Китайский опыт создания и функционирования интегрированных строительных компаний для выхода на зарубежные рынки


Версия для печати

20–25 мая 2012 г. делегация специалистов строительной отрасли Республики Беларусь во главе с заместителем Министра архитектуры и строительства Д. И. Семенкевичем посетила Китайскую Народную Республику. В состав делегации вошли заместитель председателя Брестского облисполкома В. Е. Саковский, главный инженер ОАО "МАПИД" В. Н. Туров, главный инженер ОАО "Институт "Минскгражданпроект" П. П. Савчук, заведующий лабораторией ОАО "НИИ Стройэкономика" А. Б. Бахмат.

Жилищное строительство

Главная цель визита — развитие белорусско-китайского сотрудничества в области обмена информацией о практическом опыте проектирования, строительства социального и коммерческого жилья (организационные аспекты, вопросы технологии, источники финансирования), создании крупных интегрированных строительных и инжиниринговых компаний и др.

Основная стратегия Китая заключается в творческом использовании опыта Японии и азиатских "тигров" — Тайваня, Сингапура и Гонконга, Южной Кореи. В стране была реализована экстенсивная модель экономики, основанная на дешевом труде и активном использовании прямых иностранных инвестиций. Феномен Китая заключается в том, что проводимые рыночные преобразования не сопровождаются существенными изменениями политической системы.

За последние 5 лет Китай обогнал весь мир по темпам жилищного строительства (ежегодно возводится жилья в расчете более одного квадратного метра на одного человека). Важным стимулом доступности жилья в КНР является введение системы государственного ипотечного кредитования, которая позволила заметно снизить процентную ставку по сравнению с предложениями коммерческих банков. Первоначальный взнос при покупке первого жилья составляет 20–30 %. Важно то, что процент по ипотеке сроком на 20–25 лет при приобретении первого объекта недвижимости для семьи составляет в среднем 4,9–7,2 % (процент кредитования зависит от вида строительства — коммерческое или социальное, сроков предоставления ипотеки). Источники финансирования одной квартиры (объекта недвижимости): 30 % собственные средства, которые накапливаются в федеральном фонде, учрежденном правительством, куда поступают отчисления с каждой заработной платы, оставшаяся часть — кредитные ресурсы. На вторую квартиру соотношение изменяется: 60 % от стоимости приходится на собственные средства, 40 % — на кредитные ресурсы (ограничение спроса на приобретение второго жилья). Власти КНР намерены в предстоящие пять лет "в целом решить проблему обеспеченности жильем населения с низкими доходами". Согласно новым правилам в г. Пекине претендовать на получение социального жилья можно лишь в случае, если ежемесячный доход не превышает 290 долларов, а жилплощадь — менее десяти квадратных метров. Привилегией строить доступное жилье обладают только избранные девелоперы Китая. Такие проекты интересны прежде всего из-за масштаба открывающегося рынка и доходов от последующего обслуживания (эксплуатации) жилищных комплексов.

Инвестиции

Кроме лидерства по росту объемов вводимого жилья, Китай последние пять лет является лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций — более 60 млрд долларов США в год. Одной из действенных форм привлечения иностранных инвестиций является создание в Китае более 150 специальных зон экономического развития, в т. ч. зоны экономического и технического развития; развития высоких и новых технологий; ориентированного на экспорт развития; свободной торговли. Кроме этого для ускорения реализации инвестиционных проектов, в том числе в строительстве, местные органы власти сразу выделяют инвестору (застройщику) готовый участок с инженерной инфраструктурой (затраты на инженерные сети, снос ветхого жилья сразу включены в стоимость земельного участка, который реализуется на аукционе). В ряде последних китайских инноваций в области управления строительным производством следует отметить переход от управления стадий строительства объектов к управлению всем инвестиционным циклом ("project management"); концентрацию строительной индустрии, образование крупных финансово-строительных корпораций, способных объединять в непрерывный технологический цикл все стадии реализации инвестиционных строительных проектов; привлечение на конкурсной основе международных консультантов в области проектирования.

Все китайские строительные, строительно-исследовательские и проектные организации подразделяются на различные классы в соответствии с их зарегистрированным капиталом, специалистами и техническим персоналом, оборудованием и списком завершенных строительных проектов, т. д. Только после прохождения экзаменов и получения соответствующих квалификационных сертификатов они могут заниматься строительно-монтажными работами в соответствии с полученным квалификационным классом.

