Как снизить энергопотребление исторических зданий?


Версия для печати

В столице Беларуси прошла международная конференция «Технологии для энергоэффективной реконструкции и реставрации исторических зданий», в ходе которой эксперты из Беларуси, Германии, Дании, Литвы, Польши и России обсудили проблемные вопросы, а также поделились успешным опытом и технологическими разработками в области энергоэффективной реконструкции зданий без нарушения их культурной ценности.
Мероприятие проводилось в рамках международного проекта «COOL Bricks — изменение климата, культурное наследие и энергоэффективные памятники» при поддержке Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, Белорусского инновационного фонда и Республиканского центра трансфера технологий.

Необходим разумный баланс

Международный проект СOOL Bricks стартовал в декабре 2010 года по инициативе ведомства по охране памятников г. Гамбурга (Германия). Предпосылками к его созданию послужили возросшие требования Евросоюза к энергоэффективности зданий. После того, как при реконструкции и модернизации исторических объектов стали приниматься меры для достижения требуемых показателей по энергоэффективности, специалисты и эксперты разных стран забили тревогу. С одной стороны, применение современных систем отопления, теплоизоляция стен, установка стеклопакетов в исторических зданиях делает их более комфортными для проживания и способствует выполнению обязательств, принятых странами по сокращению эмиссий парниковых газов. С другой стороны, тепловая модернизация, проводимая без учета исторических особенностей объектов, в большинстве случаев приводит к потере их исторического облика и, как следствие, снижению туристической привлекательности. В связи с этим очень важно найти разумный баланс в этом процессе.

Целью проекта СOOL Bricks является уменьшение энергопотребления исторических зданий в странах Балтийского региона без нарушения их культурной ценности, реализуется он по трем направлениям:

— разработка законодательства;

— технические инновации;

— образование.

Партнерами проекта являются 18 организаций из 9 стран: Германии, Беларуси, Дании, Литвы, Латвии, Польши, Финляндии, Швеции, Эстонии. Кроме того, поддержку проекту оказывают 28 ассоциированных партнеров из стран региона Балтийского моря, в том числе и из России.

Научная реставрация — серьезный, кропотливый процесс

Открыл международную конференцию член-корреспондент Национальной академии наук, директор Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы, доктор исторических наук, доктор архитектуры, профессор Александр Локотко. «Охрана и реставрация историко-культурных ценностей в Республике Беларусь является одним из приоритетных направлений государственной политики, — отметил он. — В государственном списке охраняемых историко-культурных ценностей сегодня насчитывается 5300 памятников, в том числе около 80 — нематериального культурного наследия. Накопленная за предшествующие десятилетия источниковедческая база создала предпосылки для подготовки и издания фундаментального обобщающего шеститомного труда «Архiтэктура Беларусi. Нарысы эвалюцыi ва ўсходне-славянскiм еўрапейскiм кантэксце». В нем впервые системно исследованы градостроительство, монументальная, гражданская, промышленная архитектура, архитектура путей сообщений и народное зодчество за тысячелетний период. Труд не имеет аналогов в странах СНГ и Восточной Европе».

Профессор также представил ряд работ, выполненных белорусскими учеными по заказу органов государственного управления и субъектов хозяйствования, в том числе подготовленную по заказу Минстройархитектуры серию научно-методической литературы «Пособие проектировщику», где был обобщен опыт отечественной реставрации и разработаны рекомендации по регенерации исторической застройки сел, местечек и городов.

Вместе с тем, по словам Александра Локотко, сегодня в сфере охраны и реставрации историко-культурного наследия остается ряд проблем, в решении которых требуется участие академической науки. Особую тревогу профессора вызывает «широкое распространение псевдонародных, эклектичных сооружений, усадеб, реконструкций «под народную архитектуру» из оцилиндрованной древесины, модифицированного бруса с чуждыми существующей среде формами, пропорциями, цветом. Вульгаризация традиций и искусства народных зодчих отрицательно сказывается на восприятии народно-традиционной культуры, доверии к ее аутентике».

