Мероприятия проводятся, а проблемы остаются…


Версия для печати

Накануне Международного дня борьбы с коррупцией, который ежегодно отмечается 9 декабря, в Минстройархитектуры прошел третий по счету за последние четыре года семинар-совещание с руководителями и председателями комиссий по противодействию коррупции организаций системы министерства. В отличие от предыдущих, на семинар были приглашены и лица, состоящие в резерве на выдвижение. Такое решение принято руководством министерства с целью их ознакомления не только с антикоррупционным законодательством страны, но и проблемами отрасли, с которыми будущим генеральным директорам придется столкнуться в коллективах. Семинар-совещание проводился по теме: «Коррупционные проявления в системе Минстройархитектуры, их последствия и профилактика». В его работе приняли участие представители Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.

Как отмечалось на совещании выступающими, проведенная в последние годы работа по организации профилактических мероприятий, направленных на упреждение и борьбу с коррупцией, дала свои результаты. Если в 2008-2009 годах число зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в отрасли составляло более 100, то уже в 2010 их количество сократилось наполовину. Одно только настораживало, что речь шла о зарегистрированных преступлениях, а не о совершенных. Ведь только в этом году раскрываются преступления, совершенные еще в 2005, и они пополнят статистику текущего, а возможно, и следующего года. Хоть и удалось количество зарегистрированных преступлений в последующих 2011 и 2012 годах сократить еще на треть, искоренить их в строительной отрасли так и не получилось. И это несмотря на проведенную и проводимую информационную работу по ознакомлению коллективов и руководителей с антикоррупционным законодательством. Обновлены или созданы там, где их не было, составы комиссий по противодействию коррупции, в том числе и в аппарате самого министерства. Разработаны и утверждены положения о комиссиях по противодействию коррупции министерства и организаций системы на основе Типового положения, утвержденного Правительством, которыми определены порядок работы комиссии и права. Составлена отраслевая программа по борьбе с коррупцией, разработана система мер, направленных на предупреждение правонарушений в Минстройархитектуры и в подведомственных организациях, где вывешены информационные стенды о правонарушениях, их последствиях, нормативных требованиях. Каждый факт совершенного преступления анализируется на заседаниях антикоррупционных комиссий на местах и в Минстройархитектуры, доводится до сведения коллективов. Материалы проведенных заседаний освещаются в средствах массовой информации.

Все это позволило сократить число зарегистрированных в системе Минстройархитектуры преступлений коррупционной направленности в первой половине текущего года до 11. Значительная их часть совершена одними и теми же лицами, они однотипны и не связаны с производственной деятельностью.

Но события последнего времени практически сводят проводимую работу на нет, подрывают авторитет самого министерства и в ближайшее время, судя по фактам, выведут его на передовое место в республике по числу зарегистрированных очень серьезных преступлений, возвратив на исходную позицию 2009 года. И это в системе, где число подведомственных организаций не доходит до полутора сотен. Так в чем же причина, что даже работники аппарата министерства оказались втянутыми в преступления?

Нет ничего тайного, что рано или поздно не стало бы явным. Говорилось об этом и на предыдущих семинарах. Но среди присутствовавших на них были и те, до кого не дошла информация о последствиях нарушений законодательства.

На отдельных предприятиях уже сложилась какая-то нехорошая традиция, система проводов руководителей с должностей через сито уголовного кодекса. Их немного. Но такие предприятия на слуху уже несколько лет. Подавляющее число предприятий Минстройархитектуры инкубатором по производству преступников-коррупционеров не является. Порядочных всегда больше. Ложка дегтя из тех, кто прославляет министерство уже на протяжении многих лет как самое коррумпированное ведомство, не так уж и велико. Но постоянство удивляет. Это открытые акционерные общества «МонолитГрад», «Гомельстекло», «Белстромремонт», «Витебский домостроительный комбинат», «Кричевцементношифер», ПРУП «Дзержинский опытно-механический завод». Поставщиком на скамью подсудимых далеко не рядовых специалистов является и стеклозавод «Неман». Настораживает, что в последнее время в этот список попадает и орденоносное предприятие в Солигорске, где лоббируют родившуюся накануне тендера фирму «Абеликс», объявив ее победителем, активным положительным участником на рынке. Так создается имидж коррумпированности министерства.

