Мало знать законодательство — его нужно еще и соблюдать


Версия для печати

Накануне Нового года, 28 декабря 2011 г., под председательством Первого заместителя Министра И. В. Архиповой прошло очередное заседание Комиссии по координации ведомственного контроля и предупреждению коррупции при Минстройархитектуры. Надежда, что после сентябрьского заседания коллегии уже не придется говорить о новых фактах коррупции, к сожалению, не оправдалась.
В заседании и обсуждении рассматриваемых вопросов приняли участие представители Минстройархитектуры, РУП "Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры" (далее — Служба), подведомственных предприятий и организаций.

Несмотря на проводимую работу, в ряде организаций она остается недостаточной и малоэффективной. На некоторых предприятиях в совершении коррупционных преступлений обвиняются их должностные лица и главные специалисты, совершавшие хищения и получавшие взятки в особо крупных размерах. Предъявленное обвинение работнику экономической службы ОАО "Стеклозавод "Неман", совершившей хищение, не стало последним на предприятии. Уже после рассмотрения указанного факта на коллегии в сентябре 2011 года сотрудниками УКГБ по Гродненской области 22.09.2011 был задержан главный энергетик ОАО "Стеклозавод "Неман", получивший взятку за обещание благоприятного решения даже не входящего в его компетенцию вопроса по закупке оборудования. В настоящее время по данному делу ведется следствие. Надо отдать должное руководству предприятия, оно само вскрыло совершенные преступления. Но для некоторых чужие ошибки стали примером для подражания по поговорке: "А Васька слушает, да ест". Финиш для преступников в комментариях не нуждается.

Правоохранительными органами задержан юрисконсульт ОАО "Трест Белсантехмонтаж № 1" за ряд совершенных преступлений, инкриминируемых по ч. 5 ст. 16 и ч. 2 ст. 431 УК (подстрекательство к даче взятки). В настоящее время материалы проведенного следствия по уголовному делу рассматриваются в суде. "Высококвалифицированный юрист" общества от занимаемой должности освобожден по соглашению сторон. Но это сделано не в момент, когда он предлагал свои нечистоплотные услуги работникам общества, а только после того, как они поняли, что лишились своих немаленьких сумм. И это далеко не рядовые работники ОАО "Трест Белсантехмонтаж № 1". Каким бы ни было решение суда, остается открытым один вопрос, поставленный работниками МВД, принимавшими участие в его работе: разве должностные лица не знали вместе со своим арестованным юристом, что расчеты и оплата за какие-либо услуги и товары с госструктурами не могут осуществляться через посредников наличными деньгами без оформления соответствующих бухгалтерских документов?

Начальник участка охраны РУП "Строительно-монтажный трест № 22" через подставных лиц совершил хищение денег. Преступление зарегистрировано Полоцким ГОВД. Уголовное дело не возбуждалось в связи с тем, что виновный явился с повинной, в полном объеме возместил причиненный им вред. За совершенные противоправные действия приказом по тресту за злоупотребление служебными полномочиями данному работнику объявлен выговор, и в этот же день он освобожден от занимаемой должности по соглашению сторон. Данное происшествие рассмотрено антикоррупционной комиссией треста, приняты меры по недопущению подобных фактов.

Лидским РОВД зарегистрировано преступление коррупционного характера, совершенное механиком ОАО "Строительно-монтажный трест № 19", который через частное лицо передал определенную сумму в качестве взятки заведующей стационарным отделением кожвендиспансера за выписку фиктивного листка нетрудоспособности. От уголовной ответственности он освобожден, с постановкой на учет за признательные показания. Информация обсуждена на заседании антикоррупционной комиссии треста. В настоящее время по данному уголовному делу в отношении работников больницы механик треста выступает в качестве свидетеля. Но на комиссии возник вопрос к руководству треста: кто спровоцировал преступление, не представив возможности работнику выехать на учебную сессию?

Комиссия заслушала отчеты председателей антикоррупционных комиссий ОАО "Трест Белсантехмонтаж № 1", РУП "Строительно-монтажный трест № 22", ОАО "Стеклозавод "Неман", ОАО "Строительно-монтажный трест № 19". Как было отмечено на заседании, ими проводится немалая работа, но вопросы и проблемы все еще остаются.

