К 90-летию со дня рождения Э. М. Гольдштейна 28.03.1923 — 28.07.2006


Автор: Г.И. Шостак
газета: №14 (515) 2013 г.
Дата: 15.04.2013, 15:29
Просмотров: 2,807
Версия для печати

Заслуженный архитектор Беларуси Элконо Маркович Гольдштейн принадлежит к той когорте белорусских архитекторов, по проектам которых восстанавливалась из руин и строилась белорусская столица.

Э. М. Гольдштейн родился 28 марта 1923 года в Минске, в семье служащего. В 1940 году юноша заканчивает среднюю школу № 1 и поступает в Ленинградский инженерно-строительный институт на архитектурный факультет. В родной город Элконо Маркович возвращается только через десять лет. Успешная учеба закончилась 22 июня 1941 года, а уже в июле вместе с другими студентами он вступает по комсомольской мобилизации в отряд народного ополчения. Затем были бои с фашистами на Западном, Юго-Западном, Северо- Кавказском фронтах в качестве политбойца, снайпера, сапера. В октябре 1945 года фронтовик возвращается в институт и в 1950 году защищает дипломный проект «Универмаг в г. Ленинграде». Молодого специалиста направляют на работу в разрушенный Минск.

Однажды, отвечая на вопрос анкеты, Гольдштейн написал: «Принадлежу к так называемой «ленинградской» школе архитекторов, в работе которых прослеживается определенное единство творческих взглядов, сформировавшихся в процессе учебы и практического сотрудничества с крупнейшими ленинградскими архитекторами — А. Никольским, А. Олем, И. Явейном».

Лучшие традиции учителей он применял в своем архитектурном творчестве и старался по мере сил привить их своим ученикам и сотрудникам. Творческая деятельность Э. М. Гольдштейна началась в проектном институте «Военпроект». Здесь, уже в первые дни работы, архитектора включили в авторский коллектив по проектированию комплекса зданий напротив штаба БВО (район улиц Красной, Коммунистической, Куйбышева). Это была одна из первых попыток создания в городе архитектурного ансамбля.

Работая над проектом, Гольдштейн показал себя вдумчивым, способным архитектором. О совместной работе вспоминал руководитель авторского коллектива М. Н. Лившиц: «Гольдштейн показал себя архитектором с большими возможностями. Я обратил внимание, что появление удачной мысли всегда сопровождалось у него просветлением лица и азартным поблескиванием глаз, он тут же хватал карандаш и начинал доверять свою мысль бумаге. Когда это было удачно, он с довольной улыбкой потирал руки и отходил в сторону, чтобы размяться. Иногда он засовывал руки в карманы и, отойдя на несколько шагов от чертежной доски, любовался наброском. Зная характерные движения его лица, я всегда угадывал его настроение, подходил к нему, и мы рассматривали его новый эскиз».

При строительстве комплекса использовалась горельефная скульптура и всевозможные орнаменты: снопы, ленты, чаши. Все детали выполнялись из бетона. По предложению архитекторов стены зданий покрасили в светло-бежевый цвет, а архитектурно-выступающие элементы — в темный. Над угловой башней взметнулся блестящий шпиль из нержавеющей стали с лавровым венком, в который вмонтирована звезда. Шпиль изготовили на Московском заводе металлоконструкций. Ансамбль домов замыкал перспективу застройки над Свислочью и хорошо гармонировал со зданием штаба.

На градостроительном совете 17 апреля 1951 года при рассмотрении эскизного проекта комплекса Владимир Адамович Король отметил: «Я придаю этой застройке важное значение. Она формирует одно из самых примечательных мест города. Весь этот комплекс в скором времени будет звучать чарующей симфонией в архитектуре столицы». Эти слова оказались пророческими. В 2001 году методический совет по историко-культурному наследию при Министерстве культуры республики придал комплексу жилых домов под «шпилем» статус памятника архитектуры.

В апреле 1952 года Гольдштейна переводят в «Белгоспроект». В этом старейшем проектном институте республики и прошла вся дальнейшая творческая деятельность архитектора.

Он продолжает активно участвовать в восстановлении и строительстве Минска и других городов Беларуси. Его проекты отличаются простотой, экономичностью и выразительной архитектурой. Это жилые дома по ул. Первомайской, Омскому переулку, пл. Свободы, в поселке тракторного завода в г. Минске, городах Могилеве и Лиде, здание фундаментальной библиотеки АН БССР (проект был повторно применен в г. Запорожье на Украине), Дом учителя (сейчас лицей БГУ) по ул. Ульяновской, комплекс зданий Минского государственного медицинского института и общежитие для студентов по проспекту Дзержинского, школ в городах Солигорске и Бресте, детская школа искусств в г. Наровле, краеведческий музей в г. Костюковичи и много других проектов.

Работам Гольдштейна присуща высокохудожественная выразительность и градостроительная тактичность, своеобразие почерка и нестандартность решений.

Впервые в республике он разрабатывает в 1960-х годах метод серийного типового проектирования школьных зданий разной вместимости, по его проектам велось массовое строительство школ не только в Беларуси, но и Украине, России. В них полностью раскрылись талант и зрелость мастера; всего построено свыше 300 школьных зданий.

Элконо Маркович участвовал в составе авторского коллектива в международном конкурсе на проект экспериментального жилого района в юго-западной части г. Москвы, в межреспубликанском конкурсе (БССР и Литва) 1971 года на проект монумента в честь совместной борьбы белорусских и литовских партизан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в республиканском конкурсе на проект памятника матери-патриотки Куприяновой в г. Жодино, которому присуждена 2-я премия.

За годы творчества в активе архитектора — восемь научных работ по архитектуре школьных зданий, ряд статей по обобщению опыта их проектирования, строительства и эксплуатации.

В 1991 году Элконо Маркович удостоен звания «Заслуженный архитектор Республики Беларусь».

Архитекторы помнят замечательные капустники, стенгазеты, дружеские шаржи Э. М. Гольдштейна. В их памяти он остался веселым, остроумным, жизнерадостным человеком.