Кадровая политика: пути совершенствования


Версия для печати

31 октября в Белорусском государственном колледже промышленности строительных материалов состоялось заседание правления Союза Строителей, на котором рассматривались организационные вопросы проведения Республиканского конкурса "На лучшее достижение в строительной отрасли Республики Беларусь за 2012 год" и обсуждалась тема профессионального образования специалистов.

О совершенствовании и актуальных проблемах в подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих и специалистов для строительной отрасли рассказал начальник управления кадрового обеспечения Минстройархитектуры Леонид Матыленок.

Он подчеркнул, что внедрение в строительной отрасли новых современных строительных технологий, разнообразие применяемых при строительстве конструкций и материалов, обновление технической базы организаций, повышение конкуренции на внутреннем и международном рынках и в целом реализация стратегии модернизации строительной отрасли до 2015 года требуют достаточного количества высококвалифицированного персонала. "Для достижения цели необходимо системно решать следующие приоритетные задачи. Первая — провести комплексный анализ текущего состояния кадрового обеспечения строительной отрасли, т. е. своего рода ревизию того, что мы имеем (количественные и качественные параметры, уровни образования, квалификации, возрастные группы и эффективность функционирования существующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации и др.)", — сообщил он.

По словам выступающего, реализация этой задачи позволит:

• системно выделить существующие противоречия и проблемы предприятий и в целом отрасли в вопросах кадрового обеспечения;

• обеспечить руководство Минстройархитектуры и других органов государственного управления информационно-аналитическими материалами для принятия управленческих решений;

• уточнить приоритетные направления дальнейшего развития и совершенствования кадрового обеспечения строительной отрасли до 2015 года и пути их реализации, и, как следствие, будет возможность скорректировать отраслевую программу "Кадры 2011–2015 гг." и совместный с Минобразования План мероприятий на 2011–2015 гг. по обеспечению строительного комплекса квалифицированными специалистами и рабочими;

• выйти на разработку проекта концепции кадрового обеспечения стратегии развития (модернизации) строительной отрасли.

Вторая задача — совершенствовать систему прогнозирования кадровой потребности строительной отрасли и механизма формирования заказа на подготовку рабочих, служащих и специалистов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Система прогнозирования должна ориентироваться на стратегию развития (модернизации) строительной отрасли на период до 2015 года, перспективные технологические инновации отрасли и тенденции ее развития. Система должна формировать не только количественный, но и качественный прогноз, а именно предусматривать появление новых специальностей, квалификаций, профессий в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Система прогнозирования должна быть динамичной и гибко реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

Было отмечено, что для выполнения данной задачи необходимо реализовать мероприятия по следующим направлениям:

• организация работы предприятий по проведению количественного и качественного анализа складывающихся тенденций развития отрасли и организации в частности, предвидение будущего развития строительной организации (отрасли, региона);

• формирование на уровне Минстройархитектуры действенного механизма по оценке эффективности и последствий активного воздействия руководства организаций на формирование портфеля заказов как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу, составление сводного баланса трудовых ресурсов;

• организация работ по формированию механизма своевременного обеспечения качественными трудовыми ресурсами организаций строительной отрасли, а также разработка, совершенствование механизма занятости и переобучения освобождающейся рабочей силы.

Третья задача — развивать и совершенствовать систему подготовки кадров для строительной отрасли.

Основные направления совершенствования системы подготовки кадров:

• создание на базе одного из ведомственных учебных центров (или передача из системы Минобразования) отраслевого (межотраслевого) института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов строительной отрасли.

Справочно. Межведомственная комиссия (работала в Минстройархитектуры в ноябре 2009 г.) отметила: "Министерство не имеет отраслевого института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов. Минобразования (исх.

17-16/1427 от 10 июня 2008 г.) отклонило ходатайство Минстройархитектуры о передаче в отраслевое ведение Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров по менеджменту и развитию персонала. В то же время имеющийся в республике положительный опыт (например, деятельность по подготовке врачей или учителей) оправдывает целесообразность такого решения";

• реформирование ведомственных учебных центров с целью возложения дополнительных функций по координации и мониторинга учебно-методической деятельности организаций и предприятий Минстройархитектуры по вопросу профессиональной подготовки, повышения квалификации по профессиям рабочих по направлениям деятельности.

Справочно. В подчинении Минстройархитектуры находятся два учреждения дополнительного образования взрослых: ГУО "Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов "Монтажники и строители" и УО "Государственный учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров "Белучцентрстром", в которых реализуются образовательные программы повышения квалификации и переподготовки рабочих (служащих), в том числе и по строительным профессиям.

Центр повышения квалификации "Монтажники и строители" на рынке образовательных услуг предлагает обучить граждан по 66 образовательным программам, из них 12 образовательных программ переподготовки по строительным профессиям.

