ГРОДНОСТЕКЛО: героика будней


Версия для печати

Чтобы совершить подвиг, нужна беспрецедентная, но разовая мобилизация мужества. Однако, как считает директор ОАО "Гродненский стеклозавод" Генрих Крупенко, не менее важна героика будней, которая заключается в ежедневном добросовестном труде, позволяющем предприятию в непростых экономических условиях укрепить позиции и сохранить коллектив. Об этом на возглавляемом им заводе знают не понаслышке. И пусть в ушедшем году здесь не реализовывались громкие инвестпроекты, руководство и специалисты целенаправленно наращивали потенциал стеклозавода, буквально "по кирпичику" выстраивая крепкий фундамент, прочные стены и надежную крышу его экономики и производства.

Ну какой же Новый год без шампанского?

Как любому представителю отрасли, Минстройархитектуры и Гродненский облисполком доводит Гродненскому стеклозаводу ежегодные показатели. Но, пожалуй, не меньше на предприятии гордятся преодолением планок, заданных собственным бизнес-планом. Так, если гродненские стекольщики ставили перед собой задачу по 100-процентному выполнению экспортного прогноза несмотря на старение печи, то по итогам 2012-го эта цифра составила 105,6 %, а по объему производства — 103 %. Год был завершен с прибылью (конкретные цифры еще предстоит подвести), что немаловажно, учитывая введение в августе дополнительного экологического налога, ощутимо сказавшегося на отечественных производителях стеклотары. Кроме того, остатки на складе составили достаточно небольшие объемы — 49 % при задании 70 %. Это радует, учитывая сезонность практически всего выпускаемого заводом товара: шампанская бутылка, к примеру, больше востребована в преддверии новогодних праздников, а пивная — в летнюю жару.

К слову, о бутылке. Помните, у Булата Окуджавы красная роза "гордо и неторопливо" цвела "в склянке темного стекла из-под импортного пива"? Советскому потребителю, неизбалованному разнообразием, любой зарубежный флакон казался изысканным. Зато сегодня практически каждое отечественное предприятие ликеро-водочной промышленности работает над узнаваемостью своей продукции, стремясь разливать ее в фирменные бутылки. На заводе под каждый ее вид приходится перестраивать оборудование, что связано с определенными проблемами. Зато теперь потребитель при покупке получает не просто качественный хмельной напиток, а, как подчеркнул Генрих Крупенко, узнаваемый белорусский сувенир. При этом, правда, у гродненских мастеров возникает вопрос: почему поставляемая на какой-нибудь ликеро-водочный завод стеклотара, которая затем вместе с содержимым продается за границу, не считается экспортом? "Ведь за рубеж спиртное попадает именно в нашей красивой бутылке!" — справедливо отмечают они. Впрочем, заводчане не опускают руки, а расширяют рынки сбыта стеклотары, с прошлого года наладив поставки в Литву, Украину и Польшу…

Надо сказать, что на Гродненском стеклозаводе в последнее время стали на себе ощущать некоторые последствия вступления России во Всемирную торговую организацию и вхождения Беларуси в единое таможенное пространство. С одной стороны, из-за этого в РФ стало больше поступать из государств-участников ВТО бутилированных спиртных напитков, в связи с чем рынок стеклотары там сузился, с другой — в нашу республику начали поставляться российские бутылки по сравнительно невысокой цене, что обусловлено рядом интеграционных преференций.

В этих условиях оставаться конкурентоспособным отечественному предприятию позволяет упомянутый переход производства от серийной к индивидуальной бутылке. "Мы поставили себе задачу удержать рынок благодаря сувенирной группе товаров", — подчеркнул директор стеклозавода. И, судя по "брендовым" названиям организаций-заказчиков, среди которых Минский завод игристых вин, Аквадив, Кристалл, Брестский ликеро-водочный завод, Белвингрупп и мн. др., гродненцам это удается. Однако в новом году им хотелось бы, чтобы о кардинальных изменениях ассортимента производителей спиртных напитков изготовителям фирменной тары становилось известно заблаговременно, что позволит им оперативно перестраивать производство.

