Новый порядок ценообразования в строительстве


Версия для печати

Для ознакомления с основными положениями Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 года № 361 "О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь", теми документами, которые были разработаны в развитие данного Указа Минстройархитектуры совместно с РНТЦ в строительстве была организована серия семинаров, позволяющих получить соответствующую информацию и исчерпывающие комментарии непосредственно от разработчиков нового порядка ценообразования в строительстве: как напомнил директор РНТЦ в строительстве Геннадий Анатольевич Пурс, именно специалисты Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве непосредственно разрабатывали базу для определения стоимости строительства в ценах 1991 и 2006 годов, а также в текущих ценах.

Нормативное обеспечение ценообразования в строительстве

Работу семинара, состоявшегося 11 января т. г., открыл начальник главного управления экономики Минстройархитектуры Вячеслав Викторович Кутырло, который ознакомил участников с созданной в развитие Указа № 361 нормативной базой.

На сегодняшний день все документы, необходимые для работы по новым правилам, разработаны и приняты. В. В. Кутырло подробно остановился на тех из них, которыми необходимо руководствоваться в первую очередь. В частности, на постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1552, в соответствии с которым функции отраслевого министерства расширены: теперь Минстройархитектуры осуществляет регулирование цен на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных или приравненных к ним средств.

Постановлением коллегии Минстройархитектуры от 5 января 2012 года № 4 утверждены Методические рекомендации о порядке рассмотрения в 2012 году цен (тарифов) на строительные материалы, изделия, конструкции, выполняемые работы, оказываемые услуги. Для тех подведомственных организаций, которым необходимо повышать цены более чем на 1,6–1,8 % в месяц, их необходимо регистрировать в Минстройархитектуры. Аналогичный порядок рекомендован также для предприятий коммунальной и иной формы собственности.

Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553, которым утверждены Положение о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству).

Основополагающим документом в области ценообразования в строительстве В. В. Кутырло назвал постановление Минстройархитектуры от 18 ноября 2011 г. № 51 о некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов, которым утверждены Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и Инструкция о порядке определения сметной стоимости пусконаладочных работ и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении.

Также принято совместное постановление Минэкономики и Минстройархитектуры от 24 ноября 2011 г. №192/53 об утверждении Инструкции о порядке определения прогнозных индексов и цен в строительстве, применяемых для отражения в сметной документации изменений стоимости строительства объектов от начала разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства.

Совместным постановлением Минфина, Минстройархитектуры и Мин-экономики от 23 ноября 2011 года № 121/52/191 отменена Инструкция о порядке проведения проверки правильности расходования государственных средств, выделенных на капитальное строительство (реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) объектов, и производства контрольных обмеров строительных и ремонтных работ. В настоящее время проект нового документа находится в разработке.

Приказом Минстройархитектуры от 23.12.2011 № 450 утверждены нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении, а также Методические рекомендации по их применению.

Постановлением Минстройархитектуры от 23.12.2011 № 59 утверждены Методические рекомендации о порядке разработки и утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации.

Таким образом, названные документы обеспечивают работу в рамках Указа № 361. В. В. Кутырло выразил уверенность, что это позволит коренным образом совершенствовать систему ценообразования в строительстве и внедрить в его практику неизменные договорные (контрактные) цены.

О конкретном применении на практике новых нормативных актов, разработанных программных продуктах, сборниках рассказали специалисты РНТЦ в строительстве.

Цели и задачи совершенствования ценообразования в строительстве

"О целях и задачах совершенствования ценообразования в строительстве" рассказала заместитель директора РНТЦ по экономике Людмила Андреевна Горошко.

Внедрение в практику строительства неизменных договорных (контрактных) цен

Как отметила Л. А. Горошко, введение нового порядка ценообразования в строительстве было обусловлено задачами, поставленными Главой государства при назначении нового состава Правительства в начале 2011 года, а также Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136; Программой деятельности Правительства на пятилетку, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216; перечнем проектов первоочередных правовых актов, необходимых для реализации Программы деятельности Правительства, утвержденных Премьер-министром Республики Беларусь 12 марта 2011 г. Необходимость совершенствования ценообразования в строительстве прозвучала и в Послании Главы государства к белорусскому народу и Национальному собранию.