Учитывая это, комиссия рекомендовала руководителям и председателям антикоррупционных комиссий ОАО "Стеклозавод "Неман", РУП "Строительно-монтажный трест № 22", ОАО "Строительно-монтажный трест № 19" обратить внимание на недостаточно эффективную профилактическую работу в коллективах организаций по ознакомлению работников с антикоррупционным законодательством, о последствиях его нарушений и необходимости принятия дополнительных мер по активизации этой работы. Учитывая, что ОАО "Трест Белсантехмонтаж № 1" оказалось, согласно рассмотренной на комиссии информации Гомельского облисполкома, в числе лидеров по кражам в подведомственных организациях, председателю антикоррупционной комиссии данного треста предложено в срок до 31.12.2011 представить в Службу отчет о работе комиссии за 2011 год и план работы на 2012 год.

На комиссии также рассмотрены результаты проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных (подчиненных) организаций, проведенных в сентябре–

ноябре 2011 года.

В соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности в областях и г. Минске на I и II полугодие 2011 года РУП "Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры" проведено 23 проверки финансово-хозяйственной деятельности в организациях, подчиненных Минстройархитектуры. Кроме того, по обращениям правоохранительных органов в подведомственных организациях проведено пять внеплановых контрольных мероприятий. Выявлено вреда на 904 млн руб., предотвращено незаконных и необоснованных расходов на 121 млн руб., установлены излишки товарно-материальных ценностей на 76 млн руб. и недостачи на 12 млн руб.

За вышеуказанный период нарушения действующего законодательства и наибольшие суммы вреда установлены в области:

— архитектурной и градостроительной деятельности: общая сумма выявленного вреда составила 208 млн руб., или 23 % от всей суммы вреда;

— налогового и бюджетного законодательства: общая сумма выявленного вреда составила 493 млн руб., или 55 % от всей суммы вреда, выявленного за август–ноябрь 2011 г.;

— оплаты труда: общая сумма вреда, включая излишне перечисленные отчисления в Фонд социальной защиты населения (далее — ФСЗН), — 45 млн руб., или 5 % от всей сумм вреда, выявленного за сентябрь–ноябрь 2011 г.

По остальным нарушениям актов законодательства сумма выявленного вреда составила 146 млн руб., или 16 % от всех сумм вреда, установленного за сентябрь–ноябрь 2011 г.

Указанные нарушения, повлекшие причинение вреда, установлены в Новополоцком, Бобруйском, Гомельском управлениях специализированных работ ОАО "Стройкомплекс", в структурных подразделениях "Специализированное отделочное управление № 221" и "Строительное управление № 142" ОАО "Гроднопромстрой", в филиале "Строительное управление № 278" ОАО "Строительный трест № 21", в "Строительном управлении № 112" ОАО "Строительный трест № 20", в филиалах "Специализированное управление № 107", "Строительное управление № 45" и "Управление механизации № 11" ОАО "Гомельпромстрой" и других организациях.

Кроме того, предотвращены незаконные и необоснованные расходы на 122 млн руб.

Такие случаи предотвращены в Строительном управлении № 112 ОАО "Строительный трест № 20", в филиалах "Завод крупнопанельного домостроения" и "Строительное управление № 155" ОАО "Строительно-монтажный трест № 16, г. Новополоцк", в филиале "Строительное управление № 139" ОАО "Гомельпромстрой", в филиале "Управление специальных работ в г. Бресте" ОАО "Стройкомплекс".

Выборочными инвентаризациями материальных ценностей установлены излишки на 76 млн руб., а также недостачи на 12 млн рублей.

Излишки установлены в Новополоцком и Бобруйском управлениях специальных работ ОАО "Стройкомплекс", в филиале "Брестское управление" ОАО "Белтеплоизоляция", в УПТК ОАО "Строительный трест № 21", в филиале "Строительное управление № 278" ОАО "Строительный трест № 21", в структурном подразделении "Специализированное отделочное управление № 221" и "Строительном управлении № 142" ОАО "Гроднопромстрой", в филиале "Строительно-монтажный поезд № 667" ОАО "Трест "Белтрансстрой", в структурном подразделении "Строительное управление № 279" ОАО "Строительный трест № 33", в филиале "Строительное управление № 155" ОАО Строительно-монтажный трест № 16, г. Новополоцк", в филиале "Строительное управление № 257" ОАО "Строительный трест № 20", в филиалах "Управление механизации № 11", "Строительное управление № 139", "Управление стройиндустрии и комплектации" и "Специализированное управление № 107" ОАО "Гомельпромстрой", в филиале "Управление производственной реализации" ОАО "Оршанский строительный трест № 18", в филиале "Управление специальных работ в г. Бресте" ОАО "Стройкомплекс".