Новинкой завода стала бутылка для минеральной воды "Придвинье". Благодаря ей не только расширился ассортимент выпускаемой стекольной продукции, но и пополнился отечественный сегмент напитков, ранее поставлявшихся потребителям лишь по импорту.

Хрупкое стекло? Сильная позиция!

Стекло традиционно является сильной позицией Гродненского завода. Ее не поколебала даже заметно усиливающаяся конкуренция на мировом рынке, связанная с заметным уменьшением в ряде стран государственных дотаций на развитие альтернативных источников энергии. В Европе, например, частично свернулись программы, направленные на использование солнечных батарей, в связи с чем местные заводы вернулись к выпуску узорчатого стекла. Однако сегодня им уже сложно бороться с белорусским производителем, обретшим за почти 90-летнюю историю известное имя и славную репутацию. Тем более — и это признают даже конкуренты! — Гродненским стеклозаводом создана эффективная товаропроводящая сеть.

На отечественный рынок реализуется порядка 20 % узорчатого стекла, остальное поставляется на экспорт. Основным (и, признаться, наиболее привлекательным в ценовом аспекте) покупателем гродненской продукции является Российская Федерация. Кроме того, стекло поставляется в Украину, Молдову, Польшу, Литву, Латвию, причем из последних двух стран — в Скандинавию. Особой гордостью заводчан является экспорт в Казахстан, Узбекистан, а с прошлого года — и напрямую в Кыргызстан. Дело в том, что эти достаточно удаленные от Беларуси государства являются географическими соседями Китая, который, как известно, конкурент "всем и во всем". Помимо узорчатого, армированное стекло поставляется также в Грузию.

На вопрос, для чего, при видимой выгоде работы с Россией, нужна такая широкая диверсификация сбыта, заместитель директора Гродненского стеклозавода Виталий Глущенко пояснил: "Действительно, наше стекло популярно на рынке РФ, где поставляется даже в Якутск. Однако, учитывая постоянный рост тарифов на железнодорожные перевозки, это со временем может стать не "плюсом", а "минусом". Поэтому сегодня мы вплотную занялись вопросами качества продукции, что даст возможность шире сотрудничать с европейскими странами-соседями".

Будьте здоровы!

Казалось бы, совсем недавно, а на самом деле полтора года назад, корреспонденты "РСГ" присутствовали в Гродно на пуске производства медицинской тары. Сегодня лекарственные препараты в прозрачных флаконах, изготовленных на стеклозаводе, реализуются по всей Беларуси. Только в прошлом году их было выпущено около 2 млн штук, а на нынешний запланировано 10 миллионов. Учитывая, что производителей похожего продукта у нас нет, да и в России их не так много, новый вид стеклотары укрепил конкурентоспособность Гродненского стеклозавода. Сделать его позиции еще прочнее могла бы стать отмена льготы по налогу на добавленную стоимость по конкретной группе товаров для импортеров: отечественному производителю вполне по силам обеспечить нашу республику медицинской тарой из прозрачного стекла.

И не только его: напомним, что в августе прошлого года Указом Главы государства были внесены изменения в программу развития стекольной отрасли, где, в частности, гродненскому предприятию предписано в 2013 году освоить выпуск медицинской бутылки из оранжевого стекла. Теперь маркетинговой службе завода предстоит проанализировать заявленные ранее Минздравом объемы этой продукции с тем, чтобы с учетом изменившихся условий, в частности, созданием ЕЭП, определиться, что из "оранжевой номенклатуры" целесообразно выпускать на месте, а что стоит отдать на откуп российским коллегам. По-видимому, предстоит также инициировать рассмотрение возможности оказания государственной поддержки предприятию (никогда, к слову, ею не пользовавшемуся) в рамках господдержки системы здравоохранения. "Затраты на модернизацию, составляющие 50 млрд рублей, при нынешних процентных ставках по кредитам — тяжкое бремя, которое может привести к убыточной работе не только наше, но и любое модернизируемое предприятие", — отметил директор Гродненского стеклозавода.

