Необычный объект брестских строителей


Версия для печати

В начале апреля в Москве состоялось подведение итогов деятельности мастеров российского кино в 2010 году с вручением национальной кинематографической премии "Ника". Обладателем сразу 3-х призов стал первый проект Союзного государства — фильм "Брестская крепость" режиссера Александра Котта. Совместная работа России и Беларуси престижной премией отмечена в номинациях "Лучшая работа художника по костюмам", "Лучшая работа звукорежиссера" и "Лучшая работа художника".

Рядовой зритель, увлеченный динамичным действием "Брестской крепости", даже не задумывается над тем, как удалось кинематографистам снять довоенную Цитадель над Бугом. Специалисты быстро определяют, что в кинокартине — не настоящие сооружения Брестской крепости, а декорации. А то, что их возводили художники-декораторы вместе с рабочими СУ-33 ОАО "Строительный трест № 8", знают единицы.

Для брестских строителей это было необычным и ответственным делом. Отделочники Стройтреста № 8 привыкли выполнять традиционную работу — вести штукатурку и покраску стен, делать декоративное оформление на разных объектах культурного, торгового, социально-бытового назначения. Приходилось работать и на сложных спортивных сооружениях: строители СУ-33 принимали участие в возведении универсального комплекса игровых видов спорта "Виктория", Ледового дворца, Гребного канала. А вот заниматься изготовлением декораций к художественному фильму им довелось впервые.

— Работа имела целый ряд особенностей, — вспоминает заместитель начальника СУ-33 Виталий Черноокий, который во время съемки "Брестской крепости" работал прорабом и имел непосредственное отношение к изготовлению декораций к фильму. — Нужно было построить в натуральную величину целый ряд макетов крепостных сооружений. И все они должны были полностью соответствовать как размерами, так и внешним видом оригиналу. Но главная сложность была не в том, что это дело для нас новое и ответственное, а в сроках исполнения работы. Возводить декорации приходилось очень быстро, порой не хватало рабочего дня, и мы работали сверхурочно. А объемы были значительными.

Первоначально планировалось, что рабочие Стройтреста № 8 поставят только каркасы под декорирование объектов съемки. Но, как часто бывает в кинопроизводстве, сроки начали поджимать, декораторы не успевали с оформлением макетов, и тогда строители брались за дело: зашивали каркасы ДСП, крепили детали из пенопласта, красили декоративные элементы.

Сроки были настолько сжатыми, что порой до конца не был разработан проект объекта, а рабочие уже ставили деревянный каркас. А бывало, что на бумаге все выглядело красиво. Когда же пытались воплотить в реальность задумки художника, оказывалось, что сделать это невозможно. И уже в процессе возведения декорации строителям приходилось выдвигать свои предложения и вносить коррективы. Благо опыта им не занимать. Достаточно сказать, что на сооружении декорации Тереспольских ворот высотой 20 м было задействовано всего 10 человек. А макет крепостной кирпичной стены длиной 150 м сооружали 4 строителя.

Условия перед строителями стояли довольно жесткие: все объекты должны были быть не только как две капли похожими на оригинал, но и иметь натуральные габариты. Средняя высота стен — 12 м, Холмских ворот — 14 м. А еще брестские строители участвовали в возведении макетов Гарнизонного клуба, который накануне войны размещался в бывшей православной церкви (правда, поляки превратили ее в костел). Нужно было построить дом комсостава и солдатские казармы такими, как они были в первый день войны.

Сейчас вместо Гарнизонного клуба, который во время войны сильно пострадал, снова православный Свято-Николаевский храм, от дома комсостава остались руины, а в уцелевших казармах размещается музей обороны Брестской крепости.

Съемки велись непосредственно на территории крепости, здесь же возводились и все декорации. А так как это особый исторический объект, мемориальный комплекс, то контроль за всеми работами был постоянным и жестким. Регулярно на съемочную площадку наведывались специалисты мемориального комплекса "Брестская крепость-герой", следили за постройкой декораций, нередко помогали своими консультациями. Требования и к "киношникам", и к строителям были одинаково строгими. Например, для создания воронок от бомб и снарядов специально подвозили грунт. Нарушать культурный слой в мемориальном комплексе запрещено.

Декорации, возведенные с помощью строителей СУ-33, пережили в процессе съемки три важных периода. Первый довоенный — ухоженные, аккуратные муляжи объектов Цитадели мирного времени, второй — строения первых дней войны с не очень значительными разрушениями, а также сильно разбитыми немцами во время их пребывания в крепости.

И строители, и декораторы справились с задачей на "отлично". Во-первых, выполнили значительный объем работ в оптимальные сроки. На возведение всех декораций понадобилось всего около двух месяцев. Во-вторых, макеты объектов крепости были сделаны настолько качественно, что их трудно было отличить от настоящих. После завершения съемки некоторые декорации продолжали находиться в крепости, и макет Холмских ворот часто приводил туристов сначала в замешательство, потом в восхищение. Казалось, что широко известные ворота крепости существуют в двух экземплярах. Тем более что макет располагался недалеко от оригинала. И только в непосредственной близости можно было убедиться, что кирпичи декорации не настоящие, а сделаны из пенопласта и прикреплены к плитам ДСП. Подготовкой материалов и изготовлением деталей декораций занимались также рабочие Стройтреста № 8. Эта миссия выпала на специалистов УПТК.

Художественный фильм "Брестская крепость" завоевал симпатии как российских, так и белорусских зрителей. Его премьера состоялась в прошлом году на рассвете 22 июня в Брестской крепости. А получению престижной премии "Ника" в номинации "Лучшая работа художника "способствовали брестские строители СУ-33 Стройтреста № 8.

Всего просмотров: 6 638
Опубликованно: 09.06.2011