Мэтру дорожно-строительной отрасли — 50


Версия для печати

В октябре т. г. свой полувековой юбилей отметил ведущий научно-исследовательский институт дорожной отрасли нашей страны — "БелдорНИИ". Поздравить его коллектив приехали коллеги из России, Украины, Литвы и Казахстана. Помимо проведения праздничного собрания круглую дату институт отметил организацией международной научно-технической конференции "Современные тенденции и направления строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений".

За профессионализм — почет и слава

Торжественную часть мероприятия открыл директор института, к. т. н. В. К. Шумчик. Первым поздравить коллег выпала честь заместителю директора департамента "Белавтодор" Г. И. Шульге. Он отметил, что перед дорожниками республики всегда ставились напряженные задачи, выполнить которые без взаимодействия заказчиков, генподрядных организаций, научных институтов не представляется возможным.

"Если вспомнить историю создания и работы научно-исследовательского института, то можно сказать, что с первого дня коллективом был внесен огромный вклад в развитие дорожной отрасли республики, — рассказал Г. И. Шульга. — Отрадно, что институт сохранил кадровый потенциал, и ряд его работников имеет многолетний, исчисляющийся не одним десятилетием, опыт. Светлые головы дорожной науки решают вопросы любой сложности. Благодаря их труду сегодня БелдорНИИ имеет высокую репутацию, его хорошо знают и с ним считаются на постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье".

В связи с юбилейной датой института за многолетний и добросовестный труд, большой вклад в развитие дорожного хозяйства Республики Беларусь работникам БелдорНИИ он вручил нагрудные знаки "Ганаровы дарожнiк Беларусi" и Почетные грамоты департамента "Белавтодор".

Куратор деятельности Белдор-НИИ — начальник отдела научно-технического развития департамента "Белавтодор" Н. Н. Климачев обратил внимание, что зарождение белорусской дорожной науки произошло более 80 лет назад, но ведущая роль

в ее развитии принадлежит БелдорНИИ. Институт является устойчивым предприятием, нацеленным на развитие автомобильных дорог Беларуси.

"С момента его создания дорожная наука стала целенаправленно развиваться и решать насущные вопросы дорожной отрасли. Это работа по применению и адаптации новых строительных материалов, машин и оборудования, технологии строительства и содержания автомобильных дорог, стандартизации, метрологии, сертификации продукции, информационного и правового обеспечения организации дорожного хозяйства. К настоящему времени сформирована база ТНПА, продолжается ее совершенствование. Фактически все подразделения предприятия выполняли исследовательские работы, результаты которых ложились в основу разработки стандартов, кодексов, строительных норм и рекомендаций. На сегодняшний день в электронной памяти дорожного хозяйства числится 1855 документов, основная часть которых разработана работниками БелдорНИИ", — рассказал Н. Н. Климачев.

Свое выступление он завершил чтением приказа Госстандарта о награждении предприятия БелдорНИИ и вручением Почетной грамоты Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь "За активное участие в разработке нормативно-технических правовых актов, проведение работ по усилению в отрасли европейских норм и стандартов, метрологическое обеспечение отрасли".

50 славных лет

Но на этом торжественная часть не закончилась. Понимая, что 50 лет — это значимая дата для института, в рамках церемонии особое внимание было уделено истории организации. Основные моменты тематической направленности ее развития как головного научно-исследовательского предприятия дорожного хозяйства Беларуси изложил специалист высшей квалификации, ветеран института, д. т. н. В. Н. Яромко.

С момента создания в 1962 г. по 1971 г. ведущее место в научной тематике БелдорНИИ занимала проблема использования местных материалов для строительства и ремонта автомобильных дорог. Исследования, проведенные в институте, доказали возможность устройства дорог на слабых грунтах (кроме текучих) независимо от вида покрытия, нагрузок и интенсивности. Также были продолжены исследования по применению битумных эмульсий в дорожном строительстве БССР и разработаны временные технические указания по устройству покрытий из асфальтобетонных смесей на эмульсиях, выполнен цикл исследований по определению грузоподъемности и разработке методов усиления железобетонных автодорожных мостов, разработано методическое пособие по выявлению и устранению дефектов в железобетонных автодорожных мостах.

В период 1972–1981 гг. впервые проведены исследования водно-теплового режима земляного полотна и дорожных одежд с целью учета особенностей природных условий при проектировании дорог, обоснованы новые нормы сроков службы асфальтобетонных покрытий между средними ремонтами по категориям дорог с учетом перспективной интенсивности движения. Также впервые в СССР разработана система управления строительством дорог (АСУСдор). При устройстве нефтепромысловых дорог в Западной Сибири тресту "Белнефтедорстрой" постоянно оказывалась научно-методическая помощь, в частности, внедрена технология ускоренного их строительства. Наряду с этим были разработаны технологии получения битумного вяжущего с использованием резиновой крошки с применением ароматических масел.

В 1982–1991 гг. возобновлены работы по использованию битумных эмульсий. В это время широкое распространение получили укрепленные основания, для устройства которых больше всего подошли золы-уноса эстонских ТЭЦ. За внедрение этой разработки коллектив строителей республики и сотрудники БелдорНИИ были удостоены премии Совета Министров БССР.

В мостостроении для пролетов длиной 9 метров были разработаны предварительно напряженные ребристые плиты, а для пролетов длиной от 12 до 21 метра — ребристые пролетные строения из балок со смешанным армированием. Также была создана технология скоростного строительства тонкослойных цементобетонных покрытий на местных и сельскохозяйственных дорогах с применением высокопроизводительных бетоноукладчиков со скользящими формами американского производства. Ряд разработок БелдорНИИ вошли в общесоюзные документы.