На протяжении нескольких лет на вышеназванном Дзержинском заводе, роль которого в строительной области непонятна, бухгалтер воровала деньги. Схемы хищений разные. Разбирались с ними более двух лет. Втянуто несколько человек, которые даже не понимали, что способствуют кражам. Сменились на предприятии не только работники бухгалтерии, но и руководитель. Прошло чуть больше года — и теперь факты злоупотреблений со стороны уже вновь назначенного руководителя. Попался на мелочи. На оплате телефонных разговоров жены за счет организации. Покаялся, вернул государственному предприятию деньги, покраснел перед членами комиссии в министерстве. С учетом этого правоохранители пошли на уступку, закрыв уголовное дело. Не прошло и месяца — новое раскрытое совершенное им правонарушение. В принципе, можно попытаться даже оправдать необходимость эксплуатации второй директорской легковушки, арендуемой у собственной жены. Но основные-то ведь расходы были связаны не с поездками. А зарплату работникам предприятия платить нечем.

Покаяться можно один раз, а второй — могут и не поверить в искренность слов тех, кто затевает стройки в организации, для того чтобы отремонтировать свои собственные особняки, квартиры любовниц, путает личные расходы с расходами организации, включая выписку ненужных для работы предприятия газонокосилки, которые оказываются на подворьях, ноутбуки для наследников и внуков, выписывает развлекательные периодические печатные издания, не имеющие никакого отношения к производственной деятельности. Но и они не подшиваются, а при получении сразу же уносятся домой. Таких примеров, к сожалению, хватает.

Поэтому на семинаре и прозвучало предложение о том, что тот, кто грешен этим, пусть лучше тихонько уйдет с должности, пока алчность окончательно не втянула глубже. Ведь рано или поздно совершенное раскроется, и никакие высокопоставленные покровители не помогут. А наоборот, разбегутся, как тараканы при включенном свете, дабы самим рядом не засветиться.

Сейчас в работе контролирующих органов изучаются материалы с ОАО «Гомельстекло», работники которого выезжали с 2005 по 2011 годы за пределы страны, представляя «липовые» документы как по срокам пребывания, так и по местам проживания при их нахождении в командировках. Не удалось обнаружить в России некоторые гостиницы, в которых не менее 20 человек, являющихся работниками ОАО «Гомельстекло», якобы проживали. Да и ночевали командируемые порой уже у себя дома, а не за пределами страны. И это были не только водители, но и те, кто ими руководил. Вот одна из цитат ответа из России на просьбу о предоставлении информации: «Согласно авансовому отчету от 25.01.2010 работнику ОАО "Гомельстекло" Бортнику Н. О. предъявленные счета не выписывались и указанный работник у нас не проживал». Так откуда появились сданные в бухгалтерию документы?

Если брать только по числу подозреваемых лиц этого предприятия, то статистика совершенных в отрасли преступлений коррупционной направленности сразу же выводит Минстройархитектуры в передовики среди наиболее коррумпированных ведомств. А если учесть, что некоторые из чиновников гомельского предприятия должностной подлог и хищения совершали неоднократно, то на это число следует увеличивать и статистику преступлений в целом по отрасли. А ведь не только с этой трибуны, но и в печати объяснялась примитивная технология раскрытия таких преступлений. На что надеются люди, оформляя липовые командировки? Периодически компании по проверке их реальности правоохранители проводят. По Витебской области они уже прошли, и кое-кому, в том числе нашим коллегам, было очень стыдно. Степень ответственности зависит только от поведения самого руководителя и его готовности погасить причиненный им вред. А вот моральный уже ничем не компенсируешь.

Недоумение вызвал поступок сравнительно недавно назначенного генерального директора ОАО «Кричевцементношифер». Надежды на то, что он был единичным, таят с каждым днем. Зачем ему получать косвенные доходы через лоббирование фирм своих наследников, чем занимался его коллега-предшественник и бывший генеральный директор ОАО «Белстромремонт», являясь одновременно собственником своей строительной фирмы, если можно брать деньги напрямую с подчиненных. С поличным, в сумме 40 миллионов рублей в виде взятки, и был задержан Скоцкий Л. И. и теперь дает объяснения, для кого или для чего предназначались деньги.

В ходе частных бесед приходится слышать от руководителей жалобы о том, что деньги идут на прием различных делегаций, кормить в ресторанах нужно порой не только тех, кто в списке, а, как минимум, в три раза большее количество гостей, включая непрошеных. Такая порой традиция у некоторых гостей — под одним именем подразумевать троих. Но большую зарплату платят руководителю еще и за то, чтобы думал, как сделать все правильно, не играя со статьями уголовного кодекса, беря на себя ответственность в ситуациях, понятных любому здравомыслящему человеку.

