Национальный художественный… квартал


Версия для печати

В центре Минска, на улице Ленина, 20 находится Национальный художественный музей Республики Беларусь — крупнейшее в стране собрание белорусского и зарубежного искусства. В его экспозиции, филиалах и фондохранилищах хранится более двадцати семи тысяч произведений, которые формируют двадцать разнообразных коллекций и составляют два главных музейных собрания: национального искусства и памятников искусства стран и народов мира.

Из "личного дела" музея

История музея началась 24 января 1939 года, когда согласно постановлению Совета Народных Комиссаров БССР в Минске была создана Государственная художественная галерея. Она расположилась в пятнадцати залах здания Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы.

Довоенный период работы галереи под руководством известного художника-керамиста Н. П. Михолапа стал временем интенсивного формирования художественных коллекций. Достаточно сказать, что в начале 1941 года фонды ГКГ БССР насчитывали 2711 произведений, из которых 400 находились в экспозиции. Однако такому богатому собранию картинной галереи не суждена была долгая жизнь в Минске — во время Великой Отечественной войны оно практически бесследно исчезло.

После Победы все нужно было начинать заново. Второй этап истории музея связан с подвижнической деятельностью Заслуженного деятеля искусств БССР, директора галереи с 1944 года Е. В. Аладовой. Одной из ее несомненных заслуг стало то, что в городе, еще лежащем в руинах, она добилась разрешения на строительство специального здания, проектирование которого было поручено молодому архитектору, фронтовику М. И. Бакланову.

Здание на ул. Ленина имеет строгое и монументальное решение с массивным фасадом, украшенным скульптурными рельефами и аллегориями "Живопись" (автор П. Белоусов) и "Скульптура" (автор С. Адашкевич). Фронтон венчает скульптура А. Бембеля "Слава". За репрезентативным фасадом открывается торжественная колоннада парадного вестибюля.

Строительство Государственного художественного музея БССР (так стала называться галерея) с десятью просторными залами, расположенными на двух этажах, было завершено в 1957 году. Здание М. И. Бакланова стало одним из первых музейных строений в истории советской архитектуры. Коллекция музея к тому времени уже достигла довоенного количества и насчитывала около трех тысяч произведений искусства.

В 1977 году во главе музея стал художник-график Ю. А. Карачун. Как председатель белорусского отдела международной ассоциации музеев ICOM, он приложил немало усилий в деле охраны памятников белоруcской старины, планомерной реставрации Мирского замка и обретения им статуса филиала музея.

В последующие два десятилетия музей превратился в крупный комплекс: в нем появились новые филиалы, существенно пополнились коллекции, которым стало тесно в баклановском здании. В 1993 г. началось возведение пристройки к основному корпусу (проектная организация — ОАО "Институт Белгоспроект", архитектор — В. С. Белянкин). В разные годы музею (который с 1993 года именуется Национальным художественным) были переданы здания по ул. Кирова, 25 (автор первоначального проекта не установлен; восстановление — архитектор Н. Н. Маклецова), где разместились лекторий, отделы и службы музея, и по ул. Ленина, 22 (архитекторы — Е. И. Гурарий (здание), И. И. Бовт (надстройка)).

О времена, о планы!..

Сформированный в середине ХХ века и рассчитанный на город с 500-тысячным населением, центр Минска сегодня не справляется с возрастающей функциональной нагрузкой. Выходом здесь может стать использование "скрытых" резервов внутриквартальных территорий, что и предложено архитекторами УП "Минскпроект" в проекте "Реставрация и приспособление единого комплекса зданий Национального художественного музея Республики Беларусь".

В XXI век этот крупный объект европейского значения вступил с перспективами дальнейшего развития и превращения в крупнейший в стране выставочный комплекс со значительными исследовательским потенциалом и реставрационной базой, что, безусловно, потребовало создания новых и "адаптации" существующих площадей.

В настоящее время в рассматриваемом квартале, помимо непосредственно музейного комплекса, располагаются жилые дома, суд Центрального района, бывшее общежитие БГУ, учебный корпус Академии управления при Президенте Республики Беларусь, гараж, трансформаторная подстанция, венткиоски, автостоянки и др.

Изначально директором музея В. И. Прокопцовым и авторами проекта планировалось создание здесь полноценного "тематического" квартала. "Планов громадье", по словам заведующего группой Сергея Анатольевича Воронцова, предполагало объединение этих разрозненных объектов в единый градостроительный комплекс посредством возведения между ними корпусов-вставок, благоустройства территории и пр.

