На острие внимания — надежность и безопасность строительных объектов


Версия для печати

Эффективность работы строительной отрасли во многом зависит от проводимой государственной политики по обеспечению оценки соответствия разработанной градостроительной и проектной документации требованиям законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, включая вопросы обоснованности определения сметной стоимости строительства. Выполнение этой задачи осуществляет Государственное предприятие "Главгосстройэкспертиза" и его дочерние предприятия по областям и г. Минску. С результатами деятельности органов государственной экспертизы в 2011 г. и задачах на 2012 г. участников итогового заседания коллегии Госстандарта ознакомил директор ДРУП "Госстройэкспертиза по Гомельской области" М. Н. Харахнов.

В настоящее время в организациях Госстройэкспертизы, подчиненных Госстандарту, работает около 800 человек, что составляет менее 5 % от количества проектировщиков в стране. С учетом того, что одним из основных критериев оценки эффективности работы экспертов является проверка обоснованности формирования сметной стоимости строительства объектов и обеспечение ее снижения по результатам экспертизы проектов, с 1 сентября 2011 г. в организациях введена система материального стимулирования руководителей и экспертов за результаты их работы.

В 2012 г. работа по снижению сметной стоимости строительства, особенно объектов, финансируемых из республиканского бюджета и приравненных к нему, будет активизирована. Предприятия экспертизы внедрили в практику работы экспертное сопровождение проектов, в том числе на стадии сбора заказчиком (в первую очередь иностранным) исходных данных, подготовки разрешительной документации и разработки обоснований инвестирования и различных стадий проекта. Это во многом облегчило работу и экспертов, и проектировщиков, так как те проекты, которые прошли экспертное сопровождение, как правило, получают положительное заключение.

В 2011 г. органами Госстройэкспертизы была рассмотрена почти 21 тыс. проектов. Общая стоимость строительства по рекомендованным к утверждению проектам составила 47,7 трлн руб. (в ценах 2006 г.). При этом достигнуто снижение сметной стоимости строительства в сумме более 1,9 трлн руб., что в переводе на действующие цены превышает 7 трлн руб. Это почти 3,7 % от представленной на экспертизу сметной стоимости строительства. Снижение стоимости проектных работ составило 25 млрд руб. в базисной стоимости, или более 2,7 % от заявленной стоимости проектов. Из общего количества рассмотренных проектов 740 (или около 3,5 %) проектов возвращено на доработку, что немало. Для сравнения: в 2010 г. было возвращено 687 проектов (2,9 %). При этом необходимо заметить, что, как правило, более 80% проектов корректируется в процессе экспертизы.

Анализ приведенных данных показывает, что в проектном деле кардинальных перемен в лучшую сторону не произошло. Здесь остается немало проблем, в т. ч. связанных с кадрами, нормативной базой, а также рядом других вопросов (к примеру, отмена лицензирования проектной деятельности).

Вопрос снижения сметной стоимости не может решаться только действиями органов госэкспертизы. Основной ресурс в данном вопросе заложен технической политикой в области строительства, нормативной системой ценообразования, а также конкретными действиями заказчиков и разработчиков проектов. Одни и те же объекты (например, типовые или повторно примененные проекты молочно-товарных ферм) могут быть запроектированы разными проектными организациями с соблюдением всех действующих нормативных правовых актов, но значительно отличаться своей эффективностью и сметной стоимостью строительства. В этом случае экспертизе сложно повлиять на эффективность проектов.

Для повышения качества проектной документации и достижения эффективности рекомендуемых к утверждению проектов необходимо разрешить ряд проблем, определяющих правовые основы деятельности органов экспертизы, и обеспечить проведение более четкой технической политики органами государственного управления в ряде областей строительной деятельности. В этом вопросе госэкспертизе необходимо содействие Госстандарта и других органов госуправления.

Что необходимо, по нашему мнению, предпринять для кардинального исправления ситуации к лучшему? Прежде всего, вооружить экспертов и других участников инвестиционного процесса некоторыми дополнительными техническими и нормативными правовыми актами.

Минстройархитектуры и другим органам госуправления предстоит обеспечить соблюдение требований законодательства в части обязательной разработки обоснования инвестирования или бизнес-планов инвестиционных проектов при строительстве объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского и местных бюджетов. В их составе должно быть в наличии заключение компетентной отраслевой организации об уровне прогрессивности создаваемого производства, технологического оборудования, дана общая оценка целесообразности реализации проекта. Крупные и сложные проекты в первую очередь требуют всесторонней проработки и оценки именно на предынвестиционном этапе, а для реализации высокоэффективных проектов необходимо планировать вариантную разработку проектов, возможно, и на конкурсной основе разными проектными организациями.

Министерствам и другим органам госуправления необходимо разработать и после согласования с Минстройархитектуры утвердить ведомственные технические нормативные правовые документы, устанавливающие отраслевые нормы технологического проектирования.

Путем повышения эффективности проектных решений должна стать их комплексная проработка, для чего следует ограничить получившую в последнее время массовое распространение практику параллельного проектирования и строительства объектов до полного завершения разработки и утверждения проектов. Ее широкое применение ведет к необоснованным экономическим потерям, так как исключает предварительный анализ крупного объекта в комплексе по его составу, обеспеченности всеми видами ресурсов, рациональности трассировки инженерных коммуникаций.

Необходимо также пересмотреть и утвердить инструкцию о предельных нормативах стоимости, в том числе активной и пассивной части, единицы мощности объектов социальной сферы, строящихся с использованием средств республиканского и местных бюджетов. В связи с этим предстоит повысить роль и ответственность заказчика при составлении задания на проектирование, включая решения по технологии производства и оформление требований по вариантности проработки проектных решений. К сожалению, четкого регламента по утверждению задания на проектирование на сегодняшний день нет. Вместе с тем, правильно и полно оформленные задание на проектирование и подготавливаемое по обращению заказчика архитектурно-планировочное задание значительно влияют на полноценность и всесторонность проекта и являются одним из факторов его качества.

Снижение сметной стоимости строительства в настоящее время является, как уже было отмечено, важнейшим вопросом. Но основная задача органов государственной экспертизы — это оценка соответствия проектов нормативным правовым актам Республики Беларусь и в первую очередь обеспечение эксплуатационной безопасности строящихся объектов, исключение случаев причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу и окружающей среде, а также обеспечение эффективности вложения средств.

Если остановиться конкретно на деятельности ДРУП "Госстройэкспертиза по Гомельской области", то по итогам прошлого года снижение стоимости строительства составило беспрецедентную сумму — 69 млн долларов США в эквиваленте, или почти 2 млн долларов на каждого эксперта, что говорит прежде всего о недостаточном уровне проектирования.

По ряду крупных объектов в результате экспертного рассмотрения проектов потребовалось изменение проектных, в том числе конструктивных решений, так как те, что были предусмотрены проектировщиками, не обеспечивали надежность и эксплуатационную безопасность зданий и сооружений. В прошлом году такие недостатки были выявлены в 178 проектах. А ведь отказ конструкций чреват обрушениями и трагедиями. Избежать их — приоритет работы органа государственной экспертизы.

Органы государственной экспертизы в настоящее время укомплектованы высококвалифицированными специалистами, обладающими необходимым опытом работы, и при наличии соответствующей правовой основы способны решать поставленные Правительством страны задачи по обеспечению реализации проектов, отвечающих современному техническому уровню, эффективному использованию капитальных вложений и эксплуатационной безопасности возводимых зданий и сооружений.

Всего просмотров: 6 136
Опубликованно: 27.03.2012