Недостачи установлены в Управлении специальных работ в г. Новополоцке ОАО "Стройкомплекс", в филиале "Строительное управление № 155" ОАО "Строительно-монтажный трест № 16, г. Новополоцк", в Строительном управлении № 112 ОАО "Строительный трест № 20", обособленном структурном подразделении "Строительное управление № 279" ОАО "Строительный трест № 33", в филиалах "Строительное управление № 45", "Управление механизации № 11" и "Управление стройиндустрии и комплектации" ОАО "Гомельпромстрой".

Остается открытым вопрос: с какой целью в отдельных организациях создаются излишки и где то, что скрывается под словом "недостача"? Не резерв ли это для коррупционных проявлений в 2012 году?

В пяти организациях допущено искажение государственной статистической отчетности (в филиалах "Строительное управление № 278" и "Строительное управление № 28" ОАО "Строительный трест № 21", в Брестском управлении ОАО "Белтеплоизоляция", обособленном структурном подразделении "Строительное управление № 279" ОАО "Строительный трест № 33", филиале "Строительное управление № 155" ОАО "Строительно-монтажный трест № 16, г. Новополоцк").

Некоторые организации отличились игнорированием возмещения установленного у них вреда и безразличным отношением к имеющейся у них собственности, в том числе находящейся за пределами Республики Беларусь. Учитывая это, комиссией поручено руководителям акционерных обществ "Белтеплоизоляция" и "Строительный трест № 14" в течение двух дней представить в Службу отчеты о работе антикоррупционных комиссий организаций за 2011 и планы на 2012 гг. Генеральному директору ОАО "Мозырьпромстрой" в этот же срок представить в Службу информацию о принятых мерах по недопущению фактов хищений в структурных подразделениях общества, приказы о привлечении к ответственности лиц, допустивших и совершивших хищения материальных ценностей, мероприятия по недопущению подобных фактов в последующем, использованию имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь. Представителям государства в хозяйственных обществах необходимо инициировать рассмотрение результатов проведенных Службой проверок на очередных заседаниях наблюдательных советов, истребовав с руководителей разработку необходимых мероприятий по обеспечению сохранности имущества общества.

Кроме того, представителям государства в ОАО "Тепломонтаж", ОАО "Белтеплоизоляция", ОАО "Мозырьпромстрой", ОАО "Строительный трест № 14", ОАО "Трест Белсантехмонтаж № 1", ОАО "Гомельпромстрой" внести на рассмотрение наблюдательных советов вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных.

С практикой изучения законодательства о борьбе с коррупцией в учреждениях образования системы Минстройархитектуры, осуществляющих повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров, в порядке исполнения пункта 22 мероприятий Программы по борьбе с преступностью и коррупцией в системе Минстройархитектуры ознакомила начальник отдела кадров министерства.

Но мало знать законодательство — его нужно еще и соблюдать. Комиссией был утвержден предложенный проект плана работы на 2012 год, в котором учтены предложения руководителей структурных подразделений Минстройархитектуры.

Рассмотрено поручение Совета Министров Республики Беларусь по подготовке заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь по вопросу борьбы с коррупцией и предложения по внесению в нормативные правовые акты положения, учитывающего имеющуюся практику борьбы с коррупцией. Предлагается в законодательном порядке закрепить положение о том, что должностные лица, совершившие проступки коррупционного характера, должны подлежать немедленному освобождению от занимаемых должностей без права занимать их на протяжении не менее пяти лет после признания ими или доказанной правоохранительными органами вины, в том числе и лицам, освобожденным от ответственности по реабилитирующим обстоятельствам. Дополнительные предложения для их обобщения предлагается внести в комиссию и подведомственным организациям. Все они будут рассмотрены и предложены для включения в проект правительственного протокола. Комиссия ждет предложения, как и информацию о выполнении принятых на заседании поручений.

Всего просмотров: 6 242
Опубликованно: 23.01.2012