Льготный кредит: расчет по-новому


Версия для печати

В рамках совершенствования жилищной политики 18 апреля т. г. было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 366 "О некоторых вопросах предоставления гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий на улучшение жилищных условий" (далее — постановление № 366).

Как рассказала заместитель начальника управления жилищной политики и инвестиционных жилищных программ Минстройархитектуры Марианна Николаевна Евтушенкова, рассматриваемый нормативный документ разработан в целях приведения норм законодательства в соответствие с Указом Главы государства № 13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений" (далее — Указ № 13).

В соответствие с последним приведены и три ключевых постановления, регулирующих вопросы предоставления господдержки гражданам: от 20 декабря 2000 г. № 1955 "Об утверждении Положения об отнесении граждан к категории малообеспеченных трудоспособных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения" (далее — постановление № 1955), от 30 апреля 2002 г. № 555 "Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и на погашение задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений" (далее — постановление № 555), а также постановление от 24 июля 2002 г. № 992 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений" (далее — постановление № 992). В связи с тем, что последнее принято в целях практической реализации норм утратившего силу Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 "О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений", с выходом Указа № 13 оно утратило силу.

Постановление № 1955 существенных изменений не претерпело. Есть небольшие уточнения: в частности, из названия и текста нормативного правового акта исключено слово "трудоспособные". В соответствии с нормами Указа № 13 кредиты предоставляются гражданам из числа малообеспеченных независимо от их трудоспособности.

Глобальных изменений не произошло и в постановлении № 555. В целях совершенствования механизма оказания гражданам господдержки, нормируемые размеры общей площади для начисления одноразовых субсидий устанавливаются аналогично нормируемым размерам общей площади для льготного кредитования в порядке, предусмотренном Указом № 13.

Постановлением № 366 утверждено Положение о порядке предоставления гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (далее — Положение). Ранее, согласно последней редакции постановления № 992, размер льготного кредита для граждан, участвующих в долевом строительстве, рассчитывался исходя из показателя стоимости строительства одного квадратного метра общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств, утвержденного на дату опубликования проектной декларации в соответствующем государственном печатном издании, и при росте фактической стоимости квадратного метра перерасчет кредита не осуществлялся. В результате, в связи с повышением стоимости строительства жилья, дольщики оказались заложниками сложной ситуации, которую не изменила возможность докредитования в соответствии с Указом Главы государства от 17 апреля 2012 г. № 184 "О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь".

Предусмотренный в постановлении № 922 принцип расчета не учитывал возможный рост стоимости квадратного метра в процессе строительства объекта. Теперь же благодаря принятым изменениям граждане, которые включились в долевое строительство еще в минувшем году, смогут рассчитывать на увеличение размера льготного кредита в соответствии с удорожанием стоимости строительства жилья.

Согласно новому Положению, для участников долевого строительства будет применяться тот же подход, что и для членов жилищно-строительных кооперативов. Как пояснила М. Н. Евтушенкова, для данной категории граждан размер льготного кредита будет рассчитываться исходя из удельного веса утвержденных исполнительными комитетами показателей стоимости строительства метра квадратного общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств для соответствующего типа жилых зданий в стоимости возведения квадратного метра конкретного строящегося (реконструируемого) дома. Действие данной нормы распространяется на кредитные договоры с гражданами, заключенными по объектам долевого строительства в домах, проектная декларация на которые размещена после 11 марта 2011 г.

Помимо изменения расчета максимального размера льготного кредита, Положением определен новый порядок перерасчета размера льготного кредита в случае изменения состава семьи, а также уточнено определение наличия оснований для отнесения граждан, претендующих на получение льготных кредитов, к категории проживающих в общежитии более 10 лет. В частности, периоды проживания в общежитиях или жилых помещениях по договору найма или поднайма будут суммироваться, но лишь при условии, что гражданин, претендующий на господдержку, был зарегистрирован по месту жительства в проживаемом общежитии в населенном пункте по месту постановки на учет нуждающихся и не утрачивал оснований состоять на этом учете.

При этом Марианна Николаевна обратила внимание, что нельзя суммировать периоды, если, к примеру, гражданин в течение пяти лет проживал в общежитии, потом по различным причинам был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а затем вновь стал на учет и опять прожил не менее пяти лет в общежитии или на съемной квартире по договору найма или поднайма. Несмотря на наличие необходимого периода проживания в общежитии 10 лет, в связи с утратой в течение этого времени основания состоять на учете нуждающихся, гражданин не относится к категории лиц, имеющих право на получение льготного кредита.

Приложением к Положению утверждена примерная форма списка граждан на получение льготных кредитов. Она является универсальной и предназначена как для исполнительных комитетов, так и для органов государственного управления, имеющих воинские формирования, т. к. по ней будут составляться списки граждан, имеющих право на получение льготных кредитов, которые будут переданы в банки для осуществления кредитования.

Также с принятием новой формы списка разграничены понятия "кредитополучатель" как носитель льготы и "члены семьи кредитополучателя". Согласно новым правилам от всех членов семьи не требуется обязательной постановки на учет нуждающихся. Размер кредита носителю льготы рассчитывается на всех членов семьи.

Как отметила М. Н. Евтушенкова, учитывая, что условия льготного кредитования определены Указом № 13, принятые изменения не повлияют на размер выделяемых льготных жилищных кредитов, но они будут играть важную роль для госорганов, занимающихся вопросами их выделения и расчета, а также вопросами субсидирования.

Просмотров: 7 683