Опыт создания холдингов

За десять лет строительного бума в Китае сформировались мощные строительные холдинги, за которыми стоят как государственные банки, так и частный капитал. Одна из главных причин — масштабная программа по строительству инженерно-транспортной инфраструктуры в Китае. Рост экономики позволяет не только поддерживать темпы строительства внутри страны, но и активно выходить на зарубежные рынки, вытесняя с него конкурентов (европейские и американские строительные компании). В КНР практически отсутствуют строительные холдинги в чистом виде. Наиболее распространенными формами являются финансово-строительные и промышленно-строительные интегрированные структуры. Структура любого китайского строительного холдинга напрямую зависит от количества реализуемых инвестиционных проектов в его строительном блоке. Реализация крупных инвестпроектов ведет к созданию подразделений в холдинге в соответствии с инвестиционно-строительным процессом. Объем, конфигурация холдинговой структуры зависят от ее места на рынке, от занимаемой ниши и вида выполняемых работ, при этом сохраняется принцип наличия всех участников для выполнения всего комплекса инвестиционно-строительных процессов от генподрядчика до девелопера.

В списке 225 лучших международных подрядчиков, по данным Engineering News-Record, — 54 китайские строительные компании, работающие за границей, находятся на ведущих ролях. Китайские строительные компании обладают уникальным опытом урбанизации больших территорий и имеют внушительную финансовую поддержку со стороны местных банков. Согласно совместному отчету Global Construction Perspectives и Oxford Economics, Китай увеличит свою долю на мировом рынке строительной индустрии до 20 % к 2020 году, что соответствует 2,5 трлн долларов (для сравнения: в 2010 г. объем экспорта строительных услуг китайскими строительными холдингами составил более 75 млрд долл. США). Основными направлениями китайского строительного экспорта в среднесрочной перспективе станет строительный рынок Африки и стран Латинской Америки (до 40 % от всех контрактов на африканском континенте приходится именно на китайские строительные холдинги).

Китайские строительные компании, работающие за рубежом, получают поддержку своего правительства: им предоставляются льготные кредиты, что позволяет китайским строителям значительно снижать стоимость своих услуг. Важным условием успешного выполнения зарубежных контрактов является обеспечение страхования китайских строительных компаний от возможного риска, который при реализации крупных инвестиционных проектов очень велик и превышает возможности частных страховых агентств. Поэтому страхование осуществляется, как правило, государственными агентствами, предоставляющими одновременно и кредитные ресурсы на реализацию крупных инвестиционно-строительных проектов. Довольно широкое распространение практики экспорта строительных услуг стимулируется возможностью получения КНР ряда экономических дивидендов в виде репатриации прибылей (после вычета налогов); сопутствующего экспорта оборудования и материалов, необходимых для осуществления инвестиционного проекта; экспорта услуг по страхованию, транспортировке, финансированию строительных объектов; репатриации части доходов специалистов, занятых на строительстве зарубежных объектов; дополнительных поставок товаров и услуг, необходимых для текущего ремонта построенных объектов.

Знакомство с работой холдингов

В рамках визита в КНР белорусская делегация встретилась с руководством крупных компаний САМСЕ, IPPR, BUCC. Компания САМСЕ входит в структуру Китайской национальной машиностроительной корпорации (SINOMACH, учредитель Министерство промышленности и оборудования в 1997 г.). Холдинг SINOMACH представляет собой открытое акционерное общество, в состав которого входят машиностроительные компании (заводы-производители оборудования), строительные организации, проектные и научно-исследовательские организации, а также компании, специализирующиеся на внешней торговле. В состав корпорации SINOMACH входит более 50 дочерних структур, более 70 представительств, действующих в различных странах мира. Компания представляет собой открытое акционерное общество, 60 % акций которого принадлежит государству в лице Госкомитета по контролю и управлению государственным имуществом при Госсовете Китая, остальной пакет акций интегрированной компании реализуется на Шэнчжэньской товарной бирже. Компания САМСЕ при осуществлении строительных проектов широко использует кредитные ресурсы Экспортно-импортного банка КНР, имеет высокий международный кредитный рейтинг. Сфера деятельности компании распространяется более чем на 50 стран (в том числе Беларусь), при этом в 20 странах компания имеет свое представительство. Объем выручки компании САМСЕ за 2011 г. без учета доходов филиалов в других странах составил порядка 1,6 млрд долл. США. Компания в основном реализует инвестиционно-строительные проекты под ключ, т. е. осуществляет собственными силами изыскательские работы, проектные работы, закупку и монтаж оборудования, строительные и пусконаладочные работы, обучение персонала, техническое сопровождение. Основными стратегическими преимуществами компании САМСЕ являются узкая специализация, определение важных целевых рынков на основании правильной оценки конкретных рыночных условий, привлечение льготных финансовых ресурсов на реализацию инвестиционно-строительных проектов, использование политического ресурса при выходе на рынки развивающихся стран; страхование международных контрактов.

