Метрополитен: комфорт и безопасность превыше всего


Версия для печати

Тема строительства новых линий метрополитена не оставляет равнодушным ни одного жителя столицы — все минчане в ожидании ввода новых современных станций. Долгожданное событие произойдет через несколько месяцев, в частности, на сентябрь т. г. запланирован пробный пуск. А пока мы расскажем о дне сегодняшнем и перспективах развития самого популярного вида общественного транспорта и коснемся вопросов обеспечения безопасности пассажиров в подземке.

Архитектурно-строительные новости минского метро

В скором времени увеличится количество станций Минского метрополитена — будут введены "Грушевка", "Михалово" и "Петровщина".

Как рассказал начальник УП "Дирекция по строительству Минского метрополитена" Павел Федорович Царун, подготовка к строительству нового участка подземки от станции "Институт культуры" до станции "Петровщина" началась в 2005 году. Его протяженность составляет 5,2 км и станет продолжением Московской линии метро в сторону Юго-Запада. Новые станции расположились по пр. Дзержинского: "Грушевка" — на пересечении с улицей Щорса, "Михалово" — с ул. Гурского, "Петровщина" — с ул. Голубева.

На данный момент на объектах завершены основные строительно-монтажные работы, продолжается отделка помещений, монтаж инженерных сетей и специального оборудования, а также сооружаются входные группы, в отделке которых используются отечественные строительные материалы.

"Строители работают в трехсменном режиме, — отметил П. Ф. Царун. — Генподрядчик (ОАО "Минскметрострой") и субподрядчики еженедельно с мая т. г. увеличивают кадровый состав на объекте. Таким образом, сегодня мы готовимся к пробной подаче напряжения, чтобы приступить к тестированию электронных систем, после чего будет выполнена завершающая часть монтажа электротехнического оборудования. Пробный поезд по данному участку метро будет пущен в сентябре текущего года".

В рамках обеспечения безопасности в метро установлена автоматизированная система пожаротушения "Молния", которая при возникновении возгорания мгновенно подает сигнал о чрезвычайной ситуации на пульт МЧС. Также устанавливается современное газовое пожаротушение, лучшие системы вентиляции и другие спецсистемы.

Что касается облика станций, то этот вопрос прорабатывался архитекторами с учетом предложений граждан, которые были рассмотрены специальной комиссией при Мингорисполкоме. "Попадая в "подземку", человек чувствует себя немного дискомфортно, — обратил внимание П. Ф. Царун. — Чтобы снять это чувство, "Грушевка" выполнена в духе солнечного августа, "Михалово" стилизована под зимний вечер, а на станции "Петровщина" можно будет полюбоваться звездным небом".

Кроме того, в рамках перспективного развития метрополитена ведутся работы по продлению первой линий до ст. "Малиновка". Для строительства центральной части стационарного комплекса с входными группами был закрыт перекресток ул. Я. Чечота и ул. Есенина. "Конечно, жители микрорайона ощущают определенный дискомфорт в связи с необходимостью сокращения движения личного автотранспорта на данном участке дороги, — отметил собеседник, — однако после проведения соответствующих работ перекресток будет восстановлен в новых отметках и к концу следующего года открыт".

На данный момент проведено обоснование инвестирования третьей линии метрополитена. Существенным ее отличием от первых двух являются автоматически управляемые поезда. Кроме того, чтобы предотвратить несчастные случаи и суициды, на станциях установят платформенные ограждения, которые будут открываться только при остановке подвижного состава и, тем самым, исключат попадание людей на ходовой или контактный рельс. В целом все системы, оправдавшие себя на действующих линиях, будут внедрены при новом строительстве.

Первый участок третьей линии будет состоять из четырех станций ("Юбилейная", "К. Цеткин", "Вокзальная", "Жуковского") и двух пересадочных узлов: с первой линии на третью — "пл. Ленина"/"Вокзальная", со второй линии — ст. "Фрунзенская"/"Юбилейная". Тем самым создается транспортный треугольник, который позволит жителям и гостям столицы максимально оперативно передвигаться по городу, используя разветвленную сеть метрополитена.

К слову, названия станций после проведения общественного обсуждения будут изменены. "Что касается их облика, то об этом говорить рано, — подчеркнул П. Ф. Царун. — По сложившейся традиции, они будут отражать исторические события, произошедшие на рассматриваемой территории. Планируется, что к концу года ОАО "Метропроект" выдаст рабочую документацию, и строители приступят к подготовке земельного участка. На данный момент ведется работа по вопросам переселения жителей".

Новая линия минского метрополитена будет сооружаться под плотной городской застройкой, в т. ч. под существующими линиями, механизированным способом. Для этих целей планируется закупка механизированного щита диаметром 6 метров, что ускорит строительство тоннелей без нарушения инфраструктуры города в 5 раз: с 60 до 250–300 метров в месяц, а также позволит минимизировать дискомфорт для минчан и обеспечит качество отделки. Директивный срок ввода данного участка метро — 2017 год.