В свете реализации этих поручений Президентом был подписан Указ от 11 августа 2011 г. № 361 "О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь". Данный Указ направлен в первую очередь на внедрение в практику строительства неизменных договорных контрактных цен на весь период строительства. Действующая до настоящего времени система ценообразования в строительстве очень трудно воспринималась обычными потребителями — в первую очередь гражданами, которые осуществляли строительство жилья. Опыт 2011 года показал, что при резком росте инфляционных процессов начало поступать много обращений дольщиков по поводу изменения стоимости квадратного метра жилья. Подобная картина наблюдалась и с бюджетными объектами. Поэтому перед специалистами и была поставлена задача по определению неизменной цены на протяжении всего периода строительства.

Как отметила Л. А. Горошко, при подготовке проекта Указа соблюдались следующие основные принципы:

— прозрачность системы ценообразования в строительстве (т. е. формирование цены на любом из этапов строительства должно быть понятным для каждого пользователя или заинтересованного лица);

— объективность, предполагающая учет всех необходимых затрат и соответствующих цен на эти затраты;

— научная и экономическая обоснованность цены (т. е. цена должна формироваться на основании научно-обоснованных нормативов расхода ресурсов и соответственно учитывать передовой как отечественный, так и зарубежный опыт).

С учетом этих принципов пунктом 1 Указа № 361 предусмотрено, что сметная документация на строительство объектов разрабатывается независимо от источников финансирования на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении с определением сметной стоимости на дату начала выполнения строительно-монтажных работ, определяемую заказчиком, и с учетом нормативной продолжительности строительства, определенной в проектной документации. Для отражения изменения цен в нормативный период строительства (с даты разработки сметной документации до завершения строительства) должны использоваться прогнозные индексы цен в строительстве. Эти индексы утверждаются Министерством экономики. Планируется, что на 2012 г. они будут утверждены к концу января т. г.

Также Указом № 361 предусмотрено, что при отсутствии нормативов расхода в натуральном выражении сметная стоимость будет определяться на основании укрупненных нормативов стоимости строительства объектов или стоимости объектов-аналогов. Укрупненные нормативы стоимости объектов-аналогов в основном применяются на стадиях проектирования — "обоснование инвестирования в строительство" и "архитектурный проект".

Укрупненные нормативы стоимости

Укрупненные нормативы стоимости разработаны по 133 объектам в ценах на 1 января 2011 года и утверждены приказом Минстройархитектуры от 28 октября 2011 г. № 374. Это:

— два объекта амбулаторно-поликлинических учреждений (в основном фельдшерско-акушерские пункты в сельской местности);

— учебно-педагогический комплекс (детсад — общеобразовательная школа на 168 мест);

— четыре объекта торговли (магазины различной торговой площади как продовольственные так и промтоварные, торговый центр);

— шесть объектов бытового обслуживания (объекты, которые в основном проектируются в районных центрах или в агрогородках);

— спортивный зал строительным объемом 4352 м3;

— семь административных зданий (банк, прокуратура и иные объекты);

— два гостиничных объекта разной вместимости;

— пожарное депо;

— здания и сооружения транспорта (для обустройства автодорог, автозаправочные станции, гаражи, автостоянки, объекты придорожного сервиса).

Большое внимание уделено объектам сельскохозяйственного назначения. Это товарно-молочные фермы, в составе которых предусмотрены:

— шесть коровников различной вместимостью и разных конструктивных систем;

— два здания для телят;

— девять доильно-молочных блоков с различными системами оборудования и конструктивными системами;

— пять родильных отделений;

— различные объекты вспомогательного назначения для МТФ (склады, проходные, весовые и т. д.);

— семь фрукто- и плодохранилищ;

— 27 объектов типовых инженерных сооружений (ТП, ЦТП, насосная и т. д.).

Как проинформировала Л. А. Горошко, все эти укрупненные нормативы можно приобрести в РНТЦ.