В рамках встречи с белорусской делегацией были затронуты вопросы реализации основных инвестиционных проектов САМСЕ в Республике Беларусь (строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы на базе ОАО "Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат" и др.). Заместитель председателя Брестского облисполкома В. Е. Саковский пригласил администрацию компании принять участие в реализации совместных инвестиционных проектов на территории Брестской области (строительство крупных объектов коммерческой недвижимости, а также ряда промышленных объектов).

Компания IPPR является дочерним предприятием корпорации САМСЕ и объединяет компании, оказывающие инженерные консультации, услуги по проектированию, управлению проектами. Компания была реорганизована из бывшего института планирования инженерных проектов и исследований при Министерстве промышленности и оборудования и со временем превратилась в инжиниринговую компанию. Реорганизация проектного института назрела в начале 90-х гг. ХХ века в связи с расширением видов деятельности, повышением конкуренции между проектными организациями. В настоящее время Правительство КНР активно проводит политику "выйти из КНР", т. е. освоить внешние рынки. Для достижения данной цели небольшие проектные организации объединяются в единую многопрофильную инжиниринговую компанию. Заказчик в зарубежных странах, как правило, при реализации масштабного инвестиционного проекта хочет иметь дело с одной крупной инжиниринговой организацией, которая бы контролировала сроки строительства, отвечала бы за качество оказываемых услуг, рациональное использование материальных ресурсов, чем с десятком небольших компаний. IPPR относится к классу "А" государственного уровня аккредитации по комплексному проектированию.

Компания может выполнять генеральный подряд на управление проектами в 21 отрасли народного хозяйства: строительство, машиностроение, медицина, кораблестроение, производство вооружения, ЖКХ, строительство торговых объектов, химическая промышленность, энергетика, производство строительных материалов, легкая промышленность и др. В структуре выручки компании 30 % занимает доход, полученный от оказания проектных услуг, 70 % приходится на управление проектами и на торговлю. В настоящее время корпорация насчитывает более 1500 инженерно-технических работников, среди них более 500 специалистов — сертифицированные инженеры, 1 000 имеют сертификат по управлению проектами. В компании ежегодно проводится переаттестация специалистов. IPPR имеет единый финансовый центр, в компетенцию которого входит распределение прибыли и объемов между структурными подразделениями, определение приоритетных инвестиционных направлений развития организации. Данная компания не занимается непосредственно строительством, установкой оборудования и т. д., она управляет проектом, взаимодействует с поставщиками и нанимает на конкурсной основе фирму-подрядчика, которая в свою очередь уже непосредственно осуществляет строительство, установку оборудования и проведение других работ. В ходе переговоров обсуждались вопросы, связанные с созданием совместной проектной организации по проектированию и ведению строительства объектов Индустриального парка в Республике Беларусь. Была достигнута предварительная договоренность о возможности участия китайской стороны в оказании консультационной (технической) помощи по функционированию государственного производственного объединения "Белинжиниринг".

Корпорация BUCC (Beijing Uni-Construction Group Co., Ltd) входит в список 500 крупнейших компаний Китая (в 2010 г. — 443 место). По результатам 2010 г. суммарные активы корпорации составили около 2,8 млрд долларов США, суммарная выручка — более 1,92 млрд долларов США. В структуру холдинга BUCC входят, кроме строительных и монтажных организаций, агентство по развитию недвижимости и проектно-исследовательский институт (200 инженеров и научных сотрудников). С руководителем компании заключает договор непосредственно глава правительства г. Пекина. В переговорах с представителями корпорации BUCC были затронуты вопросы реализации инвестиционного проекта по строительству жилого комплекса в микрорайоне Лебяжий в г. Минске, а также возведения пятизвездочного отеля "Пекин".