Отметим, что в связи с тем, что метрополитен — стратегический объект, в его отделке используются негорючие материалы. Как показал анализ взрыва на ст. "Октябрьская" в 2011 г., не произошло возгорания ни одного элемента, что исключило появление огня и дыма. Были только продукты горения и пыль.

При возведении метрополитена, как в ходе строительства любого объекта, возникают нестандартные ситуации, решить которые помогает строительная наука. В частности, привлекаются специалисты из БНТУ и БелГУТа, которые предлагают технические решения, направленные на удешевление строительства. Помимо представителей технического надзора, еженедельно мониторинг строительных площадок проводит Госстройнадзор.

Общая безопасность

Понятие "безопасность перевозки пассажиров в метро" касается не только предотвращения террористической деятельности, но и каждодневного обеспечения безопасности людей, постоянная модернизация всех систем. Так, в планах до 2015 года провести 15 мероприятий, направленных на совершенствование системы безопасности. Для этих нужд потребуются немалые финансовые средства.

Что включает в себя модернизация системы безопасности минского метрополитена, или на что пойдут деньги? В первую очередь, проводятся мероприятия по оснащению подземки (переходов, вестибюлей, вагонов) системами видеонаблюдения. На данный момент установлено немногим менее 900 видеокамер. До 2015 года в каждом вагоне метрополитена будет установлено по 2 камеры.

"Мы уже сейчас видим все, что происходит на станциях, в переходах и вестибюлях, — отметил начальник КУП "Минский метрополитен" Ростислав Станиславович Юреня. — Чтобы установить камеры во всех вагонах, нужно больше времени и, естественно, расходов, ведь дополнительно будет установлено 700 видеоприборов. А чтобы за ними уследить, необходимо создать отдельный ситуационный центр. К тому же сейчас ведется работа по установке видеонаблюдения за периметром и всеми зонами депо".

Очередным мероприятием по обеспечению системы безопасности минской подземки стала установка на станциях метрополитена устройств связи с милицией и дежурным по станции. Сегодня близится к завершению работа по реализации данного проекта.

Трагические события 11 апреля 2011 года стали причиной усиления антитеррористических мер безопасности. Так, недавно для каждой из станций минского метро были закуплены локализаторы взрывов. Эти приспособления будут применяться для изоляции неопознанных предметов до прибытия саперных групп и эвакуации со станции.

"Сегодня прорабатывается такой масштабный вопрос, как обследование станций на возможность создания зон досмотра пассажиров. Первую мы уже открыли на станции метро "Октябрьская". В обозримом будущем планируем обустроить подобные места на всех станциях. Это большие вложения. Но городские власти с пониманием относятся к обеспечению безопасности жителей мегаполиса и финансируют мероприятия подобного рода", — заверил Р. С. Юреня.

Для безопасности движения поездов постоянно проводятся ремонтные и профилактические мероприятия. Так, во всех поездах метрополитена установлены системы сигнализации, централизации, блокировки.

Все поезда оборудованы системами АЛС-АРС. И если что-то непредвиденное случится в пути, система безопасности сработает самостоятельно, поезд остановится. "Мы стоим на страже безопасности пассажиров, поэтому очень ревностно относимся к техническому состоянию нашего путевого хозяйства, всех его устройств, в особенности подвижного состава", — подчеркнул специалист.

Продолжая разговор об обеспечении безопасности столичной подземки, Р. С. Юреня выделил мероприятия, проводимые для создания безбарьерной среды и предоставления комфортных условий пользования метро людям с ограниченными возможностями. Так, в сентябре этого года на всех станциях будут устроены защитные шуц-линии — уже начиная со входа края ступеней обозначат яркими полосами. Такая инициатива исходила от Общества инвалидов по зрению.

При строительстве и проектировании новых станций, которые вводятся в эксплуатацию в этом году, изначально запроектирована установка оборудования для удобства передвижения людей с ограниченными возможностями. Например, все станции оснастят вертикальными или горизонтальными (наклонными) лифтами белорусского производства.

Минское метро в наши дни — это 4360 человек по штатному расписанию, 337 вагонов, 67 составов, курсирующих по двум линиям. В среднем ежедневно услугами минской подземки пользуются около 732 тысяч человек. А за прошлый год белорусское метро перевезло 268 млн пассажиров. Всего наше метро насчитывает 2 линии, 25 станций, 30,3 км путей в двухпутном исчислении, 86 км путей с учетом депо. Интервал движения составов в час пик в летний период составляет 3 минуты, зимой — 2. Максимальный интервал движения поездов (после 22:00) составляет 12 минут. Средняя скорость движения поезда — 40,5 км/ч. Время движения от первой станции до конечной составляет на первой линии 18 минут, на второй — 27 минут.

МЧС + метро = безопасность

Метрополитен — это не только общественный вид транспорта, но и объект гражданской обороны. Учитывая данные обстоятельства и то, что линии метрополитена располагаются под землей, высокие требования предъявляются и к пожарной безопасности.