Банк проектной документации

Также в настоящее время Минстройархитектуры разрабатывается Положение о банке проектной документации, в том числе типовой. Проект этого документа предусматривает, что все проектные организации, которые разрабатывают проектную документацию за счет бюджетных и приравненных к ним средств, должны будут представлять информацию о разработанных проектах в данный банк. Это делается для того, чтобы в дальнейшем информировать проектные организации о том, какие в настоящее время объекты запроектированы и какие могут быть приняты в качестве объектов-аналогов при проектировании тех или иных объектов.

Что касается проектов, которые разрабатываются за счет иных источников, решение о включении таких объектов в банк проектной документации будет приниматься заказчиком.

Строительный проект может разрабатывать и подрядчик

Указ № 361 содержит норму, которая позволяет, согласно договору строительного подряда, подрядчику заниматься разработкой строительного проекта. Это означает, что заказчик, разработав проектную документацию на стадии "обоснование инвестирования" или "архитектурный проект", выставляет этот проект на торги (переговоры) и определяет дальнейшего разработчика строительного проекта. Если разработка строительного проекта будет поручена подрядчику, то он может уже на этой стадии внедрять энерго- и ресурсосберегающие технологии, др. При этом разница между ценой, определенной при первой стадии проектирования, и строительным проектом останется в распоряжении подрядчика. Данная норма определена также новыми Правилами о договорах подряда и отражена в Положении о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству).

Права и полномочия Минстройархитектуры в части регулирования цен и тарифов

Одновременно Указом № 361 внесены изменения в Указ Президента от 25 февраля 2011 г. № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен и тарифов в Республике Беларусь". В соответствии с ними расширены права и полномочия Минстройархитектуры в части регулирования цен и тарифов как на услуги, так и на стройматериалы. Это стало следствием "работы над ошибками" прошлого года, когда к середине года подрядные организации резко снизили свои финансовые показатели за счет того, что на бюджетных объектах происходило сдерживание индекса плановых накоплений.

Как отметила выступающая, в целях совершенствования регулирования цен на материалы принято постановление коллегии отраслевого министерства от 5 января 2012 г. № 4, которое гласит, что предприятия, подведомственные Минстройархитектуры, имеют право самостоятельно поднимать цены в пределах 1,6–1,8 % ежемесячно. Если рост предполагается выше указанного норматива, то обоснованность цен будет проверяться региональными организациями по ценообразованию в строительстве, а затем направляться для окончательного решения в Минстройархитектуры.

Что касается предприятий иной подчиненности, то аналогичные рекомендации будут направлены в соответствующие органы госуправления.

Порядок формирования стоимости строительства

"Действие Указа № 361 в части нового порядка определения стоимости строительства распространяется на объекты, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено после 1 января 2012 года", — обратила внимание заместитель директора РНТЦ по экономике.

Также Указом № 361 предусмотрено, что сметная документация разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, и на основании сметной документации формируется неизменная договорная (контрактная) цена на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству).

В целях реализации этих положений Указа № 361 принято постановление Совета Министров от 18 ноября 2011 г. № 1553, которым утверждены Положение о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству).

Во исполнение постановления Совета Министров № 1553 Минстройархитектуры утверждены две инструкции: Инструкция по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации на основании нормативов расхода в натуральном выражении и Инструкция по определению сметной стоимости пусконаладочных работ и составлению сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении.

Обе Инструкции предусматривают применение для определения сметной стоимости нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. Это в первую очередь затраты труда на выполнение единицы работ в человеко-часах, эксплуатация машин и механизмов в машино-часах и расход строительных материалов, изделий и конструкций в натуральном выражении. Порядок утверждения этих нормативов предусмотрен Положением, утвержденным постановлением Совета Министров № 1553. Согласно этому Положению, нормативы расхода ресурсов подразделяются на общереспубликанские, ведомственные и производственные.

Общереспубликанские нормативы разрабатываются организациями, уполномоченными Минстройархитектуры, и утверждаются данным ведомством. Ведомственные нормативы — исполнителями, которые определяются республиканскими органами государственного управления и ими же утверждаются по согласованию с Минстройархитектуры. Что касается производственных нормативов, то они разрабатываются и утверждаются непосредственно самой организацией.

В рамках общереспубликанских нормативов утверждены нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении.

