Литературное эхо архитектурного конкурса


Версия для печати

Пожалуй, не меньше, чем архитекторы, объявление очередного Республиканского конкурса лучших архитектурных произведений ждут наши коллеги — мастера пера. В этом году в творческом состязании в разделе "Публикация в области архитектуры, градостроительства и дизайна" приняли участие сразу три автора "Республиканской строительной газеты". Очень приятно, что все они стали победителями конкурса. Коллектив нашей редакции поздравил их от всей души и пригласил выступить на страницах "РСГ" в непривычной роли — в качестве интервьюируемых…

Лучший из лучших

Высшей награды литературного раздела конкурса — медали и диплома победителя — за серию статей "Архитектурное наследие Беларуси и современный архитектурный процесс" удостоен доктор архитектуры, заведующий кафедрой "Архитектура жилых и общественных зданий" архитектурного факультета БНТУ Сергей Алексеевич Сергачев.

— Расскажите, пожалуйста, о своем литературном творчестве.

— Мной опубликовано более 550 работ. Стремлюсь использовать если не все, то любые возможности, чтобы изложить то, что видел, что знаю, о чем думалось. В первую очередь, меня интересуют проблемы сохранения историко-культурного наследия, развития традиций в современной архитектуре Беларуси. Стараюсь, чтобы материал публикаций был содержательным и включал некую неизвестную читателю информацию, какие-то забытые факты, которые содействовали бы развитию воображения, фантазии, творчества. Меня меньше беспокоит стремление изложить собственную трактовку каких-то явлений в виде их рафинированного научного анализа. Очень рад, если предоставляется возможность текст сопроводить иллюстрациями, которые его поясняют. Фотографии, рисунки, чертежи читателям дают очень много информации. Порой гораздо больше, чем текст. Надеюсь, что и лет через 200–300 кто-то, полистав страницы старых журналов и газет, будет находить мои статьи и узнавать из них что-то новое для себя о Беларуси. А мне кажется, что так и будет. Дело в том, что я прошел уже этот путь, когда какую-то информацию получал из изданий прошедших столетий. Например, в Москве, в прежней "Ленинке", читал "Могилевские губернские ведомости" 150-летней давности. Ведь у нас не все сохранилось, и как раз нужных номеров не было. Поэтому я очень благодарен тем издательствам и редакциям, которые не отказывают мне в сотрудничестве.

— Чем Вас привлекает возможность публиковать результаты своей работы?

— Дело в том, что возведенное здание, даже очень удачное во всех отношениях, спустя какое-то время может быть перестроено. Его могут надстроить, расширить, изменить назначение, просто перекрасить и т. д. Оно может и вовсе исчезнуть из-за пожара, стихийного или военного бедствия, в связи со сносом и пр. А вот написанное и опубликованное не изменится никогда. Никто никогда ничего в опубликованном тексте не переставит. Вообще-то, с моей точки зрения, архитектура — это неизбежный разговор с будущими поколениями людей, а публикация — самая надежная форма общения.

В статьях, да и в целом в жизни, больше ориентирован на положительное. Стараюсь пропагандировать успехи и достижения, рассказывать о новом. Понимаю, что разбор ошибок и недостатков тоже приносит обществу пользу. Но я стремлюсь рассказать об успешных действиях, показать возможность достижения успеха при всех трудностях, на которые обычно сетуют. Поэтому всегда радуюсь, когда вижу, к примеру, восстановленный, прежде заброшенный храм. Не оставляют равнодушным скромные, но оригинальные проявления творчества, а также юмора в архитектуре и искусстве.

С этой точки зрения серьезно отнесся к написанию книги об истории формирования архитектурного ансамбля Белорусской государственной сельскохозяйственной академии в Горках Могилевской области. Это старейшее высшее учебное заведение нашей страны, которое 170 лет назад стало первым высшим учебным заведением сельскохозяйственного профиля в Российской империи. Заинтересовавшись этой темой, опубликовал несколько статей, в т. ч. в "Республиканской строительной газете". А потом вдруг понял, что меня интересуют не только факты строительства отдельных зданий и всего ансамбля или особенности архитектурных решений, но и методика работы архитектора, создававшего этот ансамбль — Анжелло Кампиони, условия, в которых он работал.