Как любой объект, "подземка" оборудуется системами пожарной безопасности, более совершенные виды которых применены на новых станциях. Например, наряду с тоннелями и платформами системы пожаротушения монтируются в эскалаторных залах, в рамках соответствующей программы проводится замена подшипников на вентиляторах. К слову, они могут выдержать жар до 300 градусов в течение часа.

На станции "Уручье" по немецкой технологии смонтирована специальная "штора", которая при чрезвычайной ситуации автоматически отделяет кассовый зал от платформы, что позволяет избежать задымления вестибюля и создать резервуар дыма, который уйдет через тоннельную вентиляцию. В целом на современных станциях собраны все новейшие средства сигнализации и связи.

Весь вагонный состав на второй линии оборудован российской системой быстрого реагирования "Игла", которая предназначена для ликвидации пожара на начальной стадии и сдерживания его распространения.

Как рассказал заместитель начальника метрополитена по безопасности КУП "Минский метрополитен" Олег Александрович Круглов, на метрополитене работает ведомственная пожарная служба — отдел пожарной профилактики, который занимается непосредственно контролем обеспечения мер пожарной безопасности работниками метрополитена и сторонними организациями. В частности, проводятся обучение и инструктаж работников, отвечающих за пожарную безопасность. Также отдел контролирует производство огневых работ при реконструкции, ремонте устройств или капитальном ремонте метрополитена. Состояние пожарной автоматики двух электродепо — "Московском" и "Могилевском" — контролируют 10 оперативных дежурных отделов. Постоянно проводится контроль и мониторинг пожарной безопасности сектором надзора и профилактики на объектах метрополитена МГУ МЧС.

Учитывая перспективы развития минского метрополитена, в 2006 году был создан пожарный аварийно-спасательный отряд на объектах Минского метрополитена Минского городского управления МЧС. Здесь служит элита из числа личного состава Минского гарнизона. Изначально в штате насчитывалось 43 сотрудника, а после создания в т. г. на базе отряда химической и медицинской служб штат расширился до 70 человек.

Преимуществом данного подразделения является мобильность и оперативность реагирования, готовность выполнить специфические работы. В отличие от обычных автомобилей, пожарное оборудование, находящееся в боевом расчете отряда, заносится в тоннель, где после приведения в "боевую готовность" передвигается по рельсам.

"Специальные комплексы тренировок и психологической подготовки личного состава, умение работать на технике в условиях чрезвычайных ситуаций делает этот расчет одним из лучших в своей сфере деятельности", — отметил начальник пожарного аварийно-спасательного отряда на объектах Минского метрополитена Владимир Леонидович Шумельчик.

Для поддержания и совершенствования профессиональной подготовки личного состава ежемесячно проводятся специальные занятия на станциях Минского метрополитена, причем как в дневное, так и ночное время. Для отработки совместных действий к "учебному процессу" привлекаются расположенные поблизости пожарные части. Таким образом, за год отрабатывается каждая станция, а иногда и неоднократно.

Особая роль в обеспечении безопасности на объектах метрополитена отводится газоаналитической лаборатории, входящей в состав отряда, который проводит отбор проб воздуха на строящихся станциях метрополитена, а также при возведении коллектора "Центр", в городе.

В целом высокий уровень профессиональной работы данных служб подтверждает тот факт, что за 28 лет эксплуатации метрополитена произошло всего несколько пожароопасных случаев, которые были оперативно ликвидированы, не причинили вред здоровью людей и технических повреждений объекту. Эти ситуации лишь привели к небольшому перерыву в движении поездов.

Особая роль в обеспечении безопасности отводится техническому состоянию подвижного состава. К слову, ежегодно каждый вагон проходит порядка 90 тысяч километров, срок службы — 35 лет. На каждой линии есть свое депо, куда на ночь или после часа пик прибывают составы. Именно здесь располагается специальная служба по ремонту и восстановлению вагонов, основная задача работников которой — обеспечение безопасности движения поездов. Техническое обслуживание машин проводится ежедневно, а в зависимости от пробега осуществляется технический ремонт. Капитальное восстановление с 2007 г. прошли уже порядка 60 вагонов-"старожилов".

Обновление подвижного состава происходит в рамках развития метрополитена. На данный момент закуплен весь подвижной состав, необходимый для организации движения по новому участку — 35 вагонов, что, соответственно, потребовало расширения депо "Московское". В настоящее время вводится современный административно-бытовой корпус и локальная тяговая подстанция, которая обеспечит бесперебойное энергообеспечение объекта. Также ведется строительство отстойно-ремонтного корпуса.

Таким образом, метро — это не только самый популярный, но и безопасный вид общественного транспорта. В скором времени его услугами смогут воспользоваться еще больше минчан и гостей столицы, т. к. сеть метрополитена охватит новые районы города.

Всего просмотров: 7 226
Опубликованно: 29.08.2012