Год бережливости

Хотя, по словам руководства завода, "заоблачных планов" предприятие не строит, его ежедневная кропотливая работа внушает уважение. Например, в области снижения материалоемкости. В 2014 году первая линия будет модернизирована с целью перехода на новый метод прессования бутылки. В то время как директор предприятия Генрих Крупенко давал это интервью читателям "РСГ", специалисты Гродненского стеклозавода вели переговоры на заводе-изготовителе оборудования в Чехии. Целью модернизации являются повышение качества и снижение материалоемкости продукции. Надо сказать, что над этими вопросами специалисты из Гродно работают давно и всерьез. Так, если классическая шампанская бутылка весит 940 граммов, на заводе ее выпускают порядка 750-ти, то в планах довести вес до 680 гр. В годовом исчислении такое снижение материалоемкости составит весьма значительную цифру. Жаль только, что облегченная шампанская бутылка, при успешном экспорте, пока не востребована отечественными производителями шипучего напитка.

Не менее впечатляют итоги и перспективы работы Гродненского стеклозавода в области энергосбережения, так как на основании программы по энергосбережению в 2012 году на Гродненском стеклозаводе было внедрено четыре энергосберегающих мероприятия, что позволило сэкономить за январь — ноябрь 822 т у. т., а с учетом экономии по переходящим проектам, внедренным в 2011 г., эта цифра составила 1415 т у. т. Кроме того, за счет проведения модернизации системы утилизации тепла уходящих газов стекловаренной печи № 7 увеличилось использование вторичных энергоресурсов (ВЭР) на 81 т у. т. За прошлый год произведено 1560 Гкал тепловой энергии, что составляет 273 т у. т. Это позволило заводу сэкономить на оплате за потребленную электроэнергию более чем 700 млн рублей. Дополнительно в октябре была внедрена установка утилизации тепла отходящих газов от стекловаренной печи № 2 мощностью 0,2 Гкал/час.

В новом же году, как запланировано, ожидаемый экономический эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий составит 1389 т у. т. А проведение в рассматриваемый период модернизации технологической линии на ванной печи № 4 с одновременным внедрением установки утилизации тепла отходящих газов мощностью 0,2 Гкал в час позволит в осенне-зимний период обогревать больше зданий за счет ВЭР и уменьшить потребление тепловой энергии от городских теплосетей, что, как отметил Генрих Крупенко, актуально в свете недавней аварии системы теплоснабжения Гродно.

Рациональный подход на предприятии практикуют даже в кадровой политике. В текущей пятилетке заводу предстоит увеличить выработку на одного человека на 20 %, что позволит поднять заработную плату сотрудникам. По мнению нашего собеседника, резервы здесь очевидны, и учитывать их нужно как на "внутреннем", так и на "внешнем" уровнях. Почему, к примеру, на предприятии государственной формы собственности необходимы специалисты по пожарной безопасности или гражданской обороне в штате, в то время как частники-гиганты сотрудничают с ними по договору подряда?..

"Все перечисленные выше проекты в области снижения энерго- и материалоемкости, безусловно, требуют капиталовложений, отдача от которых ожидается лишь в перспективе. Однако жить только сегодняшним днем нельзя. Например, несколько лет назад завод потреблял в месяц около 15 тыс. кубов воды, — продолжил директор Гродненского стеклозавода. — Выполнив реконструкцию системы водоснабжения, мы эту цифру сократили более чем в два раза. Сейчас на повестке дня стоит вопрос снижения выбросов в окружающую среду (а значит, и регулярных выплат за них), что можно достичь наладкой рационального сжигания газа".

Еще одним эффективным начинанием призвана стать задуманная организация переработки стеклобоя на месте взамен того, чтобы получать его "напрямую"… через Минск.

Подобные проекты, реализуемые на предприятиях отрасли, по убеждению директора Гродненского стеклозавода Генриха Крупенко, могли бы лечь в Год бережливости в основу одноименной рубрики "Республиканской строительной газеты". Спасибо за интересную и своевременную подсказку, Генрих Александрович! Наша газета обязательно воспользуется ею. Мы приглашаем руководителей заводов промстройматериалов поделиться с коллегами опытом рачительного хозяйствования. Корреспонденты "РСГ" готовы выехать в любую точку республики, чтобы рассказать читателям о ваших достижениях в этой области.

Всего просмотров: 6 685
Опубликованно: 15.01.2013