Общереспубликанские и ведомственные нормативы являются обязательными к применению при определении сметной стоимости строительства, финансируемого за счет бюджетных и приравненных к ним средств.

Ведомственные нормативы в основном используются для специализированных видов строительства — к примеру, дорожного, мелиоративного, объектов энергетики, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, др.

Если объекты не попадают под вышеперечисленный перечень (под бюджетное финансирование), то какие нормативы следует использовать при разработке сметной документации, определяет заказчик, застройщик с указанием в задании на проектирование.

В то же время в Положении указано, что если при разработке сметной документации отсутствуют общереспубликанские или ведомственные нормативы, то могут использоваться производственные (индивидуальные) нормативы.

Все остальные расходы, которые должны учитываться в стоимости строительства, определяются в процентном отношении от стоимости вышеназванных ресурсов. Это в первую очередь общехозяйственные и общепроизводственные расходы, плановая прибыль, нормы на строительство временных зданий и сооружений, нормы при производстве работ в зимнее время. Эти нормы определяются в процентах от заработной платы рабочих и машинистов.

Что касается норм на временные здания и сооружения, зимнее удорожание, то, как отметила Л. А. Горошко, они утверждены призом Минстройархитектуры от 23 декабря 2011 г. № 450. В свою очередь, общехозяйственные и общепроизводственные расходы и плановая прибыль утверждены постановлением Минстройархитектуры от 23 декабря 2011 г. № 59.

Транспортные расходы учитываются в процентном отношении от стоимости материалов и зависят от зоны строительства. Иные затраты — в процентном отношении от стоимости от всех ресурсов.

Стоимость строительства не замыкается только на нормативах расходов ресурсов в натуральном выражении, а учитывает текущие цены на момент разработки сметной документации. Порядок формирования республиканской базы текущих цен предусмотрен Методическими рекомендациями о порядке расчета текущих цен на ресурсы, используемые для определения сметной стоимости строительства, которые утверждены приказом Минстройархитектуры от 29 декабря 2011 г. № 457.

При определении стоимости строительства обязательно учитываются проектно-изыскательские работы, которые ранее определялись по Сборникам базовых цен на проектирование объектов. В настоящее время Минстройархитектуры создана рабочая группа, осуществляющая переработку этих Сборников базовых цен в цены на 1 января 2012 года. Соответственно приказом Минстройархитектуры от 29 декабря 2011 г. № 454 утверждены индексы изменения стоимости проектных и изыскательских работ, которые должны быть учтены при формировании этих Сборников базовых цен по состоянию на 1 января 2012 года. До утверждения и выхода новых Сборников базовых цен на проектно-изыскательские работы в ценах на 1 января 2012 г. необходимо руководствоваться письмом министерства от 29.12.2011 № 02-3-04/7878.

Применение нормативов расходов ресурса в натуральном выражении

О порядке применения нормативов расходов ресурса в натуральном выражении при разработке сметной документации рассказала заместитель директора РНТЦ по науке Елена Ивановна Наруцкая.

Сборники нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении

В соответствии с Положением о порядке применения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553, существует три вида нормативов: общереспубликанские, ведомственные и производственные.

В настоящее время РНТЦ разработаны общереспубликанские нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении, включенные в 117 сборников. Из них: 42 — на строительные конструкции и работы, 38 — на монтаж оборудования, 21 — на ремонт объектов, 16 — на реставрационно-восстановительные и 9 — на пусконаладочные работы.

Все сборники в соответствии с вышеназванным Положением были рассмотрены рабочей группой и на заседании научно-технического совета Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, согласованы Межведомственной комиссией при Минстройархитектуры и Минэкономики, утверждены приказом отраслевого министерства от 23 декабря 2011 г. № 450.

Сборники нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении были разработаны на основании действующих ресурсно-сметных норм 2006 г. с учетом дополнений и изменений.

