МИР, в котором я живу


Версия для печати

«Уважаемые коллеги! — именно так обратился заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Дмитрий Семенкевич к юной аудитории гимназии № 75 города Минска. — Я говорю «коллеги», потому что, ознакомившись с вашими работами, выполненными в стенах этого учебного заведения, нашел их очень профессиональными. В частности, вы изучаете памятники архитектуры, многие из которых, надеюсь, в будущем будут восстановлены с вашим участием. Так складывается, что мы, старшее поколение, больше уделяем внимания возрождению исторических объектов национального масштаба, и тем ценнее ваше внимание к малой Родине — небольшим усадьбам и церквям. Я считаю, что это очень правильное направление. А вашим педагогам — отдельное спасибо за то, что они будущих профессионалов воспитывают на истоках белорусской архитектуры, основанной на пропорциях, гармонии и красоте. Вы — будущие создатели мира, в котором будем жить мы и наши потомки!»

Преданья старины глубокой

Архитектурно-художественной гимназии, возглавляемой Василием Ананько, действительно есть чем гордиться. Ребята за годы учебы проделывают долгий путь в выбранном творческом направлении. Одно из них, связанное с восстановлением полностью или частично утраченных историко-архитектурных памятников, на протяжении уже более 10-ти лет курирует архитектор-педагог Татьяна Войтенко. Эта работа ведется под девизом: «Нам засталася спадчына» и, безусловно, не предусматривает воссоздания постройки — гимназисты под руководством преподавателя буквально по крупицам собирают архивные сведения о первоначальном облике того или иного объекта, а затем воплощают его в великолепно выполненном макете.

Макетирование занимает не менее года и является своеобразной «дипломной работой» выпускников. Однако еще дольше длится обучающий этап: на протяжении нескольких лет школьники знакомятся с различными видами и стилями искусств, затем те, кто выбрал в качестве основного направление, связанное с историей архитектуры, «набивают руку», пробуя создавать миниатюрные архитектурные формы и элементы благоустройства, формулируют тему будущего итогового проекта.

Затем начинается, пожалуй, самый кропотливый период. К сожалению, о многих небольших историко-архитектурных памятниках сохранилось мало сведений. Но ребята не опускают руки. Вместе с преподавателями они выезжают к этим постройкам (а нередко — и к руинам), чтобы, по выражению Василия Ананько, «зарядиться энергией места», делают обмеры, беседуют со старожилами, наведываются в музеи и архивы. «Наши макеты — не просто домики! — подчеркнула Татьяна Войтенко. — Это максимально точные копии старинных зданий».

К примеру, практически ничего не осталось от усадьбы Косаковских в Большой Берестовице Гродненской области. В местном историческом музее о ней хранились лишь обрывочные сведения — две старинные фотографии, причем сделанные с одного ракурса. Творческий коллектив разыскал старейших жителей этого населенного пункта, связался с потомками владельцев усадьбы, проживающими в Лондоне и Нью-Йорке, откуда пришли письма с фотографиями и воспоминаниями. На основе собранных материалов был создан макет, благодаря которому наши современники могут узнать, как выглядело родовое гнездо Косаковских в период расцвета.

В фокусе внимания гимназистов оказался еще один интересный объект — усадьба Хмаров в деревне Семково Минской области. В этом случае источниками для создания макета послужили рисунок Наполеона Орды и сотрудничество с местным историком Павлом Королевым. Отрадно, что сегодня этот исторический памятник возрождается не только в миниатюре, но и в реальной жизни. По словам Татьяны Войтенко, там планируется разместить Международный центр православного образования.

Как известно, некогда в Минске было два вокзала — Любово-Роменский и Александровский. И если по первому архивные документы сохранились достаточно полно, то по второму, сожженному в Первую мировую войну, до наших дней дошло всего пару фотографий. Поэтому педагог считает воссоздание облика Александровского вокзала настоящей гордостью гимназии: «Кроме нас этого никто не знал и не делал!» В ходе работы были налажены контакты с коллекционерами старинных чертежей, которые в обмен на другие артефакты отдали в руки творческого коллектива фрагменты проекта Александровского вокзала. Макеты обоих минских вокзалов были переданы в музей Белорусской железной дороги.

