На повестке дня — жизнь и здоровье людей


Версия для печати

В июле т. г. состоялся семинар-совещание "Изменения в нормативных правовых актах по охране труда, промышленной безопасности и санитарии за 2010–2011 гг.", организованный Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и научно-образовательным центром охраны труда и промышленной безопасности ГУО "Республиканский институт высшей школы" для руководителей и специалистов подведомственных организаций.

Открывая работу семинара, начальник отдела охраны труда, санитарии и экологии Минстройархитектуры А. Н. Готовчик определил его основную цель: принципиальная оптимизация ситуации с травматизмом на производстве.

"Ситуация, сложившаяся с травматизмом в этом году, вызывает большую тревогу, — обратил внимание выступающий. — На сегодняшний день за текущий год в организациях системы Минстройархитектуры произошло 40 несчастных случаев. Из них 28 — тяжелых и 12 — со смертельным исходом. Не смотря на то, что это несколько меньше, чем за аналогичный период прошлого года, положение достаточно серьезное".

Если обратиться к процентному выражению, то по министерству травматизм составляет 8,5 %, по республике — 13 % от числа зарегистрированных случаев.

Анализ расследований показывает, что основными причинами травматизма с тяжелыми последствиями являются: нарушения потерпевшими трудовой и производственной дисциплины по охране труда — по министерству — порядка 25 %, по республике в целом — 16,9 %; невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда — 25 % и 17, 4 % (соответственно); недостатки в обучении и инструктаже по охране труда — 10,7 % и 9,1 %; нарушения технологического процесса — 3,6 % и 1,3 %; привлечение потерпевших не по специальности — 7,1 % и 3,6 %; отсутствие, некачественная разработка проектной документации, нарушение ее требований — 7 % и почти 5 %; неприменение потерпевшими средств индивидуальной защиты — 3,6 % и 2,9 %. Таким образом, практически все показатели в строительстве хуже, чем по республике в целом. "Над разрешением этой проблемы предстоит работать как соответствующей службе министерства, так и всем сидящим в зале", — обратил внимание А. Н. Готовчик.

Мониторинг причин несчастных случаев, произошедших в организациях системы министерства, показывает, что те из них, которые влекут за собой тяжелые последствия, являются следствием неисполнения работодателями обязанностей в соответствии с законодательством по охране труда. Это начальник отдела охраны труда, санитарии и экологии Минстройархитектуры проиллюстрировал, детально разобрав буквально каждый произошедший за рассматриваемый период случай. По его убеждению, уровень охраны труда в организациях характеризуют не только результаты проверок непосредственно на объектах, но и состояние делопроизводства. В связи с этим нельзя забывать: до 31 декабря 2011 г. система управления охраной труда должна быть внедрена всеми субъектами хозяйствования, подчиненными министерству. Напомним, что за 2007–2010 гг. СУОТ внедрена в 110 организациях (более 65 % от общего числа).

"Внимание вопросам охраны труда должно оказываться на всех уровнях: от руководителя организации до начальников структурных подразделений, — продолжил А. Н. Готовчик. — Недопустимо считать, что это прерогатива исключительно генерального директора и службы охраны труда".

Он отметил, что из 40 несчастных случаев в 12-ти отсутствует вина нанимателя. Однако кто бы ни был виноват, за сухими статистическими данными стоят искалеченные судьбы потерпевших и членов их семей.

По мнению выступающего, руководителям организаций следует взять на заметку передовой опыт по охране труда лучших представителей отрасли, к примеру, ОАО "Гроднопромстрой". Трудовую дисциплину необходимо поднимать на всех уровнях: с одной стороны, повышая ответственность нанимателя, с другой — коллектива, где трудится потенциальный нарушитель правил охраны труда. Его коллеги должны быть и морально, и материально заинтересованы, чтобы тот, например, не вышел на работу в состоянии алкогольного опьянения.

Кроме того, больше внимания следует уделять совершенствованию кадровой работы, взаимодействию служб охраны труда с профсоюзами и общественными инспекторами, проведению медосмотров и инструктажей. Последние не должны превращаться в формальность, как это порой случается…

Для этого предстоит внедрить механизм, побуждающий работников к безопасному труду и взаимодействию по данному вопросу с нанимателем. "Человек должен осознавать: он трудится не только для того, чтобы выполнить должностные обязанности и получить зарплату — важно, чтобы он каждый раз уходил со своего рабочего места живым и здоровым", — подчеркнул А. Н. Готовчик. В целом быть дисциплинированным должно стать выгодно и престижно…

Тема семинара-совещания вызвала живой отклик его участников. Так, представитель Стройтреста № 3 выразил мнение о необходимости повышения ответственности работников за несчастные случаи, произошедшие по их вине: "Как правило, их обеспечивают всеми необходимыми средствами защиты, а они порой не осознают собственной ответственности за жизнь и здоровье".

