В конце прошлого года в г. Бресте состоялся международный семинар «Брестская крепость — территория и ресурсы для создания международного культурного центра». На протяжении 3-х дней ведущие эксперты в области фортификационного наследия, территориального планирования, предпринимательства и маркетинга в сфере культуры и туризма ряда стран ближнего и дальнего зарубежья и Беларуси занимались выработкой эффективной стратегии действий по развитию столь значимого для Беларуси и всего европейского пространства объекта, как Брестская крепость. В ходе семинара было создано 5 рабочих групп, которые выполняют разработку проекта. А в середине февраля нынешнего года прошли торжественное открытие вантового моста на Тереспольском укреплении крепости и презентация экскурсионного маршрута по ранее запретной для посещения гражданских лиц территории. Считается, что этот туристический маршрут является первым шагом создания историко-культурного центра, где будет задействована вся Брестская крепость.
Решение о передаче местной власти закрытого на протяжении 70 лет острова, где размещались только пограничники, было принято летом 2011 г. Такое распоряжение отдал Глава государства Александр Лукашенко во время участия в памятных мероприятиях, связанных с началом героической обороны Брестской крепости 22 июня 1941 года. Остров, названный в послевоенное время Пограничным, до этого времени находился в особой зоне с соблюдением соответствующего режима.
Если посмотреть на карту, то станет ясно, что Тереспольское укрепление Брестской крепости — единственный клочок белорусской территории по ту сторону Буга. На юге от Бреста западная граница с Польшей проходит непосредственно по фарватеру реки. И только небольшой Пограничный остров расположен на ее западном берегу. Получилось так благодаря ухищрениям командующего Белорусским фронтом М. П. Ковалева, который в 1939 г. участвовал в установлении западной границы при разделе Польши между СССР и Германией. Он обратил внимание, что граница по Бугу в районе Брестской крепости невыгодна: западный обвод фортов достается немцам, а железнодорожный узел и г. Брест будут находиться в зоне пулеметного огня. М. П. Ковалев проявил личную инициативу и приказал запрудить Буг, взорвать перемычки крепостного рва на Тереспольском укреплении. В результате вода пошла по обводному каналу, который командующий выдал немцам за русло р. Буг. По нему и была установлена граница.
Накануне Великой Отечественной войны на Тереспольском укреплении располагались курсы шоферов Белорусского пограничного округа, транспортная рота, саперный взвод и сборы кавалеристов и физкультурников, ветеринарный лазарет, курсы кузнецов, наряды 9-й заставы 17-го Краснознаменного погранотряда, проживали семьи комначсостава — всего около 300 человек.
В первые часы войны под прикрытием артиллерийского огня гитлеровцы, преодолев обводной канал, прорвались на Тереспольское укрепление. Внезапность нападения достигла цели, и противнику удалось ворваться через Тереспольские ворота в Цитадель. Часть пограничников погибла в казармах, многие получили ранения. Некоторые бросились к мосту у Тереспольских ворот и смогли прорваться в Цитадель и на Кобринское укрепление. Отдельным бойцам удалось пробиться в город.
После войны некоторые из сооружений использовались пограничниками, другие оставались в первозданном виде со следами двух мировых войн. Была отремонтирована казарма шоферских курсов, использовались бывшие конюшни, возводились новые хозяйственные постройки. Пограничный остров длительное время находился на особом режиме, и даже сотрудники мемориала «Брест-ская крепость-герой» его не посещали. Основательное исследование острова началось в 2006 г. Было выявлено 38 объектов, относящихся к середине XIX — первой половине XX в. и периоду нахождения в крепости польской армии. Пограничный режим на острове позволил сохранить исторические памятники нетронутыми. Представляют интерес капониры, фрагменты пороховых погребов, казармы и встроенные в земляные валы казематы, построенные до 1915 г. В строительстве некоторых объектов принимал участие известный военный инженер Дмитрий Карбышев.
Он служил в Брестской крепости с августа 1911-го по ноябрь 1914 г., занимался разработкой и строительством новых укреплений, совершенствовал построенные в конце XIX в. При его участии проходила реконструкция 7-го форта, он был автором проекта и руководил строительством форта литеры «И», оборонительной казармы между фортами «Б» и «Г», железобетонного моста, мощеных дорог, укреплял Добрыньскую позицию.
Еще до начала строительства Брестской крепости в начале XIX в. на территории нынешнего Пограничного острова осуществлялся таможенный контроль при пересечении западной границы Российской империи. До наших дней сохранилось здание таможенной будки того времени. С точки зрения археологов, на острове сохранились и более глубинные исторические пласты.
После принятия решения об открытии Пограничного острова для туристов, необходимо было решить несколько задач: провести научную работу и сделать инвентаризацию объектов, разработать экскурсионный маршрут, благоустроить территории, отреставрировать старый подвесной мост через р. Буг. В первую очередь нужно было наладить доступ из Цитадели на остров. Старый вантовый мост, который изредка использовали пограничники, для этой цели не годился. Было принято решение о строительстве нового пешеходного моста. Проект разработали преподаватели и студенты Брестского государственного технического университета, а строительством занимались специалисты ОАО «Мостоотряд-58». Со своей задачей они справились весьма успешно в довольно сжатые сроки.
Трехпролетный мост состоит из 7 секций, каждая длиной 20 м. Непосредственно на вантах держится центральная часть длиной 80 м. Два других пролета расположены на опорах, которые стоят на берегах р. Буг и в воде. Общая длина моста — 150 м.
Определенную помощь в строительстве моста оказали солдаты инженерных войск Республики Беларусь. Они наладили понтонную переправу для движения специальной строительной техники. Возведение моста с благоустройством прилегающей территории обошлось в 4 млрд рублей.
Немало сил было затрачено на приведение в порядок самого острова. Были снесены здания, которые не являются крепостными сооружениями: подсобные помещения и хозяйственные постройки послевоенного времени. Выполнена расчистка территории, по которой будет проходить туристический маршрут, приведен в порядок памятник пограничникам автотранспортной роты 17-го Краснознаменного пограничного отряда и курсантам школы шоферов Белорусского пограничного округа.
Торжественное открытие нового моста на Пограничный остров состоялось в феврале. Но туристы на некогда запретной территории еще не были. Одиночки на остров по-прежнему допускаться не будут. Посещать его смогут только организованные группы в сопровождении экскурсовода и пограничников. Заявки будут приниматься заранее сотрудниками мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Пограничный остров по-прежнему остается режимной зоной. Естественно, полностью осмотреть его не получится. Есть места, куда проход запрещен. Поэтому туристы смогут побывать только в восточной части острова, которая занимает половину всей его территории. И не все исторические постройки будут включены в туристический маршрут. Из 38 крепостных сооружений туристам будет предложено 12.
Первоначально планировалось пустить на Пограничный остров туристические группы в конце апреля — начале мая. Но сотрудники мемориала утверждают, что работа по созданию нового туристического маршрута еще не завершена, и первые туристы на острове появятся только летом.