Вот цитата из одного официального документа из правоохранительных органов: «В ходе мониторинга, направленного на установление причин нестабильного финансово-экономического положения РУП "Витебский ДСК", установлено, что в период с марта по сентябрь 2013 года между комбинатом и фирмой ООО "…" имели место хозяйственные отношения по приобретению щебня, который мог свободно быть приобретен на госпредприятии "Гранит" на 40 % дешевле». Многие руководители, знакомые с этой темой, могут возразить: «Граниту» комбинат должен около 5 миллиардов, и без денег свой товар он больше не отпустит. С получением кредитов у ДСК тоже есть проблемы. Но почему же с легкостью и без особой задержки находится источник, с которого производятся расчеты с неким ООО? Комбинатом игнорируются расчеты с госпредприятием. Не выгодно ли было кому-то лично или по другим причинам приобретать не только щебень, но и цемент через посредников? Будем надеяться, и хотелось бы, чтобы данный эпизод не пополнил статистику коррупционных преступлений в системе Минстройархитектуры. А взаимоотношения между предприятием и «ООО» были действительно взаимовыгодны, и подозрения с бывшего руководителя сняты.

Нередкими в системе Минстройархитектуры являются и хищения. В отличие от других форм коррупции, в них участвует только одна сторона — сам расхититель, втягивающий иногда в свои грязные дела подчиненных. Прямо или косвенно заставляя, принуждая их делать противозаконные действия: составлять фиктивные документы на объемы ремонтов в организации, по эксплуатации личных автомобилей, якобы в служебных целях, писать приказы на липовые командировки, незаслуженные, впоследствии присваиваемые, премии, включая завышенные в сравнении с другими работниками премии своим родственникам, материальные ценности и т. д., придавая своим действиям видимость законности. Все это — хищения.

Вымогательство, подобно хищению, — форма коррупции, где выгоду получает лишь одна сторона. Термины «шантаж» и «вымогательство» часто используются как взаимозаменяемые, так как вымогательство — крайняя мера шантажа. К этому может относиться и угроза на увольнение со стороны руководителей по отношению к подчиненным, которые зависят друг от друга как наниматель и работник, связанные контрактом, и намеком на его расторжение при невыполнении требуемых домогательств по исполнению незаконных преступных действий руководителя.

Вся эта теория в полном наборе апробирована ОАО «МонолитГрад», явившемся рассадником для коррупции его меняющимися руководителями. Предпоследний директор не мелочился, присваивались целые квартиры. Все три квартиры, в том числе и та, что забрал себе директор, были приватизированы по очень смешным ценам: от 11 до 14 млн рублей каждая — и тут же перепроданы. И сумма перепродаж исчисляется даже не в десятки раз более высокая, а в сотни. Они были им просто не нужны. Поэтому и можно будет считать лакмусовой бумажкой реакцию нашего антикоррупционного законодательства и правоохранителей по этому делу, ожидая результат. Ведь некоторые юристы уже рассуждают, что да, квартиры получены незаконно, но выкупили-то они их правильно, в соответствии с порядком о приватизации. А на торговые площади есть разрешение горисполкома. Охотно верится, если учесть, какие суммы взяток запрашивал один из его чиновников, бывший выходец из системы Минстройархитектуры, не скромничавший 500 тысячами долларов и попавшийся с поличным при получении половины. Так что любое разрешение можно было оплатить и получить у таких руководителей.

Проблема оказалась еще и в другом. Навести порядок в этой организации взялся молодой человек, прошедший экспромтом школу в аппарате министерства на солидных должностях. Без пяти минут — кандидат наук. В министерстве считал себя своим. Разогнал бездельников, проявил принципиальность к вскрытым им же фактам коррупции в ОАО «МонолитГрад». Это его, кстати, заслуга, а не ревизоров. Основные последующие проверки проводились уже по готовым следам. Но, как оказалось, свой вклад очередной руководитель организации внес лишь для того, чтобы расчистить поле деятельности для себя. Но так торопился, что вскоре прославил министерство на всю страну, будучи задержанным с солидной суммой взятки.

Так сколько же еще таких «борцов с коррупцией», как бывшие директора ОАО «МонолитГрад», осталось в системе Минстройархитектуры? Или, как пишет в газете «Республика» Елена Бегунова: «Какова цена совести?» В омут преступного обогащения втягиваются и большие и маленькие начальники, подчиненные им работники. Главное — найти им тот самый источник поступления незаработанных благ и неважно, в какой форме. Один раз преодолев грань, по криминальной дорожке идти вначале как будто легко и просто, убыстряя темп и завоевывая новые территории и «рынки». Идти до тех пор, пока дорожка эта не закончится пропастью.