1992–2001 гг. запомнились широкомасштабным внедрением холодных технологий устройства конструктивных слоев дорожных покрытий и защитных слоев с использованием катионных битумных эмульсий. При непосредственном участии специалистов БелдорНИИ в республике было введено в эксплуатацию 25 эмульсионных заводов, ряд аналогичных предприятий в Украине и России.

Разработана мембранная технология ремонта жестких покрытий автомобильных дорог и искусственных сооружений. При укреплении откосов земляных сооружений геосинтетические материалы стали использоваться в качестве защитной прослойки и обратного фильтра, что в комбинации с бортовыми кольцами (отходы переработки изношенных шин) позволило в ряде случаев заменить капитальное покрытие из бетонных плит. Нашел широкое применение при укреплении земляных сооружений и геотекстиль с семенами трав.

С 1995 г. в дорожной отрасли развивается новое направление — научное сопровождение при строительстве сложных и ответственных дорожных объектов. Его созданию способствовала модернизация дороги М1/Е30 Брест — Минск — граница России. Разработаны основные технические решения и технология работ по ремонту монолитных цементобетонных покрытий.

В период с 2002 по 2012 гг. проводились научно-практические исследования, связанные с решением наиболее важных проблем дорожного хозяйства. Разработаны новые технологии и материалы, в т. ч. зарубежные, адаптированные к условиям Беларуси. Впервые в республике при реконструкции МКАД применена технология устройства

щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей с применением целлюлозного волокна.

В 2006–2007 гг. при научно-техническом сопровождении института КУП "Брестоблдорстрой" внедрена современная энерго-

сберегающая технология устройства покрытий из ЭМС с ускоренным сроком формирования. Разработаны технология приготовления и применения бетонов высокой морозостойкости и коррозионной стойкости, энергосберегающая технология изготовления сборных железобетонных мостовых конструкций. Для ямочного ремонта асфальтовых покрытий внедрена органоминеральная смесь, которая позволила выполнять работы по ремонту покрытий в зимний период в сухую погоду при температуре воздуха не ниже минус 20 оС.

В этот период разработаны холодные литые асфальтобетонные смеси, которые применяются в качестве слоев износа, гидроизоляции и фрикционных слоев; ресурсо- и энергосберегающая технология холодного ресайклинга для усиления конструкций дорожных одежд при реконструкции или ремонте дороги, позволяющая использовать в данном процессе материалы существующей дорожной одежды; рекомендации по установке и ремонту тросового удерживающего

ограждения и СТБ на элементы данной системы. Также разработана технология устройства "шумовых" полос на аварийно-опасных участках автодорог общего пользования и ряд дорожно-строительных материалов. Так, в 2012 г. с использованием гранулированного резинобитумного вяжущего устроено асфальтобетонное покрытие на автодороге М-4 Минск — Могилев.

Основной темой нескольких последних лет работы БелдорНИИ с участием иных организаций стали разработка и пересмотр 19 ТКП, 4 еврокодов на проектирование (расчет) конструкций мостовых сооружений с национальными приложениями (ТКП EN), 20 действующих государственных стандартов. В качестве госстандартов введены 199 европейских стандартов (СТБ EN) на дорожные материалы и методы испытаний, а также ряд методических документов в соответствии с потребностями дорожного хозяйства. Кроме того, в 2011 г. с участием научно-исследовательского института разработан и утвержден технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог".

Признание коллег, партнеров и заказчиков

Поздравляя с юбилеем организацию, генеральный директор ФГПУ "РосдорНИИ" К. В. Могильный подчеркнул, что работа по гармонизации нормативной базы в рамках таможенного пространства является основной из совместных работ научно-исследовательских институтов. Также среди общих задач он отметил сохранение и развитие научной школы, основы которой были заложены еще в СССР. При этом он обратил внимание, что репутация БелдорНИИ весьма высока на постсоветском пространстве, и в ряде случаев в своей работе российские специалисты берут пример с белорусских коллег.

Начальник управления научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства "Росавтодор" В. А. Попов также отметил большой вклад БелдорНИИ в общее дело — создание межгосударственных стандартов в рамках интеграционных процессов, в частности, технического регламента "Безопасность автомобильных дорог", который в России считается огромной победой в дорожной отрасли. Сегодня перед дорожниками Таможенного союза стоят не менее сложные задачи — за два года разработать более 100 стандартов. "При этом Президентом Российской Федерации поставлена задача создать механизмы привлечения к исполнению контрактов иностранных компаний, обладающих управленческими компетенциями и новыми технологиями. Это означает, что при определенных условиях институты из других государств могут работать по контаркту в России, что придаст дополнительный импульс взаимодействию ученых наших стран", — подчеркнул В. А. Попов.

Коллеги из Украины и Литвы отметили, что результатом полувековой деятельности БелдорНИИ является не только огромный вклад в развитие дорожного хозяйства Беларуси, но и воспитание целой плеяды ученых, специалистов, пользующихся авторитетом и уважением далеко за пределами Республики Беларусь. Благодаря сохранению преемственности поколений институт сегодня по праву стал ведущей научно-исследовательской организацией Беларуси в области строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и мостов.

Интеллектуальный потенциал БелдорНИИ составляют как корифеи дорожного строительства, так и новое поколение сотрудников, которые приносят славу институту. Поэтому особое место в торжественной церемонии было отведено чествованию и награждению ветеранов и ведущих специалистов государственного предприятия.

На следующий день приглашенные и все желающие приняли участие в пленарном заседании по тематическим направлениям: "Автомобильные дороги" и "Искусственные сооружения". В целом на международной конференции было рассмотрено порядка 50 докладов.

На протяжении полувека институт БелдорНИИ проявляет научный профессионализм, внедряя в практику передовые технологии и повышая тем самым качество дорог Беларуси и имидж отечественного дорожного комплекса.

Просмотров: 5 332