В настоящее время в Республике Беларусь действуют две фундаментальные нормативно-справочные базы по ценообразованию в строительстве, применяемые для составления сметной документации и определения стоимости строительства:
— в базисных ценах на 1 января 1991 года и 2006 года;
— в текущих ценах на дату разработки сметной документации.
Нормативно-справочные базы разработаны во исполнение указов Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 № 676 (ред. от 11.08.2011) "О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования", от 11.08.2011 № 361 "О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" и применяются на объектах республики в зависимости от времени разработки проектной документации.
Нормативно-справочные базы включают в себя ресурсно-сметные нормы, нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении, индексы изменения элементов затрат, составляющих строительно-монтажные работы, текущие цены на материалы, изделия и конструкции, эксплуатацию машин и механизмов, тарифы на перевозку строительных грузов, специальные расчетно-программные комплексы, обеспечивающие формирование нормативной базы и выполнение расчетов. Для решения задач автоматизированного расчета и выпуска сметной документации используется сметная интегрированная система.
При оценке стоимости строительства исходя из базисного уровня цен, в том числе и при расчетах за выполненные работы, используются индексы изменения стоимости элементов затрат строительно-монтажных работ (в разрезе заработной платы, транспортных затрат, накладных расходов, плановых накоплений, временных зданий и сооружений, зимнего удорожания), а также средневзвешенные цены на строительные материалы и машины-представители по регионам республики. Расчет индексов, средневзвешенных цен на строительные материалы и машины производится в соответствии с действующими нормативными актами, устанавливающими порядок их разработки, применения и утверждения.
Основная задача индексации стоимости строительства — установление пределов, в которых должна находиться экономически обоснованная цена.
Однако ежемесячная индексация стоимости выполненных работ в период исполнения договоров (контрактов) строительного подряда не позволяет обеспечить стабильность цены на строительную продукцию.
Для решения задач по совершенствованию системы ценообразования в строительстве начиная с 1 января 2012 года сметная документация составляется в текущих ценах на дату ее разработки на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. Для отражения изменения стоимости строительства с даты разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства, определенного в проектной документации, используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Министерством экономики Республики Беларусь.
Таким образом, в сметной документации определяется стоимость строительства на дату окончания работ (до завершения инвестиционного цикла).
Действующий с 1 января 2012 года порядок составления сметной документации и определения стоимости строительства на основании нормативов расхода ресурсов и текущих цен на них с учетом определения стоимости строительства до завершения инвестиционного цикла позволяет формировать неизменную договорную (контрактную) цену в пределах нормативного срока строительства.
Из-за отсутствия в настоящее время введенных в эксплуатацию объектов различного функционального назначения, стоимость которых определена в соответствии с действующим с 1 января 2012 года порядком, оценить результаты принятого механизма определения стоимости строительства не представляется возможным.
В то же время в целях дальнейшего повышения эффективности инвестирования в строительство в современных условиях социально-экономического развития республики, сокращения продолжительности инвестиционного цикла, создания условий для расширенного применения новых технологий следует уже на данном этапе проводить постоянную работу по модернизации как строительного проектирования, так и нормативной базы по ценообразованию в строительстве.
С целью реализации задач по совершенствованию системы ценообразования в строительстве и повышения ее эффективности разработан проект Концепции модернизации национальной системы ценообразования в строительстве. Проект Концепции разрабатывался с учетом анализа практического опыта строительной деятельности в передовых странах СНГ и Европы, в том числе в Федеративной Республике Германия.
Для решения основных задач, направленных на совершенствование системы ценообразования в строительстве, потребуется корректировка действующих и подготовка новых нормативных правовых, в том числе технических нормативных правовых актов. В первую очередь необходимо:
— разработать технические нормативные правовые акты, устанавливающие единообразные правила по определению расчетных показателей объектов строительства различного назначения и подсчету объемов работ;
— разработать проектно-технологические модули (ПТМ) с учетом технологической последовательности выполнения работ при строительстве объектов различного функционального назначения, с формированием укрупненных показателей расхода ресурсов и их стоимостных показателей по ПТМ;
— создать базу укрупненных нормативов по видам работ, а также по объектам строительства на расчетную единицу строительной продукции (объема, площади и т. д.);
— создать банк данных об объектах-аналогах, содержащий технико-экономические показатели объектов-аналогов, структурированных по видам работ и конструкций, увязанных с физическими единицами изменения работ и конструкций объекта в целом и его частей.
Что касается подрядных организаций, то разработка своих собственных норм расхода материальных, трудовых и иных видов ресурсов при выполнении конкретной единицы строительных работ станет их первоочередной задачей.
Однако очевидно то, что значительное влияние на повышение эффективности инвестиций в строительство оказывает качество проектирования, которое является начальной и решающей стадией строительства. Для оптимизации принимаемых проектных решений необходимы разработка и внедрение систем автоматизированного строительного проектирования, позволяющего решать вопросы многовариантности проектных решений в сжатые сроки с учетом экономической оценки вариантов технологической и строительной частей объектов и с увязкой проектных решений по организации строительства с реальной технологией строительства.
Решение названных вопросов позволит реализовать принцип взаимосвязи между всеми циклами инвестиционного проекта для возможности максимально эффективного использования инвестиций.
С целью реализации поставленных руководством республики задач по дальнейшей модернизации национальной системы ценообразования в строительстве, учитывая заинтересованность в этом всех участников инвестиционного строительного процесса, хотелось бы услышать не только замечания по предлагаемому проекту Концепции, но и конструктивные предложения по усовершенствованию отдельных положений Концепции с указанием путей и методов их решения. Такие предложения желательно разместить на страницах газеты для возможности обмена накопленным опытом и вовлечения в обсуждение максимальное широкого круга участников инвестиционного строительного процесса.