…является одним из старейших учебных заведений республики, его история начинается с 1948 года. За это время первую путевку в жизнь здесь получили тысячи юношей и девушек, которые пополнили ряды квалифицированных рабочих кадров строительных организаций, предприятий коммунального хозяйства и промышленности Беларуси.
С нынешнего учебного года в колледже осуществляется подготовка специалистов по двум ступеням получения образования: 1 — уровень профессионально-технического образования (на основе базового и среднего образования), 2 — уровень среднего специального образования (на основе профессионально-технического образования).
Более подробно об учебном заведении рассказал директор, кандидат педагогических наук Андрей Васильевич Лукьянович.
— Андрей Васильевич, по каким специальностям и на каких условиях в колледже ведется набор учащихся?
— Зачисление производится на основании конкурса документов об образовании или свидетельств об общем базовом образовании. С этого учебного года по отдельным специальностям на основе профессионально-
технического образования можно получить среднее специальное образование.
Следует отметить, что на 2 ступень обучения принимаются выпускники нашего колледжа и выпускники других учреждений системы профессионально-технического образования, имеющие соответствующую квалификацию.
Прием в 2012 году на основе общего базового образования с получением общего среднего образования (срок обучения — 2 года 10 месяцев) осуществляется по следующим специальностям:
1. Технология сварочных работ.
1.1. Электрогазосварщик;
1.2. Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах.
2. Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений Технология сварочных работ.
2.1. Монтажник санитарно-технических систем и оборудования;
2.2. Газосварщик.
3. Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений.
3.1. Слесарь по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции и пневмотранспорта;
3.2. Монтажник систем вентиляции и пневмотранспорта.
4. Техническая эксплуатация газового оборудования и подземных газопроводов.
4.1. Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования;
4.2. Слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов.
5. Отделочные строительные работы.
5.1. Плиточник-облицовщик;
5.2. Штукатур;
5.3. Маляр.
На основе общего среднего образования (срок обучения — 10 месяцев).
1. Технология сварочных работ.
1.1. Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах;
1.2. Электросварщик ручной сварки.
2. Отделочные строительные работы.
2.1.Штукатур;
2.2. Плиточник-облицовщик.
На уровне среднего специального образования (на основе профессионально-технического образования) предлагается получить профессию по следующим специальностям:
1. Оборудование и технология сварочного производства (квалификация: техник-технолог).
2. Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна (квалификация: техник-технолог-строитель).
В следующем году мы планируем расширить спектр специальностей и начать подготовку специалистов по деревообработке, что позволит не только заинтересовать абитуриентов, но и расширить ассортимент выпускаемой продукции. Эта профессия будет интегрирована с другими специальностями.
Следует отметить, что нуждающимся в жилье учащимся предоставляется общежитие. Ребята, поступившие в колледж на базе 9 классов, обеспечиваются бесплатным одноразовым питанием. Учащиеся, окончившие 11 классов, получают стипендию, которая начисляется согласно коэффициенту успеваемости. Время обучения в колледже зачисляется в непрерывный трудовой стаж.
— Какие из специальностей колледжа пользуются наибольшей популярностью среди абитуриентов?
— Всегда был спрос на отделочные строительные работы. Немножко снижен сегодня интерес к специальности "слесарь по ремонту и изготовлению систем вентиляции". Причина, наверное, в том, что многие просто не знают содержания труда этой профессии. С осторожностью поступают школьники и на "сантехников": у многих, к сожалению, сложился "искаженный" стереотип относительно данного вида деятельности.
— Где проходят производственную практику учащиеся колледжа?
— Во время обучения ребята проходят практику в первую очередь на наших базовых предприятиях, а также ПО "Минский тракторный завод", ОАО "Минский завод колесных тягачей", ЗАО "Атлант", УП "МИНГАЗ", ПО "Минский моторный завод", ООО "Монолит Групп" и в учебных мастерских колледжа.
Следует отметить, что 75 % процентов от заработанных денег во время практики идет учащимся, а остальные 25 % — на укрепление материально-технической базы колледжа.
