Организация рынка строительных услуг. Российский опыт


Версия для печати

В период с 13 по 23 июня 2012 года в Международном информационном центре новых технологий в строительстве Минстройархитектуры РУП "Институт жилища — НИПТИС им. Атаева С. С." (г. Минск, Беларусь) и в Государственной академии строительства и жилищно-коммунального комплекса России (г. Москва) была проведена стажировка группы руководителей и специалистов организаций Минстройархитектуры по теме "Условия работы на рынке строительных услуг Российской Федерации. Нормативная база сложившейся структуры строительного рынка России. Порядок участия в торгах".

Стажировка организовывалась в два этапа. На первом этапе (с 13 по 15 июня 2012 года) на базе Международного информационного центра новых технологий в строительстве стажеры изучали формирование сметной стоимости строительства Республики Беларусь, порядок заключения договоров подряда, анализ инвестиционных процессов в строительном комплексе Республики Беларусь, особенности формирования договорной цены в строительстве, методические подходы и практику торгов в строительстве в Республике Беларусь, оценку потребности строительного комплекса Республики Беларусь в базовых строительных материалах.

Второй этап стажировки (с 17 по 23 июня 2012 года) проходил в Государственной академии строительства и жилищно-коммунального комплекса России. В число мероприятий данного этапа вошло посещение стажерами офиса саморегулируемой организации "Некоммерческое партнерство "Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса". Президентом организации А. Ш. Шамузафаровым была озвучена информация о том, что для выхода на российский строительный рынок белорусским строителям необходимо вхождение соответствующих предприятий в саморегулируемые организации (далее — СРО), ключевыми функциями которых являются разработка стандартов и правил ведения предпринимательской и профессиональной деятельности, контроль за соблюдением членами СРО этих правил, обеспечение механизма имущественной ответственности СРО, разработка и внедрение механизмов работы с жалобами и спорами. СРО, использующие свои экспертные возможности и обратную связь с рынком для защиты интересов производителей и потребителей товаров и услуг, становятся более эффективными по сравнению с государственным регулированием. Понятно, что за саморегулированием в России — будущее. Нововведения уже начали приносить плоды, один из которых — реальный удар по деятельности сомнительных фирм. Например, из 300 тысяч компаний, ранее занимавшихся строительной, проектной и изыскательной деятельностью, на рынке к настоящему времени осталось чуть больше 80 тысяч.

На втором этапе стажировки также были проведены занятия на электронных площадках ОАО "Сбербанк-АСТ" и "РТС-Тендер".

Занятия проводились представителем Ассоциации электронных торговых площадок России. Каждому из слушателей выделялось отдельное рабочее место с персональным компьютером. В ходе обучения стажерам довели основные понятия электронного аукциона и функционал заказчика и поставщика, а также порядок и правила организации и проведения электронного аукциона в соответствии с законодательством России.

Наряду с аудиторными занятиями и лекциями стажеры посетили Международный деловой центр "Москва–Сити" (ММДЦ "Москва–Сити") и строительство нового учебного корпуса ВГИК. Специалистами центра были раскрыты особенности проектирования, организации строительства и эксплуатации комплекса "Москва-Сити". Стажеры получили информацию о причинах, вызвавших необходимость принятия решения о возведении такого объекта, о сложностях в поисках строительной площадки, привлечения инвесторов и определения подрядчиков. Были озвучены проблемы, которые, учитывая уникальность комплекса, возникали в процессе осуществления проекта — финансирование, поиск принципиально новых архитектурных решений, новейших технологий и материалов для строительного производства, а также информация о путях решения этих вопросов, которые дали возможность осуществить строительство.

На площадке строительства нового учебного корпуса ВГИК представителем подрядчика было проведено ознакомление участников стажировки с проектом строительства, показана технология производства (для белорусских строителей возведение такого объекта не представляет сложности, так как в данном случае и технология, и используемые строительные материалы используются в Беларуси). Основная проблема, с которой столкнулись заказчик и подрядчик строительства, — это ограниченная территория, на которой надо было осуществить застройку, близкое соседство жилых домов и аварийных зданий, фундаменты которых пришлось предварительно укреплять.

В России очень "плотный" рынок строительных услуг, и найти в нем нишу крайне проблематично. Вместе с тем, белорусские организации при определенной подготовке в состоянии осуществлять даже такие сложные проекты, как "Москва-Сити". Что же касается строительства жилья и спортивных сооружений, то вполне возможна эффективная конкуренция с российскими фирмами.

В данном контексте следует отметить необходимость проведения согласованной политики на уровне высшего руководства государств и принятия соответствующих межгосударственных решений, которые послужат основам экономического сотрудничества. В России велики экономические риски, поэтому есть необходимость страхования экспортных рисков всех организаций-экспортеров под гарантии правительства и банков Беларуси.

Учитывая условия и особенности выполнения договоров подряда на территории России, следует изменить (или отменить) законодательство Республики Беларусь, ограничивающее сроки завершения внешнеторговых операций. Если оставить нормативные акты в том виде, в котором они действуют в настоящее время, то наши хозяйственные общества обанкротятся только на одних штрафных санкциях, предусмотренных в случае несвоевременного поступления валютной выручки.

Отдельно следует сказать и о создаваемых в системе Минстройархитектуры холдингах. Полагаем, что они сыграют положительную роль по осуществлению экспорта строительных услуг в Российскую Федерацию лишь в том случае, если будут централизованно открывать на территории РФ филиалы с правом юридического лица, соответствующим образом зарегистрированные в качестве налогоплательщика. Кроме того, силами холдинга необходимо создавать реальные фонды для целей создания и финансирования на первоначальном этапе таких филиалов, а также компенсации возможных финансовых потерь в случае недобросовестности заказчика. Если подходить к экспорту нецентрализованно, то российские организации (СРО, банки, обучающие и сертифицирующие организации, страховые и юридические фирмы и пр.) "вытянут" из белорусов последние оборотные средства, но к строительному бизнесу не подпустят.

Холдингам также необходимо взять на себя организацию внедрения инновационных технологий и методов строительства и подготовки квалифицированных менеджеров по внешнеэкономической деятельности, владеющих необходимыми знаниями и дипломатическими навыками, умеющих работать с потенциальными зарубежными партнерами.

На основании полученной информации стажерами был сделан вывод, что белорусские строительные организации к настоящему моменту готовы к выходу на строительный рынок Российской Федерации в целом, однако необходимо, как минимум, открытие филиалов на территории России, так как именно они в качестве юридических лиц смогут функционировать в рамках СРО.

Просмотров: 4 904