При этом, как обратила внимание Е. И. Наруцкая, продемонстрировав в качестве примера сборник № 8 "Конструкции из кирпича и блоков", все наименования и номера сборников сохранены. В то же время стало иным их обозначение — НРР (нормативы расхода ресурсов). Цифры же, к примеру, 8.03.108-2012, расшифровываются следующим образом. "8.03" — это документы, входящие в экономику строительства. Что касается "108-2012", то "1" обозначает, что это сборник именно на строительные конструкции и работы, "08" — номер сборника, а "2012" — год издания.

В первую очередь, специалистами РНТЦ переработаны технические части сборников в области требований к нормативам расходов ресурсов. Как отметила выступающая, они содержат общие указания, правила определения объемов работ и коэффициенты к нормативам расхода ресурсов.

"Если раньше в сборниках содержались такие понятия, как, например, "заработная плата", "эксплуатация машин", то сейчас коэффициенты идут только к нормам затрат труда рабочих, нормам затрат труда машинистов, нормам времени эксплуатации машин и механизмов и нормам расхода материалов, — подчеркнула Е. И. Наруцкая. — Единственное, что по просьбам заинтересованных организаций было оставлено в специализированных сборниках (№ 29 — по тоннелям и метрополитенам, № 35 — по горнопроходческим работам), — это коэффициенты к заработной плате рабочих и заработной плате машинистов. В технических частях остальных сборников коэффициенты предусмотрены только к нормам расходов ресурсов".

Наряду с техническими частями, переработаны и сами сборники. Во-первых, во все сборники в нормативы расхода ресурсов включены нормативы на новые виды технологий. Как известно, в течение 2011 года было разработано почти 110 типовых технологических карт. Их разработка соответственно осуществлялась в ресурсно-сметных нормах и ценах 2006 г. и в нормативах расхода ресурсов в нормах 2012 г. В целом было разработано и включено в рассматриваемые сборники более 900 нормативов расхода ресурсов. Возвращаясь к техническим частям, Елена Ивановна отметила, что все они доработаны таблицами нормативов на новые виды технологий.

Что касается самих сборников, то в них сохранились наименования таблиц, разделов и самих нормативов. Сохранены и привычные обозначения: если раньше сборники, скажем, на строительные конструкции и работы обозначались буквой "Е", то и сегодня это так же. Кроме того, к каждой таблице приведен состав работ: наименование норматива, единица измерения, а также сам состав данного норматива (затраты труда рабочих в человеко-часах, затраты труда машинистов в человеко-часах, средний разряд рабочих). Все это, как прозвучало в ходе семинара, нормообразующие сведения для расчета заработной платы.

Отдельно выступающая остановилась на нормах эксплуатации машин. Здесь сохранены привычные коды — допустим, М02630 (которые были и в сборнике сметных цен эксплуатации машин в ценах 2006 г., и в программном комплексе СИС). Далее идут: наименование машин, единица измерения (машино-часы) и количество машино-часов.

Что касается норм расхода материалов, то здесь также сохранен привычный для пользователей код. "Эти коды соответствуют сборникам сметных цен на материалы, ч. 1–5, в ценах 2006 г., — рассказала Е. И. Наруцкая. — Далее следуют: наименование материала, единица измерения и норма расхода. В некоторых таблицах есть (как и раньше) материалы, которые идут по проекту, — они обозначены буквой "П" и условным кодом. Расход материалов также может приниматься на основании проектного решения и привязываться на стадии составления сметной документации.

В таблицах, составленных в ценах 2006 г., содержались "прочие машины" и "прочие материалы" в рублях (в основном, занимающие незначительное место — второстепенные, вспомогательные). Сейчас все "прочие" расшифрованы и, таким образом, понятие "в рублях" исчезло".

Материалы, которые шли с обозначением буквой "П", переведены в разряд материалов с конкретным кодом. В целом это более 500 наименований по сборникам на строительные конструкции и работы, и несколько — по сборникам на монтаж оборудования.

Что касается сборников на санитарно-технические работы, то по предложениям головных организаций — Белсантехмонтаж № 1 и № 2 — были частично откорректированы материалы, входящие ранее в графу "прочие".

