Коллекторные сети Минска на пике развития


Версия для печати

В последние годы о белорусской столице нередко говорят: "Город — одна большая стройплощадка". Причем это в равной степени относится как к наземному, так и к подземному Минску. Именно там с 2008 года идет активная реконструкция существующей сети коллекторов и строительство новых "ниток" ливневых канализаций. Реализацией как самого крупного — коллектора "Центр", так и проектов меньшего масштаба занимается ОАО "Трест № 15 Спецстрой", в частности, СУ-173. Технадзор на объектах осуществляет ГП "Гордорстрой", специалисты которого поделились последними новостями со стройплощадки.

"Центр": цель прежняя, средства совершенствуются

Напомним, что коллектор "Центр" продлится от МКАД до промузла Колядичи и увеличит пропускную способность 16-километрового участка улично-дорожной сети в Центральном, Фрунзенском и Московском районах, в том числе проспекта Победителей и улицы Немиги — самых затопляемых мест столицы. Новая система ливневой канализации будет справляться с сильнейшими ливнями (до 100 мм осадков) за 10–15 минут.

Как пояснил главный инженер СУ-173 ОАО "Трест № 15 Спецстрой" Дмитрий Павлович Елизаров, строительство третьей очереди близится к окончанию. Полностью завершить работы на участке планируется к 1 сентября. До этого времени строителям предстоит пройти лишь один участок протяженностью 805 м и восстановить благоустройство. Следующий шаг в строительстве коллектора будет сделан после выпуска КПИУП "Минскинжпроект" проектной документации на 4-ю и 5-ю очереди строительства. В сравнении с первыми тремя очередями, диаметры коллекторов 4-й и 5-й очередей будут отличаться большим диаметром — 2700 м против имеющихся 2400 м. Добиться такого увеличения планируется за счет модернизации проходческого комплекса в Германии, куда он отправится после окончания проходки третьей очереди.

Все работы по возведению коллектора были связаны с проходкой в стесненных условиях плотной городской застройки. Несмотря на то, что сама стройплощадка не занимает больших площадей и, по сути, состоит лишь из котлована, много места требуется для обслуживания проходческого комплекса HERRENK NECHT и тяжеловесных негабаритных грузов, что сложно найти в городе. Однако наибольшие трудности были связаны с наличием грунтовых вод. "Практически везде в Минске на глубине более 20 м располагаются линзы, напорные и безнапорные горизонты, — пояснил Д. П. Елизаров. — Это вызывает большие сложности, поскольку водопонижение — мероприятие затратное и трудновыполнимое, особенно если шахты котлована находятся на границе контакта водоупора и насыщенного горизонта. Решить проблему удалось в 2010 г. Мы подготовили экономическое обоснование нового метода устройства котлована с применением буросекущих свай. Впервые он был использован при строительстве шахты № 12 с применением свай такого типа длиной 19 м и диаметром 820 мм. Буросекущиеся сваи выполнены по технологии "стена в грунте" методом Double Rotary в водонасыщенных грунтах. Данный способ позволил фактически отказаться от водопонижения и значительно снизил риск обвалов, которым подвергали себя работники при использовании метода металло-деревянного крепления. Этот метод позитивно отразится на строительстве 4-й очереди, которая пролегает на 17–20 м в удалении от берега Свислочи (водопонижение в этой зоне затруднено). Также существенно сократилось количество ручного труда. Для сравнения: если раньше при устройстве котлована было задействовано 2–3 бригады (порядка 15 человек), то сегодня аналогичную работу выполнят 4 человека и экскаватор с глубиной копания до 20 м. Теперь земляные работы занимают порядка 2–3 недель, хотя раньше длились бы до 3 месяцев".

Специалисты Треста № 15 были первопроходцами по применению этой технологии, взяв основной "удар" по наладке технологического процесса и обучению людей на себя. Однако в итоге новый метод полностью оправдал себя за год использования, поэтому его применению на других объектах был дан "зеленый свет".

Это не единственная победа строителей. За три года возведения коллектора и эксплуатации немецкого проходческого комплекса им удалось вдвое продлить длину проходки без выхода на поверхность. Для сравнения: если ранее расстояние между шахтами составляло около 400 м, то теперь — 800 м. Это достижение позволило существенно сократить количество котлованов и, соответственно, время и деньги заказчика. Необходимость устройства шахт во многих случаях влечет за собой не только расходы на строительные работы, но и немало неудобств минчанам. Например, благодаря отказу от выхода на поверхность между 14 и 16 котлованом не пришлось перекрывать движение и перекапывать пр. Победителей, а впоследствии тратиться на повторное благоустройство.

Комментируя качество работ на объекте, начальник отдела технического надзора ГП "Гордорстрой" Дмитрий Иванович Сак оценил работу генподрядчика на "пять с плюсом". "Специалисты СУ-173 — настоящие профессионалы своего дела", — резюмировал представитель технадзора.