Если в вопросах охраны труда большую роль играет сознательное отношение к ним работников, то пожарная безопасность в строительстве — задача в первую очередь нанимателя. На это обратил внимание технический эксперт Центра охраны труда и промышленной безопасности РИВШ Р. В. Давидовский.

"Самая большая сложность ваших объектов в части пожарной безопасности заключается в их большом разнообразии по функциональному назначению и пожарной опасности, — обратился он к аудитории. — Это производственные и складские помещения, строительство, АБК и мн. др. — практически весь спектр того, что представлено в строительных нормах по пожарно-технической классификации зданий и сооружений. Безусловно, обеспечивать пожарную безопасность такого количества разноплановых объектов очень сложно. Вам необходимо не только быть специалистами в части технологического процесса, который является основным для организаций стройкомплекса, но разбираться в вопросах безопасности, в т. ч. противопожарной.

Разрабатывая упреждающие мероприятия, следует иметь в виду, что наряду с техническими нормативными правовыми актами существуют методические материалы. К сожалению, сегодня их меньше, чем было в советское время. В то же время, вы можете рассчитывать на методическую помощь в разработке ведомственных документов со стороны Госпожнадзора".

Как известно, нередко затруднение вызывает разработка инструкций о мерах пожарной безопасности. Порой слышится мнение, мол, почему бы их образец не включить в Правила пожарной безопасности. Однако есть вероятность, что такие инструкции будут механически тиражироваться, не задумываясь о том, как же на практике обеспечить меры пожарной безопасности.

Р. В. Давидовский пояснил, что в настоящее время мнение руководства МЧС однозначно: никаких плановых показателей в плане предписаний быть не должно. Предполагается, что в Лету канет и жесткая протокольная практика: главная задача инспектора — не проверять и наказывать, а помогать организации в обеспечении пожарной безопасности. Пока в документах есть противоречия по периодичности проверок, но и здесь осуществляется оптимизация. Важно, чтобы в организациях не на бумаге, а в реальности были люди, отвечающие за противопожарные мероприятия.

Нарушения противопожарного режима — основная причина возникновения пожаров, в т. ч. на стройке. К сожалению, есть тенденция роста, пусть незначительного, ежегодного числа гибели людей. Правда, порядка 90 % таких случаев происходит в жилом секторе: при том, что количество пожаров здесь снижается, число погибших на них растет.

В части организационно-методических противопожарных мероприятий большое значение имеет обучение тому пожарно-техническому минимуму, который заложен в Правилах пожарной безопасности. Возвращаясь к началу своего выступления, Р. В. Давидовский уточнил, что строительство в противопожарном отношении уникально еще и тем, что перечень профессий — а, значит, тех, кто должен владеть знаниями по пожарной безопасности — здесь значительно шире, чем в других отраслях: "Это справедливо, поскольку строители имеют дело с большим количеством пожаро- и взрывоопасных материалов. В отличие от охраны труда, когда, как говорилось, большую роль играет человеческий фактор, при активной подготовке и соблюдении требований пожарной безопасности на объекте отработка организационного вопроса в полном объеме позволит в дальнейшем избежать негативных тенденций".

Выступающий подчеркнул, что Минстройархитектуры имеет большое преимущество в плане принятия Технического регламента "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" (в который МЧС внесло при разработке соответствующие требования). В то же время, в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, в отличие от российских коллег, технического регламента нет…

В ходе семинара-совещания подробно были рассмотрены вопросы: анализ функционирования СУОТ в проектных и строительных организациях; организация обучения и проверки знаний по охране труда; обзор изменений и дополнений в нормативных правовых актах Министерства труда и социальной защиты, Министерства по чрезвычайным ситуациям; порядок обеспечения радиационной безопасности; правила устройства и безопасной эксплуатации грузопассажирских подъемников; изменения в порядке проведения обязательных медицинских осмотров; др.

Всего просмотров: 5 412
Опубликованно: 27.07.2011