"Решение основных задач, поставленных в прошедшем году перед органами Госстройнадзора Правительством, Госстандартом, Генпрокуратурой по результатам проверки, в целом обеспечены", — подчеркнул на итоговом заседании коллегии Госстандарта директор Департамента контроля и надзора за строительством В. Л. Петруша.
Повышены эффективность и принципиальность работы региональных инспекций: при сокращении количества поднадзорных объектов строительства на 23 % (по разным причинам — из-за снижения финансирования, а также в связи с сокращением обязательного перечня объектов, подлежащих обязательной регистрации в органах Госстройнадзора), число взятых на контроль и устраненных дефектов выросло в 1,5 раза, а значительных — на 35 %. Количество выявленных дефектов и нарушений одним инспектором выросло в 1,5 раза.
Возросла требовательность по отношению к объектам жилищного строительства. При росте выданных заключений по вводу на 10 % увеличение количества выдачи мотивированных возражений по их приемке в эксплуатацию в прошлом году составило 54 %.
Повышенная требовательность, подтверждаемая цифрами, привела к тому, что количество жалоб населения по жилью сократилась в целом по департаменту на 35 %, по инспекциям — в среднем на 23 %. Таким образом, по республике — примерно на 30 %.
Повысилось качество работы инспекций при подготовке и ведении административного процесса. При росте количества административных дел на 17 % в целом по республике в три раза по сравнению с предыдущим периодом снизилось количество прекращенных или отложенных дел. Одновременно повысилось количество административных дел по статьям 21.3, 21.4, 21.5 (прямые нарушения) соответственно на 32 %, 19 % и 26 %. Таким образом, структура административных дел качественно улучшилась.
В целом количество проверок сократилось на 3 %, что свидетельствует об увеличении внимания методам предупредительного характера.
Была организована учеба инспекторов по специально разработанной программе.
Создана страница Госстройнадзора на сайте Госстандарта с постоянной актуализацией информации, среднедневное посещение которого составляет 1800.
Постановлением Правительства, утвердившим Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, установлена норма, в соответствии с которой при превышении нормативных сроков строительства объекта заказчику необходимо получить согласование Минстройархитектуры и Минэкономики по стройкам, финансируемым из республиканского бюджета; из остальных источников — местных исполнительных органов. Начиная с октября 2011 г. инспекции продлевают разрешения на производство строительно-монтажных работ сверх нормативных сроков только после соответствующего согласования уполномоченных органов.
Широкий резонанс на местах получила рубрика "Качество строительства. Надзор в строительстве" в "Республиканской строительной газете", где еженедельно с публикацией фотоматериалов освещается проводимая органами Госстройнадзора работа по наведению порядка как на стройплощадках, так и по вопросам нарушений требований ТНПА и ППР. К примеру, в Брестской области руководители тех организаций, которые попали под прицел критики "РСГ", автоматически остаются без премий…
Многое сделано в прошлые годы. Немало еще предстоит. С 21 августа текущего года вступают в силу изменения и дополнения в технический регламент "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность". В т. г. предстоит определить место Госстройнадзора во вновь вводимых процедурах, найти механизмы влияния на подрядные организации, которые в рамках законодательства и компетенции позволят на качественном уровне выполнять возложенные на департамент и инспекции задачи.
В 2012 г. начнутся работы подготовительного этапа строительства белорусской АЭС. В связи с этим предстоит решить все вопросы, которые позволят на высоком уровне обеспечить контроль за ведением на объекте строительно-монтажных работ. Это прежде всего обучение кадров, создание необходимой нормативной и материально-технической базы.
Однако если по первым двум пунктам ситуация благоприятная, то "больным местом", к сожалению, остается материальная база. В прошлом году по причине кризиса Госстройнадзору были урезаны практически все расходы, кроме заработной платы. Поэтому — и это очень "острая" тема — не удалось приобрести ни одной единицы транспорта. Достаточно сказать, что порядка 40 % всего автопарка полностью самортизированы. Есть автомобили, которые эксплуатируются по 12–17 лет. Очевидно, что бюджет не выигрывает от такого положения дел, учитывая, что на ремонт тратится до 300 млн руб. в год (как это было в 2011 г.). К сожалению, эта проблема не решена и на т. г.
Не решается пока вопрос и по заработной плате. Сегодня, к примеру, зарплата начальника областной инспекции Госстройнадзора сопоставима с той, что получает прораб среднего уровня.
В прошлом году завершены разработка и внедрение новой версии программы единой электронной системы Госстройнадзора, в связи с чем в т. г. предстоит ее освоение с целью получения возможности более глубокого анализа и классификации результатов надзорной деятельности с ранжированием итогов как по нарушителям, так и по дефектам и степени их значимости. Это даст возможность на основе фактических данных формировать рейтинг организаций-участников строительного процесса и, что немаловажно, вносить конструктивные предложения по конкретным пунктам ТКП именно на основе реально установившейся практики.
В т. г. будет продолжена практика проведения семинаров-совещаний с участием начальников региональных инспекций с приглашением всех заинтересованных и с рассмотрением наиболее актуальных вопросов как в сфере законодательства, так и практической работы. В прошлом году первое подобное мероприятие прошло в Бресте. В т. г. готовится Гродно. На очереди — Гомель.
Основные задачи текущего года, в принципе, остаются прежними. Однако формы и методы работы в 2012 г. будут совершенствоваться. Каждые полгода департамент направляет сводный справочно-аналитический материал по итогам работы в разрезе областей в облисполкомы и Мингорисполком для анализа и с целью рассмотрения на коллегиях комитетов по строительству. Ежеквартально на этих мероприятиях начальники инспекций делают соответствующие сообщения. Эта практика должна получить развитие в форме проведения совместных коллегий, где более детально будут рассматриваться наиболее актуальные тематические вопросы региона в области управления качеством.
Особое внимание предстоит уделить работе УКСов райисполкомов и их техническому надзору. Именно эти структуры являются заказчиками по бюджетным стройкам, в т. ч. республиканского бюджета, и подчиняются местным исполнительным органам власти. Возникает вопрос: почему инспектор Госстройнадзора устанавливает такое значительное количество нарушений и дефектов? Куда смотрят авторский и технический надзоры? Ведь это их основная работа…
В связи с этим прежде всего техническому надзору будет уделено повышенное внимание при проведении плановых, внеплановых проверок и мониторингов, причем следует давать принципиальную оценку конкретным людям путем не только применения административных санкций, но и приостановки действий квалификационных аттестатов.
Госстройнадзор не должен подменять собой работу всей системы: то, что сейчас делают менее 200 инспекторов, должны выполнять тысячи инженеров технического надзора (которые имеются сегодня в республике).
Итоги–2011 и задачи–2012, напомним, накануне были детально рассмотрены на заседании коллегии департамента Госстройнадзора. "Коллективы инспекций по-боевому настроены на работу", — заверил В. Л. Петруша, выразив уверенность, что решение задачи по защите интересов потребителей строительной продукции и обеспечению безопасности строящихся и вводимых объектов будет обеспечена.