Учебный центр "Белучцентрстром" реализует 43 образовательные программы, из них 2 — программы переподготовки по строительным профессиям.

На данный момент существуют значительные объемы вакансий по строительным профессиям на рынке труда, таких как каменщик, бетонщик, плотник, штукатур. Целесообразно вышеуказанным учреждениям дополнительного образования направить свою деятельность на обучение лиц по особо востребованным профессиям, т. е. разработать учебно-программную документацию, обновить и усовершенствовать учебно-методическое, материально-техническое, кадровое обеспечение образовательного процесса, а также при необходимости направить преподавателей и мастеров производственного обучения на стажировку на производство, заключить договоры с предприятиями на условиях создания базовых предприятий. Это позволит осуществить непрерывность профессионального обучения, овладеть слушателям и педагогам современными производственными технологиями, новейшими знаниями в области техники и производства, а также практически реализовать такую важнейшую задачу в области кадровой политики, как повышение квалификации педагогов на современных строительных объектах;

• создание в организациях эффективных служб по подготовке кадров в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.09.2012 "Организация непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих (служащих) на производстве".

Справочно. Одним из приоритетных направлений деятельности Минстройархитектуры в области кадровой политики является совершенствование отраслевой системы повышения квалификации, переподготовки, стажировки и профессионального обучения кадров (принятие Кодекса об образовании позволяет оперативно реагировать на запросы рынка труда в квалифицированных кадрах, осуществлять образование и обучение не только в учреждениях образования, но и в организациях, что позволит в полной мере обеспечивать удовлетворение потребностей организаций, предприятий, граждан в дополнительном образовании взрослых).

Для руководителей организаций предлагается следующий алгоритм действий для осуществления обучения по профессиям рабочих:

1. Определить юридическую возможность проведения обучения в организации;

2. Разработать и утвердить требуемую для данного вида обучения учебно-программную документацию;

3. Организационно оформить процесс обучения изданием распорядительных документов, определяющих персональный состав слушателей, педагогический состав, сроки, время и места проведения исходя из выбранной формы осуществления образовательного процесса;

4. Осуществить обучение в соответствии с утвержденной учебно-программной документацией;

5. По окончании обучения провести итоговую аттестацию с выдачей свидетельств о присвоении квалификационного разряда;

• создание в структуре Белорусского государственного колледжа промышленности строительных материалов отделения повышения квалификации специалистов со средним специальным образованием;

• расширение практики создания филиалов кафедр учреждений образования, осуществляющих подготовку специалистов с высшим образованием для строительной отрасли на базе промышленных и проектных организаций, проведение лабораторных (практических) занятий на площадках проектных и строительных организаций с участием соответствующих специалистов этих организаций;

• повышение роли учебно-методических объединений вузов Республики Беларусь по образованию в области архитектуры, строительства и промышленности строительных материалов;

• участие в разработке образовательных стандартов, учебно-программной документации, Общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Специальности и квалификации";

• организация плановой и системной работы по сертификации руководителей и специалистов организаций и предприятий строительного комплекса Республики Беларусь в соответствии с международными требованиями и стандартами в области управления проектами;

• расширение практики заключения строительными, промышленными и проектными организациями договоров (заявок) с учреждениями образования на подготовку специалистов;

• повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и педагогов, включая стажировки в организациях отрасли, на современных строительных и промышленных объектах;

• укрепление материально-технической и учебно-лабораторной базы учреждений образования с участием организаций-заказчиков кадров до уровня техники и технологий, сложившегося в настоящее время (и на перспективу) в строительстве и промышленности строительных материалов и конструкций;

• улучшение условий, способствующих закреплению выпускников (зарплата, мероприятия по адаптации молодых специалистов, включая наставничество, профессиональный рост, жилье, условия труда);

• разработка и внедрение индивидуальных программ повышения квалификации руководителей и менеджеров с учетом специфики деятельности конкретных организаций.

Говоря о подготовке кадров на предприятиях, Л. Матыленок подчеркнул, что для осуществления непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) следует начинать с создания на местах службы по подготовке кадров либо назначить инженера по этим вопросам.

"Таким образом, реализация основных направлений совершенствования кадрового обеспечения предполагает создание необходимых условий для дальнейшего совершенствования уровня подготовки кадров в соответствии с реальными потребностями строительной отрасли, перспективой ее дальнейшего развития и требований к качеству строительства в современных условиях, а главное, повышения престижа строительных профессий", — резюмировал Леонид Матыленок.
Приоритетными направлениям деятельности в области кадровой политики будет плановая работа по реализации отраслевой программы "Кадры 2011–2015 годы" (утверждена приказом Минстройархитектуры от 15.12.2010 № 484) и совместного Плана мероприятий на 2011–2015 годы по обеспечению строительного комплекса квалифицированными специалистами и рабочими.

Всего просмотров: 8 733
Опубликованно: 26.11.2012