек, 73 охраняемых стоянок, 310 предприятий торговли, 465 объектов общепита и 103 СТО. За 2011 год на автомобильных дорогах общего пользования введено после строительства и реконструкции 25 АЗС, 21 АГЗС, 2 мойки, 5 СТО, 3 гостиницы, 6 охраняемых стоянок, 39 пунктов питания.

Сеть автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь составляет более 86 тыс. км, в том числе около 15,5 тыс. км — республиканских (по ним идет основной грузо- и пассажиропоток) и более 71 тыс. км — местных дорог. В соответствии с действующим законодательством Департамент "Белавтодор" Министерства транспорта и коммуникаций осуществляет управление дорожной деятельностью в части республиканских автомобильных дорог. Местные автомобильной дороги и улицы населенных пунктов относятся к коммунальной собственности и находятся в ведении соответствующих служб местных органов власти.

Пресс-служба Департамента "Белавтодор"

Всего просмотров: 10 784
Опубликованно: 16.04.2012