— Андрей Васильевич, какой материально-технической базой располагает колледж?
— На сегодняшний день в колледже созданы хорошие условия для обучения и освоения профессии, ведь на качество работы во многом влияют условия, в которых приходится учиться.
Колледж располагает учебным, административно-бытовым корпусами и учебно-производственными мастерскими газовой сварки, отделочных строительных работ, вентиляции, а также слесарной и сантехнической лабораторией.
Качественная подготовка кадров может производиться только благодаря современным технологиям, поэтому в колледже взят курс на оснащение учебных кабинетов новым оборудованием и техническими средствами. Это позволяет нам осуществлять и выпуск своей продукции. Так, под руководством мастеров производственного обучения учащиеся изготавливают водосточные системы и их элементы, системы вентиляции различного назначения, изделия из металла. Спросом у покупателей пользуются декоративные решетки, скамейки, цветочницы и т. д.
Также у нас имеется отличный спортивный комплекс, актовый зал, столовая, кафе.
— Расскажите, как проходит воспитательная работа в колледже.
— Воспитательная работа начинается с первым звонком, извещающем о начале учебного года, и продолжается на протяжении всего периода обучения. Каждый учащийся может найти себе дело по душе, было бы желание. Работают кружки, клубы по интересам, спортивные секции. Гордостью является музей боевой славы отряда имени Градова (Ваупшасова). В связи с этим наши учащиеся активно занимаются поисковой деятельностью. Жизнь учебного заведения ежемесячно отражается в газете "Вестник колледжа". Развито у нас и волонтерское движение.
Учащиеся активно принимают участие и являются призерами различных конкурсов. Помимо ребят, своими достижениями могут похвастаться и педагоги. Так, в городском смотре-конкуре учебных мастерских в финал вышел наш мастер производственного обучения В. И. Николаеня, а лучшим педагогом по организации работы по воспитанию культуры энергосбережения у учащихся стала Н. И. Иванова. Немало наград привезли преподаватели с городского конкурса профессионального мастерства "Столичный учитель — столичному образованию".
— Куда трудоустраиваются ваши выпускники?
— После окончания колледжа учащимся гарантировано получение первого рабочего места. Они распределяются в основном на предприятия, с которыми у нас заключены договоры.
Хотелось бы отметить, что все наши выпускники всегда были, есть и будут востребованными специалистами на рынке труда. Профессионально-техническое образование для многих учащихся послужило той первой ступенькой, которая ведет их на самую вершину карьерной лестницы. У нас есть этому масса примеров.
Сегодня многие утверждают, что в будущем компьютерные технологии заменят ручной труд. Это не совсем так, ведь компьютер пока не научился класть кирпичи, поэтому профессиональному образованию суждено жить. "Светлая" голова и "золотые" руки — специалист, за которым будущее. И нам, как профессионально-техническому учреждению образования, нужно подготовить таких специалистов. Считаю, что работа в этом направлении должна вестись еще со школьной скамьи.
Мастер производственного обучения
В. М. Жигарев: "В Минском государственном профессионально-техническом колледже строительства и коммунального хозяйства я работаю год. Еще совсем недавно был учащимся другого учебного заведения, поэтому понимаю, насколько важно для ребят понимание и поддержка педагога.
В своей работе я не акцентирую внимание только на теории, а стараюсь поделиться со своими воспитанниками практическим опытом, предостеречь от возможных ошибок на производстве, а также ознакомить с современными технологиями в нашей области. Будущему специалисту важно рассказать и показать, как выглядит тот или иной элемент в реальности. Поэтому я иногда предлагаю ребятам пройтись по улицам города и обратить внимание на то, с чем им придется в скором времени работать.
Обучение проходит в специальной мастерской отделочных работ, сделанной силами учащихся и педагогов колледжа. Здесь размещается восемь рабочих мест, где будущие строители оттачивают свои умения. В мастерской есть "показательная" стена, а на специальных стендах приведены примеры современной плитки, штукатурки.
Сегодня производство требует от работника знаний и умений работы с новыми материалами, поэтому нужно постоянно стремиться повышать уровень своего профессионализма".