Отдельно следует остановиться на сборнике № 29 "Тоннели и метрополитены". После его выхода в 2006 г. был подписан приказ, утвердивший повышающие коэффициенты к заработной плате на закрытый способ выполнения работ. Данный документ был подготовлен в связи с тем, что в самом сборнике средний разряд рабочих был ниже учтенного в Едином тарифно-квалификационном справочнике Министерства труда и соцзащиты. Теперь же в новом справочнике этот вопрос учтен, т. е. разряд приведен в соответствие с ЕТКС.

Говоря о других изменениях, заместитель директора РНТЦ обратила внимание слушателей, что в сборнике № 15 "Отделочные работы" учтены материалы, которые сегодня выпускаются стройиндустрией. В то же время из него исключены устаревшие, уже не изготавливаемые материалы. "Поскольку теперь сметная документация будет выпускаться в текущих ценах, откорректированы нормативы расхода ресурсов по обоям, облицовочной плитке и гипсокартону", — отметила Е. И. Наруцкая.

В настоящее время все 117 сборников, разработанных Республиканским научным центром по ценообразованию в строительстве, подготовлены к изданию. Их распространением будет заниматься РНТЦ, куда можно направлять заявки на приобретение.

Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении

Как были проинформированы участники семинара, к настоящему времени разработан еще один норматив — это Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. Его обозначение — НРР 8.01.104-2012 — также аналогичное привычному пользователям. Методические указания содержат общие положения по применению сборников нормативов расхода ресурсов. "При составлении сметной документации в первую очередь необходимо руководствоваться техническими частями применяемых сборников, а затем — Методическими указаниями", — подчеркнула Е. И. Наруцкая.

По ее словам, данный документ также полностью переработан. Теперь в нем пунктом 2.5 определены транспортные расходы, которые включают заготовительно-складские расходы по доставке материалов от предприятий-изготовителей или поставщиков до склада объекта строительства. Они определяются по трем зонам строительства: первая — городское строительство (9,5 %); вторая — строительство в сельской местности (13,5 %); третья — в г. Минске (8,9 %). "Эти проценты начисляются от текущей стоимости строительных материалов, — прокомментировала выступающая. — То есть указанные транспортные расходы включают и заготовительно-складские расходы по зонам строительства".

Изменения касаются и вышеназванных специальных сборников № 29 и № 35. "Ранее, когда считалась заработная плата, в этих сборниках еще, допустим, в 1984 году учитывались сборные тарифные ставки для рабочих, в 2001, 2006 гг. — коэффициенты по технологическим видам работ на основании постановлений Минтруда, — напомнила Елена Ивановна. — Поскольку теперь в нормативах расхода ресурсов заработная плата отсутствует, в п. 13 Методических указаний дано разъяснение, что на стадии составления сметной документации применение сборников № 29 и № 35 (а также на монтаж оборудования и иных строительных сборников для определения работ по строительству тоннелей и метрополитенов, выполнению горнопроходческих работ) к заработной плате рабочих, машинистов следует применять повышающие коэффициенты по технологическим видам работ, деленные на 1,2". Указанные повышающие коэффициенты принимаются в соответствии с Рекомендациями по определению тарифных ставок, окладов работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденными постановлением Минтруда от 11 июля 2011 г. № 67.

В Методических указаниях содержится приложение Б, таблица Б1 — перечень городов, относимых к зоне строительства 1, и таблица Б2 — перечень районов, относимых к зоне строительства 2, о которых говорилось выше. В зависимости от этих зон (в том числе зоны 3 — по г. Минску) определяется процент на транспортные расходы.

Также в Методических указаниях сохранено приложение, которое в нормах 2006 г. определялось как "С", а теперь именуется "В": коэффициенты к нормам затрат труда рабочих, нормам эксплуатации машин для учета влияния усложненных, стесненных условий производства работ при строительстве объектов. При этом коэффициенты, как прозвучало на семинаре, остались в прежних пределах.

В настоящее время для составления сметной документации с использованием нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и текущих цен разработан программный комплекс СИС-2012. Причем в двух вариантах — в Dos (преимущественно для проектных институтов) и в Windows (в первую очередь для подрядных организаций). Он включает также общереспубликанскую базу текущих цен на материалы и механизмы, которая будет ежемесячно обновляться. Желающим приобрести данный программный комплекс следует обращаться в РНТЦ.

Просмотров: 43 141