С 1 января 2017 года действуют новые правила проведения госзакупок, установленные Указом № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». Какие практические результаты принесли нововведения? Как они отразились на участниках рынка, конъюнктуре, ценах? Какие вопросы вызывают наибольшие затруднения в правоприменительной практике? Как избежать ошибок и нарушений? Эти и многие другие вопросы стали предметом обсуждения на семинаре «Правовое регулирование процедур закупок в строительстве», организованном РУП «Белстройцентр».
Право разъяснять вопросы применения положений документа закреплено за Советом Министров Республики Беларусь и Министерством архитектуры и строительства. Консультант отдела ценообразования главного управления экономики и внешнеэкономической деятельности Минстройархитектуры Ольга КОСТЮК акцентировала внимание слушателей на самых распространенных проблемах, подчеркнув, что отраслевое министерство уполномочено разъяснять нормативные акты.
Она напомнила, что сегодня взаимоотношения участников процесса закупок в строительной сфере определяются двумя основополагающими документами Указом № 380 и Постановлением Совета Министров № 88 от 31.01.2014 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (в редакции от 29.12.2016 № 1108). Вышеупомянутый указ вывел строительство из-под норм регулирования Закона Республики Беларусь № 419-З «О государственных закупках». Такое положение сохранится до 1 января 2019 года.
Что такое строительство? Читайте определение
Строительство в силу своей специфики оказывается на особом положении в сфере проведения закупок. Поэтому для корректной трактовки указа важна точность терминологии, важно однозначно определить, что такое строительство. В соответствии с Законом № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 года — это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации незавершенного объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.
Виды работ и услуг, относящиеся к строительной деятельности, определяет Министерство архитектуры и строительства. Перечень таких работ и услуг утвержден постановлением Минстройархитектуры № 17 от 10.05.2011.
Также при отнесении определенных видов работ и услуг к строительной деятельности необходимо руководствоваться общегосударственным классификатором ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации от 5 декабря 2011г. № 85 «Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь».
Важны цена и источник финансирования
Система закупок выстраивается таким образом, чтобы обеспечить доступ к строительству объекта только квалифицированных подрядчиков, поставщиков, инженерных организаций, способных выполнить договорные обязательства и обеспечить качество, надежность и безопасность.
Ольга Костюк обратила внимание слушателей на то, что закупки работ, услуг в строительстве могут проводиться путем объявления подрядных торгов или переговоров, товаров — путем проведения торгов, биржевых торгов или переговоров.
– В документе детально описаны случаи, когда проведение подрядных торгов является обязательным для заключения договора, а когда заказчику предоставляется право самостоятельно определить, какую процедуру (подрядные торги или переговоры) провести для выбора подрядной, проектной, субподрядной и иной организации, — подчеркнула она.
Проведение подрядных торгов однозначно необходимо в трех случаях. Во-первых, при строительстве жилых домов стоимостью от 6 тыс. базовых величин.
Во-вторых, если строительство объектов полностью или частично финансируется из бюджетных или приравненных к ним средств — при стоимости строительства 6 тыс. базовых величин и более.
И, наконец, при реализации государственными организациями и хозяйственными обществами, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, крупных проектов стоимостью 100 тыс. базовых величин и более.
По словам эксперта, приведенный перечень случаев, когда проведение подрядных торгов обязательно, является исчерпывающим.
Возможны варианты
В указе также законодательно установлены случаи, когда заказчик может по своему усмотрению выбрать процедуру переговоров или конкурсную процедуру — подрядные торги.
Такое возможно, если:
- проведенные подрядные торги признаны несостоявшимися, участник-победитель не определен или отказался от заключения договора;
- заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту;
- речь идет о строительстве, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров, необходимых для строительства, в целях ликвидации последствий аварий (действия специальных служб в чрезвычайных ситуациях не относятся к виду деятельности «строительство» и не регулируются Указом № 380);
- имеется в виду договор на ведение авторского надзора за строительством при невозможности осуществления разработчиком проектной документации такого надзора.
Подпунктом 1.8 пункта 1 перечислены случаи, когда и кому предоставлено право без проведения процедур закупок при строительстве и процедур государственных закупок определять подрядчиков.
Вне зоны действия указа
Можно сказать, что дух и буква документа призваны обеспечить экономное расходование бюджетных денег и средств государственных организаций и организаций с долей государства в уставном фонде, эффективную реализацию государственных инвестиционных программ. В то же время, по мнению экспертов, действие указа упростит ведение строительства субъектами частной формы собственности и за внебюджетные средства.
Организации частной формы собственности (не зависимо от доли собственности государства в уставном фонде) не упомянуты ни в подпункте 1.8, ни в подпункте 1.11, следовательно, закупки товаров (работ, услуг) организациями частной формы собственности осуществляются по выбору заказчика путем проведения торгов, биржевых, подрядных торгов или переговоров.
Установлено также, что проведение процедур и соблюдение требований Указа № 380 не требуется при строительстве:
- одноквартирных и блокированных жилых домов, полностью финансируемых за счет собственных и (или) заемных средств граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
- объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов;
- газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом и внутридомовой системы газоснабжения эксплуатируемого жилищного фонда граждан, строительство которых полностью финансируется за счет их средств.
К конкурсу не допускаются
В Указе № 380 определен также круг организаций, которые не допускаются к участию в процедурах закупок. В него входят субъекты хозяйствования, включенные в соответствии с Указом № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Их предложения организатор процедуры обязан отклонить.
Процедура закупок от А до Я
После подписания указа сопутствующая законодательная база была приведена в соответствие с его нормами. В частности, были внесены изменения и дополнения в Постановление Совета Министров № 88 от 31.01.2014. В нем подробно описан порядок проведения закупок в строительстве с учетом новых требований. Все тонкости выбора процедуры, формирования конкурсной комиссии, проведения квалификационного отбора и собственно конкурса вплоть до заключения договора нашли отражение в этом документе. Основная отличительная особенность процедуры подрядных торгов в строительстве от других сегментов экономики в ее длительности. Она начинается в момент принятия решения о проведении конкурса и заканчивается подписанием акта приемки работ.
Ольга Костюк особо отметила, что строительство — система со многими переменными, и это имеет важнейшее значение в контексте проведения закупок. Участникам рынка нужно оценивать и учитывать все многообразие факторов, способных повлиять на итоги торгов, понимать, какие из них могут привести к нарушениям процедуры, другим негативным последствиям. По мнению эксперта, в действующих документах при внимательном прочтении и грамотном толковании можно найти ответы практически на все вопросы. В особо сложных ситуациях она рекомендовала обращаться с письменным запросом в Минстройархитектуры для получения разъяснений.
Совмин держит руку на пульсе
Порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве определяется Советом Министров Республики Беларусь. Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право устанавливать преференциальную поправку, применяемую при проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, определять ее размер и условия применения в случае предложения участником таких процедур товаров (работ, услуг) собственного производства, а также товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Людмила БУРАЯ