Новые сети белорусской столицы

Однако "Центр", конечно, не единственный коллектор столицы. И реконструировав один, проблему подпотплений не решить, поэтому активно развивается вся городская инженерная сеть.

"Дражня" вызывает регулярные подтопления территорий в зоне Троллейбусного депо № 5 и в районе ул. Солтыса. Для их устранения принято решение о строительстве его второй ветки от ул. Солтыса до пр. Партизанского. Возведение 3,15 км коллектора входит также в комплекс мероприятий по оздоровлению р. Свислочь, Слепянской водной системы и благоустройства прилегающих к ним территорий.

Проектом предусматривается прокладка дождевого коллектора из железобетонных труб диаметром 2000 мм параллельно существующему, с перераспределением потоков на две нитки. Трасса проектируемого участка коллектора начинается от ул. Солтыса, пересекает ул. Алтайскую, проходит вдоль 4-го Холмогорского переулка, а затем вдоль ул. Пржевальского. После пересечения ул. Варвашени она подключается в реконструируемую камеру на существующем проходном канале размером 4000x2100 мм, пересекающем пр. Партизанский в районе станции метро "Могилевская". Львиная доля работ по строительству коллектора "Дражня" выполнялась открытым способом. Ввод в эксплуатацию запланирован на сентябрь т. г.

Один из недавно стартовавших проектов — строительство коллектора "Немига" протяженностью 3,852 км, из которых 3,434 км будут проходить закрытым способом с помощью микротоннельного проходческого комплекса. Работы по его сооружению начнутся от железнодорожного вокзала в районе старого разворотного трамвайного кольца. Далее "Немига" пройдет под железнодорожными путями метрополитена, выйдет к ул. Фабрициуса и окончится аварийным выпуском около Ленинского исполкома. В зависимости от рельефа площадки, по всей длине глубина шахт колеблется от 7 до 22,7 м. Сейчас идет вынос сетей, а с августа начнется проходка тоннеля. Коллектор "Немига" будет иметь увеличенный внутренний диаметр, чтобы соответствовать по пропускной способности "старшему брату" — "Центру". После строительства 4-й очереди последнего аварийный выпуск около Ленинского исполкома будет ликвидирован за счет соединения коллекторов.

Параллельно рассматривается документация по строительству т. н. коллектора "Птичник" диаметром 2400 м. Он расположится недалеко от ул. Тимирязева в р-не бывшей птицефабрики им. Крупской. В настоящее время там осуществляется прокладка сетей под новый микрорайон.

На сегодняшний день для строительства коллекторной сети задействовано порядка 450 человек, а также около 50 сотрудников управления механизации. Работы ведутся в три смены без выходных и праздников.

Техническое перевооружение

Текущий год стал для ОАО "Трест № 15 Спецстрой" временем воплощения планов. Еще много лет назад рассматривалась возможность организовать производство труб для микротоннелирования на базе УПТК треста. Долгое время велась реконструкция цехов под размещение импортного оборудования немецкого производства за счет средств из городского бюджета. Напомним, что данный вид труб до 2011 года выпускался только в Санкт-Петербурге и в ОАО "Спецжелезобетон" (г. Микашевичи, Беларусь). Месяц назад после реконструкции цех по выпуску труб для микротоннелирования был открыт. Сегодня ведется наладка нового бетонного узла и другого оборудования, но уже к июню он начнет обеспечивать выпуск долгожданных труб разного диаметра. По расчетам экономистов треста, добиться экономии удастся за счет сокращения транспортных расходов.

"В настоящее время трубы для микротоннелирования нам поставляет Микашевичский завод "Спецжелезобетон", и от их продукции мы отказываться не собираемся, — рассказал Д. П. Елизаров. — При существующих объемах строительства в продукции данного типа мы будем нуждаться не меньше. К концу т. г. вместо одного у нас будут работать три проходческих комплекса, и выпускать всю номенклатуру труб наш завод успевать не будет".

Как пояснил главный инженер СУ-173, в июне Трест № 15 получит вторую аналогичную машину для проходки диаметром 2 м, а в июле — на 1–1,2 м. Уже работающий комплекс специализируется на 2400-метровых тоннелях.

Пока на объекте работает непосредственно сам проходческий комплекс, состоящий из разнообразных "насадок". Дополнительно задействованы два самосвала, вывозящих разработанный грунт, кран для подачи труб, илососные машины. На специальных видах работ используется техника для водопонижения, буровая и экскаваторная техника. Вся она находится в собственности управления механизации Стройтреста № 15.

Безусловно, для завершения модернизации коллекторной сети столицы потребуются годы, но столь интенсивное развитие позволяет утверждать, что сегодня эта работа — на пике.

Просмотров: 7 651