К слову, передавать макеты в дар стало хорошей гимназической традицией. Это делается в торжественной обстановке, с участием всех причастных и заинтересованных, что неудивительно, ведь создаваемые ребятами макеты сами становятся большой культурной ценностью. К примеру, миниатюрная копия Быховского замка была задействована при съемках телевизионного фильма «Слава и бесславие Быхова». А в прошлом году экспозиция макетов «гостила» в Мирском замке. Тогда, кстати, случился курьез: состоятельные иностранцы, увидев созданную гимназистами уменьшенную копию одной из старинных разрушенных построек, решили ее приобрести и очень разочаровались, когда обнаружили, что от нее осталось. Вернее, не осталось…

Диалог на равных

Ознакомившись с работами ребят, Дмитрий Семенкевич искренне воскликнул: «Я не просто удивлен — я поражен увиденным! У вас здесь настоящий информационный кладезь!» Заместитель Министра архитектуры и строительства поздравил коллектив гимназии с Международным днем архитектуры, который мировая общественность ежегодно отмечает в первый понедельник октября. В этом году праздник пришелся на 7-е число второго осеннего месяца и открыл череду творческих мероприятий Белорусской архитектурной недели. Первым из них и стало посещение гимназии № 75.

Общение продолжилось в актовом зале, где собрались преподаватели и учащиеся 9-11 классов. Кстати, все они поступили в гимназию на конкурсной основе, продемонстрировав свои художественные работы и сдав экзамены, в том числе творческие. А после ее окончания большинство продолжит учебу по выбранному направлению: в Белорусском национальном техническом университете, Академии искусств, Белорусском государственном университете культуры и искусств и т. п. Но даже если они решат идти по другому пути, то, по их признанию, полученные в школьные годы знания также очень пригодятся. «За все время моего преподавания я ни разу не слышала от выпускника, что он пожалел о годах учебы в гимназии, кем бы он не становился», — прокомментировала в интервью корреспондентам «РСГ» Татьяна Войтенко.

Как поделился с гимназистами Дмитрий Семенкевич, он также в свое время оканчивал архитектурный факультет БНТУ по специальности «Градостроительство». «Ей я и посвятил практически всю свою жизнь», — признался он. После небольшой лекции по истории искусств Дмитрий Игоревич предложил ребятам такую форму общения, как «свободный микрофон» — прекрасную возможность задать вопрос заместителю Министра архитектуры и строительства.

В центре диалога оказались самые разные проблемы — от футуристического города родом из «Пятого элемента» до откровенного неприятия подрастающим поколением новостроев вроде гостиницы «Кемпински», диссонирующей с классической застройкой проспекта Независимости и парком им. Максима Горького, и евроремонта памятников историко-архитектурного наследия.

Заглянем в завтрашний день

Ребят также интересовала перспектива развития в белорусских городах высотного строительства. «Я не думаю, что в будущем мы будем жить в высотной застройке», — поделился Дмитрий Семенкевич. По его мнению, цель строительства небоскребов — это желание себя возвысить и показать свою мощь, например, со стороны финансовой корпорации. В Минске иллюстрацией тому служат планы по возведению башни Газпрома высотой порядка 160 метров. Заместитель Министра видит будущее за мало- и среднеэтажной жилой застройкой. «Надо вернуться к традиционным кварталам с уютными двориками, где будет как пространство для автомобилей, так и место для отдыха на свежем воздухе, свободное от парковок, — сказал он. — Меня, к примеру, очень увлекает деревянное зодчество. В Беларуси, к сожалению, практически утратили искусство деревянного дома. А ведь это уникальный материал и к тому же наш, белорусский, ресурс».

Перспектива застройки Минска интересовала не только гимназистов, но и представителей СМИ. «Если говорить о столице, то свою лепту в ее современный архитектурный облик в недалеком будущем внесут строящийся спорткомплекс «Чижовка-арена» и реконструируемый Национальный аэропорт Минск, — ответил Дмитрий Семенкевич. — К слову, на последнем из названных объектов ведется первая очередь, которая должна быть завершена к чемпионату мира по хоккею-2014. В дальнейшем работы будут продолжены, а их результатом станет аэровокзал европейского уровня». По словам заместителя Министра, архитектура главного здания аэропорта в целом будет сохранена, пусть и осовременена, а само оно насыщено инновационными технологиями.

Еще один масштабный проект — комплекс «Минск-сити». В настоящее время анализируются результаты тематического международного конкурса, география участников которого была весьма широка. Как было отмечено, он ценен тем, что определяет основные параметры для будущего инвестора: архитектурные акценты, функции, инфраструктура. «Это один из крупнейших градостроительных объектов нашего времени, — пояснил Дмитрий Семенкевич. — Стоит задача создать здесь уникальный городской ансамбль. Многие участники конкурса — и это радует! — внимательно подошли к развитию преемственности застраиваемой территории. В предложениях звучат идеи сохранения в новом качестве главного здания аэровокзального комплекса Минск-1, а также других построек (вплоть до аэродромной полосы) с приданием им современных функций».

Программа Белорусской архитектурной недели (7-13 октября) включила также проведение архитектурных пленэров «Заглянуть в будущее»; «дни открытых дверей» в проектных институтах и творческих мастерских страны; экскурсии в МКСК «Минск-арена» и административное здание Белорусской калийной компании в Минске; многочисленные выставки и др.

Всего просмотров: 4 830
Опубликованно: 14.10.2013