Однако позже проблемы "имущественного характера" — у каждого здания есть свой "хозяин"! — несколько сузили круг решаемых проектом проблем, что, впрочем, не сделало задачу архитекторов менее сложной и интересной…

Итак…

Современной концепцией создания единого музейного квартала предлагается упорядочить зонирование проектируемого комплекса. В частности, развитие экспозиции будет происходить, в основном, вдоль улиц Ленина и К. Маркса, функций хранения и реставрации экспонатов — преимущественно по ул. Кирова, а обслуживания — по ул. К. Маркса.

Формирование единого музейного квартала предполагается осуществить в два основных этапа. Первый в свою очередь включает три пусковых комплекса.

Разработка проектной документации по 1-му пусковому комплексу была завершена в начале этого года. В ее состав вошли работы по депозитарию (ул. Кирова, 25), вставок между ним и пристройкой, а также между главным корпусом и зданием по ул. Ленина, 22 (подземная часть). Кроме того, это реконструкция инженерных сетей и благоустройство территории в границах пускового корпуса.

Проход под вставкой по ул. Ленина будет вести в крытый стеклянным навесом "скульптурный" дворик (проектирование которого входит во 2-й пусковой комплекс), где, помимо экспонирования произведений монументального искусства, можно будет в теплое время года проводить тематические мероприятия.

Как обратил внимание наш собеседник, все существующие здания — за исключением, разумеется, новой пристройки — являются памятниками архитектуры, поэтому, кроме реконструкционных, здесь предусмотрены восстановительные и реставрационные работы. В ходе реализации проекта будут сохранены фасады и, несмотря на грядущие внутренние перепланировки, интерьеры, имеющие историко-культурное значение. Так, в холлах и вестибюлях сохранились аутентичная лепнина на потолках, деревянные детали ограждений и пр. По всем историческим зданиям назначены научные руководители: по ул. Ленина, 20 — А. А. Володарский, по ул. Кирова, 25 и Ленина, 22 — А. Н. Кропотов.

К слову, корпус по ул. Ленина, 22 также включен во 2-й пусковой комплекс, проектирование которого осуществляется в настоящее время. Помимо административных и экспозиционных функций, он "приютит" научных сотрудников и специалистов-реставраторов. А в мансардном этаже разместится детская студия изобразительного искусства.

Кроме того, пусковой комплекс включает основной объем работ по вставке между этим угловым зданием и главным корпусом музея. Расположенное здесь летнее кафе будет обслуживать не только сотрудников и посетителей музея, но также горожан и туристов.

В 3-й пусковой комплекс войдут реставрация фасадов и интерьеров главного корпуса по ул. Ленина, 20 и возведение вставки между ним и домом № 18.

В результате все музейные здания будут связаны в единую систему, что позволит персоналу перемещаться из корпуса в корпус, не выходя на улицу. При этом все вставки, современные по материалам, будут гармонировать масштабом и стилистикой с существующими историческими корпусами.

Более отдаленная перспектива — второй этап единого музейного квартала — предусматривает реставрацию и приспособление здания по ул. К. Маркса, 24: в верхних этажах — под экспозицию белорусского народного искусства, в первом — под кафе и магазин сувениров.

В планах также сооружение мансарды над пристройкой к главному корпусу музея с размещением в ней зимнего сада и экспозиции современного искусства.

"Реализация в полном объеме мероприятий, предусмотренных настоящей концепцией, позволит создать целостный музейный квартал, притягательный для туристов", — уверены архитекторы.

Это интервью молодого архитектора Воронцова Сергея Анатольевича стало для него последним в жизни. Он безвременно ушел из жизни, когда верстался номер.

Безвременно ушел из жизни архитектор ВОРОНЦОВ Сергей Анатольевич (01.07.1976 — 03.03.2012)
После окончания в 2000 году Белорусской государственной политехнической академии (ныне БНТУ) начал свою трудовую деятельность в УП "Минскпроект". За годы работы принимал активное участие в разработке проектов реконструкции и реставрации уникальных объектов, среди которых "Реставрация фасадов жилых домов по ул. Кирова 1, 2 на Привокзальной площади в г. Минске", "Реставрация и приспособление памятника архитектуры XVI–ХХ веков замкового комплекса в г. п. Мир Гродненской области", "Реставрация и приспособление единого комплекса зданий Национального художественного музея Республики Беларусь".
В памяти коллег он останется высококвалифицированным специалистом, талантливым архитектором, преданным другом.
Скорбим в связи с кончиной Воронцова Сергея Анатольевича и выражаем глубокие соболезнования родным и близким.
Коллектив УП "Минскпроект"

Всего просмотров: 7 712
Опубликованно: 19.03.2012