Уверенность в своей непотопляемости быстро улетучивается, когда факты становятся достоянием правоохранительных органов и общественности, предаются гласности в СМИ. К этому можно добавить и поздравления своих покровителей в праздники, дни рождения, начиная с вручения дорогостоящих букетов и подношений, приобретенных за счет завуалированных расходов организаций или поборов с подчиненных. Через установленные видеокамеры хорошо видно, как перегружаются из прибывающих автомобилей в багажники большие пакеты с объемными, не только горючими и сладкими, «сувенирами». Некоторые хитрят и отправляют прибывающие авто прямо к себе домой. А ведь это тоже коррупционная составляющая.

Но за чей счет преподношения, в том числе дорогостоящих букетов? Из своего кармана тратиться многим руководителям не хочется. Работает неписаный, но повсеместно распространенный закон алчности: чем плотнее благодаря должности наполняется карман, тем сильнее желание его расширить под прикрытием покровителей, периодически «подмасливаемых» подношениями с помощью чужого, похищенного государственного. Каждый, кто начинает с коробки конфет и заканчивает миллиардами, надеется на безнаказанность и думает о том, что он умнее остальных, сможет брать незаметно и, таким образом, избежит ответственности.

Отдельные руководители вместо исполнения прямых должностных обязанностей перебрасывают свои проблемы на правоохранительные органы, ревизоров. Не разобравшись в ситуации, не проведя инвентаризации в соответствии с требованиями 180 Инструкции, сразу же направляются письма в милицию, чтобы поискали материальные ценности на миллиарды рублей. Но если открыть Инструкцию, то в третьей главе прямо сказано, что за организацию и своевременное проведение инвентаризаций, полную и точную проверку фактического наличия имущества отвечает руководитель организации, а не милиция. При проверках часто оказывается, что инвентаризация не проводилась, сличение составлялось со слов и на основании недостоверных, недооформленных данных учета, который и бухгалтерским назвать сложно. У руководителя предприятия на столе каждый день должна быть информация о количестве цемента, другого сырья на складах, пущенного в производство и использованного на изготовление продукции, о каждом поступившем рубле, дебиторской и кредиторской задолженностях. Тогда и не будет недостач в размере более 944 миллионов рублей только у одного материально ответственного лица, как в ОАО «Могилевжелезобетон». Неужели этим азам экономики никто не учил?

В статистику как обвинения в адрес Минстройархитектуры включены и преступления, совершенные бывшим директором ОАО «Строммаш», несмотря на то, что он уже несколько последних лет был главой администрации одного из столичных районов. И тоже присутствовал в этом зале и слышал слова о последствиях коррупции. А теперь цитата из официального документа: «Пасевин Г. А., являясь директором ОАО "Строммаш", злоупотребил властью и служебными полномочиями, что повлекло причинение ущерба в особо крупном размере». Комментарии излишни.

Экономические последствия коррупции очевидны: она препятствует экономическому развитию, влияет на бюджетные поступления, получаемые и перераспределяемые государством. В сфере государственной службы происходит деморализация некоррумпированных чиновников, поскольку общество распространяет свое суждение на всех государственных служащих в целом.

В системе Минстройархитектуры в последние годы наиболее громкими коррупционными преступлениями как раз и были преступления, совершенные руководителями, от которых требовалась организация мероприятий по борьбе с коррупцией. Поэтому и имеем такой результат. Легко предсказать судьбу тех, кто положит голову на рельсы перед приближающимся поездом. Точно так же легко предсказать и судьбу того, кто считает антикоррупционное законодательство не для него писаным. Локомотив Закона перережет прошлую и будущую жизнь. Дело только во времени, а не в расписании. Так стоит ли рисковать тому, кто уже имеет хорошую должность, перспективу на будущую работу, определенный авторитет в обществе и не такую уж плохую зарплату? Хочется еще больше? В один миг можно потерять все, в том числе и заработанное честно. И не только материальное.

Не надо забывать, что за руководителями стоят коллективы. Своим личным поведением, примером создается антикоррупционная или, наоборот, коррупционная атмосфера, а все остальное — это формальные мероприятия, которые играют свою положительную роль только тогда, когда в коллективе будут видеть действительно принципиального, порядочного командира. Не мелочного, путающего свои личные расходы с расходами предприятия. Тогда будут оправданы и где-то излишняя требовательность к подчиненным, и даже ошибки в управлении. Требовательность руководителя должна начинаться прежде всего с него самого.

Л. А. Куницкий, секретарь комиссии по противодействию коррупции Минстройархитектуры, начальник отдела работы с правоохранительными органами и постановлениями судов

Всего просмотров: 5 176
Опубликованно: 23.12.2013