— Сотрудничество с какими изданиями Вы могли бы отметить?

— Сотрудничество с издательством "Беларуская энцыклапедыя імя П. Броўкі" меня интересут тем, что появляется прекрасная, на мой взгляд, возможность подготовить материал, которым люди будут пользоваться многие годы. Ведь энциклопедия служит людям порой 30–40 и более лет. К тому же, часто бывает, что каким-то научным сборником или сборником докладов научной конференции, даже очень высокого уровня, допустим, международного, пользуются в основном научные работники. Эти издания обычно имеют не очень большие тиражи, порой до 100 экземпляров. А энциклопедия — это совсем иной, массовый тираж. Кроме того, это разные читатели — с разным жизненным опытом, различными профессиональными интересами.

Очень уважительно отношусь к газетным публикациям. Газета невероятно оперативно реагирует на любые события, она, в отличие от журналов, благодаря более частому выходу в свет может быстро донести до читателей информацию о новых явлениях. Научные издания выходят в свет достаточно редко. Порой опубликования сданного в редакцию материала приходится автору дожидаться год-полтора. Одна из моих статей, сданная 1979 г. в Москве в уважаемый на весь Советский Союз сборник "Архитектурное наследство", ожидала опубликования 3 года, так как в те времена существовала очередь на право попасть в столь престижное издание.

Мои первые публикации, еще когда я работал в "Минскпроекте", относятся к началу 1970-х гг. И связаны именно с газетами. Это были "Літаратура і мастацтва", "Вячэрні Мінск". Сейчас рад сотрудничеству с "Республиканской строительной газетой" — вместе мы опубликовали уже почти два десятка статей. Так что за успех в прошедшем ХV Республиканском конкурсе лучших архитектурных произведений я признателен и этому уважаемому изданию.

— Что Вас волнует в настоящее время?

— Это проблемы в реставрации. Как-то последнее время в республике получается так, что очень легко можно полностью снести старое строение, даже если оно является объектом историко-культурного наследия, хотя с ним, как известно, следует обращаться весьма деликатно, а потом возвести здание из новых материалов и конструкций, при этом со своей, достаточно вольной, интерпретацией прежних архитектурных форм. Или другой вариант: здание утрачено давным-давно, сведения о нем сохранились на уровне легенд. Но кто-то, уж если бы с юмором, — то ладно, а то ведь вполне серьезно, не озаботившись поиском убедительных доказательств своих решений, что-то воссоздает и утверждает, что именно так все и было. Причем это сопровождается порой безграмотной, уродливой трактовкой деталей. После всего этого на новое здание повесят табличку с надписью, что это объект историко-культурного значения. Но мы-то помним, что здание было другим. А вот последующим поколениям будет уже неведомо то, что их ввели в заблуждение. Это можно наблюдать даже на самых известных, как сейчас говорят — "брендовых" памятниках архитектуры Беларуси.

Второе, что интересует, это сохранение и выявление как в целом, так и местных, региональных особенностей белорусской архитектуры. Прекрасно понимаю неизбежность глобальных процессов. Но они хороши не во всем. Кстати, именно поэтому меня и интересует архитектура объектов сельского туризма. Следует отметить, что первую статью в "Республиканской строительной газете "на эту тему — "Усадьбы сельского туризма — новое в архитектурной среде Беларуси" — мы опубликовали 4 года назад, в 2007 г. Тогда таких объектов на всю Беларусь было всего несколько. Потом последовали другие публикации на эту тему. А сегодня в республике уже зарегистрировано 1500 усадеб сельского туризма. Конечно, это не заслуга одной статьи. Тут и семинары, и обучение будущих хозяев этих усадеб, и подсказки-советы, как все лучше организовать, и поддержка государства в виде льгот по налогам, и многое иное. Это — итог общей работы, но в том числе и публикаций по данной теме.