«И в теории, и в методологии реставрации пока сохраняются пробелы, и их необходимо заполнить, — подчеркнул он. — Большой проблемой является конфликтное соотношение зон исторической застройки городов и новостроек. Застройка городов и местечек Беларуси, как и других стран Европы, являет собою живую ткань, подчас формировавшуюся веками. Учитывая невосполнимые потери, понесенные историко-культурным наследием страны по разным причинам и в различные эпохи, следует стремиться к максимальному сохранению аутентичного материала, в ряде работ на уникальных объектах ограничиваться консервацией, четко разграничивать реставрацию и воссоздание. Научная реставрация — длительный и кропотливый процесс. Ее результаты важны не только для нас, но еще больше для будущих поколений».

Проблемы сохранения аутентичности исторических объектов

Первая часть конференции была посвящена проблеме сохранения аутентичных элементов в процессе проведения строительно-монтажных работ на объектах, имеющих историко-культурную ценность. Эксперты из Беларуси, Германии и Дании рассказали о негативном опыте проведения реконструкции на исторических объектах в своих странах, сопроводив свои выступления многочисленными фотоснимками.

Примеры утраты аутентичных элементов при реконструкции и реставрации исторических зданий в центре Минска привел в своем выступлении Антон Астапович, председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры. О проблемах сохранения аутентичности памятников деревянного сакрального зодчества рассказала Тамара Габрусь, доктор искусствоведения, кандидат архитектуры, специалист Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы НАН Беларуси.

«В республике создана неплохая нормативная правовая база в сфере охраны историко-культурного наследия, — отметил Антон Астапович. — Причем законодательство в этой сфере постоянно совершенствуется. Таким примером является принятие изменений и дополнений в закон «Об охране историко-культурного наследия», которые вступили в силу в августе 2012 года. Существенные позитивные изменения касаются процедуры согласования научно-проектной документации, более детально прописаны виды работ на объектах историко-культурного наследия и пр. Вместе с тем в республике отсутствует база технической документации для проведения работ на данных объектах, лишь небольшие «вкрапления» можно найти в технических кодексах установившейся практики».

Отсутствие технических нормативов и правил проведения реставрационных работ порождают, по мнению специалиста, и сложности в процессе проектирования, и проблемы прохождения экспертизы. «Дело в том, что положения, регулирующие проектную деятельность на памятниках архитектуры, предусматривают многочисленные отступления от общепринятых норм проектирования, — пояснил он. — Эти отступления касаются и пожарной безопасности, и разрывов между зданиями, и организации парковочных мест. И если проектная документация по историческому объекту выполнена в полном соответствии с реставрационными нормами, то очень сложно доказать экспертизе правомерность применения данных норм. В течение нормативного срока (1 месяц) эксперты попросту не успевают рассмотреть и учесть нюансы различных сборников».

Вторая причина, приводящая к негативным проявлениям при проведении работ на исторических объектах, по мнению Антона Астаповича, в том, что в республике отсутствует институт лицензирования данных работ. Любая архитектурная и строительно-монтажная организация может заниматься этой деятельностью. Квалифицированных специалистов катастрофически не хватает, и это при том, что в настоящее время проводится большой объем строительных работ на объектах историко-культурной ценности (только за 1 полугодие 2013 года выдано свыше 580 разрешений).

Обозначив проблемные вопросы, Антон Астапович сообщил, что специалистами архитектурной секции возглавляемого им общества совместно со специалистами Белорусского государственного технологического университета проведен анализ всех нормативов по проектированию, на основе которого готовится проект ТКП по проектированию на недвижимых материально-культурных ценностях.

О проблемах, возникающих при реконструкции исторических кирпичных зданий г. Гамбурга рассказал Альберт Шетт, специалист ведомства по охране памятников г. Гамбурга. «80 % застройки жилого фонда нашего города было разрушено в годы Второй мировой войны, — отметил он. — Поэтому каждое сохранившееся здание имеет для нас большую ценность. К сожалению, в 1960-1970-е годы в процессе реставрации был совершен ряд ошибок, которые мы сейчас исправляем. Так, применяемые системы глубокой и густой покраски кирпичных фасадов специальными гидроотталкивающими растворами не принесли ожидаемого эффекта. В теории это выглядит хорошо, но в реальности приводит к негативным последствиям. Система высыхает, промерзает, в ней образуются трещины, особенно в зоне стыков, куда проникает вода. Все это ведет к серьезным повреждениям ограждающих конструкций. В результате, спустя годы, нам приходится буквально «камень за камнем» перебирать фасад, восстанавливая его. Таким образом, сотни евро тратятся на покраску, а тысячи и сотни тысяч евро — на то, чтобы устранить разрушающий эффект и сохранить здание».