Микрорайон Лебяжий — это первый на территории Беларуси коммерческий проект в области недвижимости, который реализует правительство Китая и компания BUCC. За 4 года планируется возвести более 300 тыс. м2 жилья. Заказчиком проекта выступает ИООО "Пекинско-минская компания по развитию недвижимости BUCC", генеральным подрядчиком — пекинская жилищно-строительная корпорация BUCC. Китайская сторона выразила живой интерес к предложению главного инженера ОАО "Мапид" В. Н. Турова о возможном сотрудничестве и оказанию технической помощи в вопросах реконструкции завода индустриального домостроения, который войдет в структуру BUCC. Усилению позиций на зарубежном строительном рынке отечественных строительных и проектных организаций, как показал китайский опыт, может способствовать только их консолидация (создание интегрированных компаний), которые могут продвигать на экспорт комплексные строительные услуги. Процессы глобализации экономики способствуют тому, что международная торговля строительными услугами ведет к укрупнению поставщиков строительных услуг, формированию стратегических союзов и иным формам сотрудничества, позволяющим как расширить географический охват мировых рынков, так и повысить комплексность удовлетворения потребностей заказчиков.

Китайский опыт — в Беларусь

Для активизации экспорта строительных услуг отечественными строительными организациями на основе изучения передового китайского опыта целесообразно:

— проработать вопрос о создании совместных стратегических альянсов со строительно-финансовыми корпорациями КНР (CITIC, САМСЕ и др.) по участию в крупных строительных проектах в зарубежных странах. Создание совместных корпораций с крупными китайскими строительными компаниями обеспечит отечественному строительному холдингу приращение добавленной стоимости строительной продукции на принципах аутсорсинга (выполнение отдельного вида строительных услуг на субподряде), расширение географического охвата мировых рынков, повышение конкурентоспособности за счет использования конкурентных преимуществ разных сторон;

— внедрить в практику стоимостной инжиниринг, т. е. профессиональное управление стоимостью строительства объекта в зарубежных странах. Эффективное управление стоимостью строительства должно базироваться на базе постоянного накопления, обработки и применения текущих цен на ресурсы и услуги в данном регионе строительства и формирования на их основе адекватной стоимости по стадиям непрерывного управления строительством объекта;

— предоставить монтажным организациям, помимо специализированных экспортных услуг (монтажные работы и др.), сопутствующие услуги по выбору отечественного оборудования для иностранных заказчиков (инвесторов);

— проработать вопрос о взаимодействии ГПО "Белинжиниринг" с китайской корпорацией IPPR. Данное сотрудничество позволит оказывать услуги комплексного инжиниринга, т. е. сопровождение объекта на всем его жизненном цикле — от разработки концептуального проекта по созданию объекта до вывода объекта из эксплуатации. У ГПО "Белинжиниринг", как показывает китайский опыт, в структуре обязательно должен быть финансовый центр (обоснование движения денежных потоков) и отдел комплектования и логистики (закупка оборудования и др.).

— разработать систему профессионального управления реализацией инновационных инвестиционных проектов, создать достаточный по численности корпус специалистов, имеющих международные сертификаты PMP (Project Management Professional). Наличие достаточного количества инженеров-консультантов, имеющих соответствующие сертификаты, является обязательным условием плодотворного сотрудничества отечественных организаций, предприятий и иных структур с иностранными инвесторами. Введение международных стандартов проектного управления повысит результативность и экономическую эффективность осуществления в первую очередь крупнейших инвестиционных проектов. По данным зарубежных источников, затраты на реализацию инвестиционных проектов при этом сокращаются на 5–10 %;

— осуществлять страхование государственными организациями экспортных строительных контрактов, которые покрывали бы на 100 % возможные фактические потери отечественным подрядным организациям в случае нежелания иностранного заказчика оплатить проделанные строительные работы, банкротства заказчика и т. д.;

— осуществлять, помимо экспорта строительных услуг, экспорт сопутствующих услуг по страхованию, транспортировке грузов; дополнительных поставок товаров и услуг, необходимых для последующего функционирования и текущего ремонта построенных объектов и др.;

— разработать государственную программу содействия зарубежному строительству, включающую координацию таких мер, как налоговые льготы, субсидированные кредиты и др.

Относительно дешевый труд, жесткая дисциплина, круглосуточное выполнение работ (как правило, в три смены), современные строительные технологии, кредитные линии от государственных банков под низкий процент, поддержка на правительственном уровне экспансии китайских строительных компаний на внешние рынки — вот критерии успеха китайского чуда в строительстве на зарубежных рынках. На фоне присоединения России к ВТО с целью повышения конкурентоспособности необходимо выходить на международные рынки интегрированными компаниями с участием китайских корпораций. Взаимодействие с ними может стать мощным импульсом для развития всей строительной отрасли Республики Беларусь в среднесрочной перспективе.

Всего просмотров: 10 839
Опубликованно: 20.08.2012