Вполне допускаю, что до самих хозяев усадеб эти статьи не доходят, вряд ли о них знают и потенциальные посетители, будущие постояльцы и отдыхающие. Цель у этих материалов, на мой взгляд, иная, вовсе не рекламная. Мне представляется, что на данном этапе необходимо информировать о процессах формирования архитектурной среды, о всех новациях. Ведь "Республиканская строительная газета" приходит в каждый райисполком республики, в каждый отдел архитектуры и строительства. И работникам райисполкомов необходимо знать о процессах, которые происходят в целом в стране или у соседей, в соседнем районе. Должно появляться понимание того, что надо бы не отстать…

На документальной основе

Диплом III степени за серию статей о творчестве мастеров архитектуры и истории памятников вручен ведущему научному сотруднику Белорусского государственного архива научно-технической документации Галине Ивановне Шостак:

— Я с 1982 года занимаюсь комплектованием и описанием документов личного происхождения белорусских архитекторов, ученых, конструкторов. Они не только дополняют историю архитектуры, науки, промышленности, но и раскрывают мечты, творческий поиск, личные качества их создателей. На основе таких документов подготовлен и издан сборник биографических очерков известных белорусских зодчих "Архитектура во имя жизни", составителем которого я выступила.

Постоянно в "Республиканской строительной газете" и другой периодической печати, календаре "Родны край" публикуются статьи о памятниках отечественного зодчества и белорусских архитекторах. Также предоставляются документы и комментарии для национального телевидения. На их основе созданы документальные фильмы "Монумент Победы. Люди и символы", "Город, который мог стать столицей" для программы "Обратный отсчет" на телеканале ОНТ, "Известная и неизвестная война", "Главный город республики", "Площадь Великой Победы" — на СТВ.

С моим участием организуются творческие встречи и выставки в БГАНТД и Республиканском доме архитекторов в связи с юбилейными датами, на сайте БСА размещается информация о белорусских архитекторах.

В настоящее время подготовлен к изданию сборник документов о жизни и творчестве Заслуженного деятеля искусств БССР, архитектора И. Г. Лангбарда.

Пожарный-градостроитель

За серию статей "Градостроительная история г. Минска 1773–1910 гг.", опубликованную нашей газетой в рубрике "Архитектурный сайт", дипломом III степени награжден Андрей Александрович Готин, старший инспектор Фрунзенского РОЧС г. Минска:

— В 2011 г. Музей пожарного и аварийно-спасательного дела МЧС Республики Беларусь отмечает 10-летие. Мне посчастливилось войти в состав инициативной группы, выполнявшей разработку концепции построения музейного комплекса, тематико-экспозиционных и экскурсионных планов. На одном из этапов работы, исследуя комплекс архивных документов, пришло понимание степени бедствий, обрушившихся на Минск на протяжении XIX ст., и вместе с этим — осознание величины мужества и стойкости минчан, сумевших не единожды возродить свой город из груды обгоревших развалин. Выявленные материалы оказались востребованы историками и специалистами, работающими по сохранению историко-архитектурного облика Минска. Но, как оказалось, в научной литературе практически отсутствуют сведения о влиянии чрезвычайных ситуаций на градостроительное развитие Минска. Продолжением работы стало авторское исследование "Строительное и противопожарное законодательство в градостроительной истории Минска в XVIII–XX вв.". В результате работы в архивах Беларуси и других стран удалось собрать сведения о планах г. Минска 1793, 1795, 1797, 1800, 1810, 1817, 1858, 1873, 1896 и 1910 гг., обобщить ранее неизвестные исторические материалы, проследить практическую реализацию планов. Также очень интересными оказались ранее неизвестные биографические сведения, собранные о землемерах, архитекторах, зодчих и художниках, работавших в Минске и губернии.

Всего просмотров: 6 841
Опубликованно: 21.11.2011