КОРОЛЬ МИНСКИХ УЛИЦ


Версия для печати

В прошлом году архитектурная общественность республики отмечала 100-летие многих известных белорусских зодчих: Василия Иосифовича Геращенко, Иосифа Соломоновича Фридмана, Владимира Павловича Федорова, Эрвина Оттовича Шуберта, Павла Ивановича Лавренко, Ивана Александровича Станилевича, Ивана Емельяновича Бачилова, Алексея Ивановича Наконечного, Игоря Николаевича Руденко, Владимира Адамовича Короля. В начале 2013 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Ивана Васильевича Медведева. Круглые даты — хороший повод вспомнить о заслугах этих архитекторов: организовать выставки работ, провести памятные акции, опубликовать посвященные им материалы в «Республиканской строительной газете»…

«Король минских улиц» — выставка под таким названием, посвященная 100-летию со дня рождения В. А. Короля, на прошлой неделе продолжила череду юбилейных мероприятий. В здании Минской ратуши собрались «и стар, и млад» — представители Минстройархитектуры и Белорусского союза архитекторов, коллеги и ученики Владимира Адамовича, именитые мастера и творческая молодежь. Все они пришли сюда чествовать память одного из основателей современного Минска — одного из красивейших городов Европы..

Творческая судьба связала заслуженного архитектора Беларуси Леонарда Москалевича с Королем со студенческой скамьи, когда по инициативе Владимира Адамовича он работал над проектом белорусского павильона для несостоявшейся Всемирной выставки 1967 г. в Москве, и заканчивая совместной работой в Госстрое. «Это были годы расцвета республики, — отметил архитектор. — Для примера: назовите другую такую страну, где бы за короткий период появилось сразу пять молодых городов!»

Несмотря на высокие посты и звания, В. А. Король, по словам заслуженного архитектора Беларуси Леонида Левина, был душевно щедр ко всем: «Он был и нашим солнцем, и нашей луной, и нашим дождем. Он умел видеть главное, не обращая внимания на досадные детали, — в жизни и архитектуре!»

Декан архитектурного факультета БНТУ, доктор архитектуры Армен Сардаров подчеркнул: «Искусство Короля — искусство особое. Оно направлено в будущее. Так, проспект Независимости, в создании которого большая роль принадлежит Владимиру Адамовичу и который сейчас претендует на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО, — это произведение искусства. Таким образом, Король был воспитателем не только студентов — он воспитал в красоте несколько поколений минчан, белорусов».

На выставке представлены архивные документы и серия графических работ В. А. Короля. «Достаточно посмотреть на рисунки, где изображен Минск второй половины 1940-х годов, чтобы понять, какой рукой обладал этот человек, — продолжил он. — Это то, чего не хватает нашей — нередко компьютерной! — архитектуре сегодня». К примеру, ансамблевости, которой заново предстоит учиться…

«Мы специально отобрали для выставки работы, где запечатлен Минск 1940-х годов, — пояснила ведущий специалист Белорусского государственного архива научно-технической документации (БГАНТД) Галина Шостак. — Здесь видно, каким увидел наш город в 1945 году Король, когда в числе первых архитекторов взялся восстанавливать его из руин. Именно он с коллегами решал, как его проектировать и строить. Во многом благодаря ему в Минск приехали лучшие архитекторы нашей страны. Не будь Короля, думаю, такого города у нас сегодня не было бы!»

Своими воспоминаниями поделилась директор Белорусского государственного
архива-музея литературы и искусства Анна Запартыко, которая когда-то была личным секретарем Владимира Короля. Примечательно, что ее сын Александр Запартыко теперь возглавляет БГАНТД. Белорусский государственный архив научно-технической документации и Музей истории города Минска стали организаторами юбилейной выставки В. А. Короля, которая в свою очередь дала старт совместному проекту, посвященному выдающимся зодчим нашей республики.

Просмотров: 3 293