«Не повторяйте наших ошибок», — резюмировал Альберт Шетт, после чего поделился новыми подходами к реставрации зданий. «Теперь каждую реконструкцию или модернизацию мы начинаем с тщательного обследования здания, изучения технических характеристик материалов, из которых оно построено, проводим обследование на предмет энергоэффективности, сообщил он. — Зачастую расчетные показатели не соответствуют реальному потреблению энергии, эта разница составляет от 7 до 40 %, поскольку составы и материалы прошлых лет отличаются от современных».

Положительным опытом, в процессе которого была выработана модель проведения реставрации исторических зданий и успешно применена на практике, поделился Торбен Рассмуссен, специалист Датского научно-исследовательского института строительной техники Ольборгского университета. «В работе с культурным наследием очень важен межотраслевой дисциплинарный подход, — подчеркнул он. — Представители органов власти и специализированных организаций должны работать в тесном взаимодействии по четко прописанной схеме».

Реставрация исторических интерьеров

Накопленный опыт в реставрации исторических интерьеров на примере Мирского и Несвижского замковых комплексов представил Борис Лазука, кандидат искусствоведения, специалист Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы НАН Беларуси. «Реставрация интерьеров позволяет нам приблизиться к той эпохе, в которой объект функционировал, — отметил он. — Но если речь идет о таких объектах, как замковые комплексы, то сделать это очень сложно, поскольку они формировались на протяжении столетий, и люди, жившие в них в разное время, привносили свои изменения, характерные для той или иной эпохи».

«К сожалению, мы обладаем очень ограниченным количеством артефактов, — констатировал он. — Поэтому встает вопрос о создании копий предметов прошлых эпох и использовании их при воссоздании интерьеров. Особую ценность представляют литературные источники, деловая переписка, судебные документы, реестры, завещания, инвентарные описи. Все эти сведения, рассмотренные в совокупности, позволяют сложить отдельные фрагменты в мозаику и приблизиться к воссозданию исторической эпохи в интерьере».

Керамика для реставрации

Большой интерес участников конференции вызвали уникальные технологии изготовления керамических материалов для реставрации, разработанные специалистами Белорусского государственного технологического университета, которые представил кандидат технических наук Юрий Павлюкевич. «Необходимость воссоздания керамических изделий возникла при проведении реставрационных работ на фасадах некоторых знаковых для нашей страны объектов, построенных в середине прошлого века в стиле, впоследствии названном «сталинский ампир», — рассказал он. — В частности, впервые мы столкнулись с этим при реставрации комплекса исторических зданий по улице Ленина. К моменту проведения реставрации на фасадах стали разрушаться отдельные элементы. Выяснилось, что сырьевая база, а также технологии их изготовления уже утеряны. Перед нами стояла задача не только воссоздать материал, но и придать ему современные технические характеристики, что и было выполнено».

«Следующим объектом, в реставрации которого мы принимали участие, был Несвижский замок, — продолжил специалист. — В одном из помещений там для покрытия пола использовалась итальянская плитка. Ее верхний слой имел объемное окрашивание толщиной 4 мм, а подложка — рыхлую структуру. Воспроизвести такой рисунок в объеме традиционными способами (прессованием) невозможно, даже в Италии подобную плитку давно не производят. Сотрудниками нашей кафедры был разработан интересный способ, заслуживающий внимания. Для получения объемного рисунка в матрицу устанавливается шаблон, в который засыпается цветной порошок в соответствии с оригиналом. Затем досыпается второй слой однородного порошка, а шаблон изымается. При этом после прессования рисунок полностью сохраняется. К слову, износостойкость плитки, изготовленной таким методом, соответствует современным требованиям».

Подводя итоги международной конференции, эксперты пришли к выводу: необходим разумный баланс между рациональным потреблением энергии и сохранением индивидуальности исторических зданий. Сотрудничество и обмен опытом (как положительным, который нужно взять на вооружение, так и отрицательным, чтобы не повторять чужих ошибок) между странами Балтийского региона будет продолжаться.

Всего просмотров: 5 674
Опубликованно: 16.09.2013