Градостроительные перспективы Беларуси


Версия для печати

Первое заседание Республиканского архитектурно-градостроительного совета Минстройархитектуры, утвержденного приказом Министра от 29 декабря 2011 г. № 459, состоялось 31 января т. г. под председательством заместителя Министра архитектуры и строительства Д. И. Семенкевича. В состав Совета, по его словам, вошли "лучшие профессионалы со всей республики": представители органов управления архитектурно-градостроительной деятельностью, проектных и общественных организаций разных форм собственности, научно-исследовательских и учебных учреждений, а также отраслевых СМИ.

Научно-исследовательская работа

Первым вопросом на повестку дня были вынесены "Основные направления научно-исследовательских работ в области архитектуры и градостроительства на 2012 год".

Заместитель Министра Д. И. Семенкевич напомнил, что 30 августа 2011 г. Указом Главы государства № 385 были утверждены "Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 гг.".

В документе, изданном в виде книги с комментариями, конкретизированы и систематизированы подходы к новой градостроительной политике, отмечены положительные результаты реализации ряда государственных и отраслевых программ возрождения села, развития малых городов, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, а также очерчен ряд нерешенных проблем. Градостроительная политики определила пять приоритетных направлений, связанных с развитием регионов и поселений, жилой среды, транспортной инфраструктуры и улучшением архитектурного облика застройки.

"Книга — не "сухое" изложение: она иллюстрирована лучшими примерами градостроительной практики, выдержками из различных статей, которые дополняют и уточняют положения документа", — прокомментировал Д. И. Семенкевич.

На основании приоритетных направлений государственной градостроительной политики Минстройархитектуры с участием облисполкомов и проектных организаций республики был подготовлен План мероприятий на 2012 год, утвержденный заместителем Премьер-министра Республики Беларусь А. Н. Калининым.

План конкретизирует пять направлений.

Первое — это совершенствование территориальной организации Республики Беларусь, обеспечивающее успешное развитие регионов и поселений на основе использования их потенциала. Туда включены разработка методических рекомендаций по определению коэффициентов качества жилой среды населенных пунктов и районов и перечня уникальных объектов природного и культурного наследия — региональных брендов Беларуси, нуждающихся в реставрации, реконструкции, совершенствовании инфраструктуры, комплексном развитии территорий. Кроме того, это ведение Национальной системы показателей на основе методики программы ООН-Хабитат, характеризующих развитие населенных пунктов республики.

Следующее направление предусматривает "Совершенствование пространственной организации городских и сельских поселений с учетом новых принципов градостроительного планирования, предусматривающих безопасность, комфортность и эффективность поселения". В том числе: разработку типовых проектных решений малоэтажных энергоэффективных жилых домов, разработку градостроительной документации общего, детального и специального планирования; совершенствование ТНПА по регулированию плотности и этажности жилой и общественной застройки, определения параметров внутриквартальных и дворовых территорий; разработку ТКП "Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" в проектах; др.

Направление 3 "Комплексное формирование жилой среды, обеспечивающее удовлетворение различных потребностей человека, в т. ч. в жилье и социальных услугах, достижение высокого уровня благоустройства территорий" включает: обеспечение районов жилищного строительства современными объектами социальной инфраструктуры и благоустройства; разработку прогрессивных показателей, обеспечивающих комплексное развитие жилой застройки; разработку типовых проектов экономичных многоуровневых гаражей-стоянок; разработку обоснования потребительских стандартов и типологии жилья с учетом предпочтений различных социальных групп населения.

В рамках четвертого направления "Совершенствование системы региональных и городских транспортных коммуникаций, обеспечивающее снижение затрат времени на ежедневные передвижение и повышение доступности объектов различного назначения" предполагается разработка методических рекомендаций по проектированию в населенных пунктах велосипедных дорожек.

Направление 5 "Создание современного архитектурного облика страны на основе использования международных, национальных и региональных достижений в области градостроительства" предусматривает: разработку концепции развития современной национальной архитектуры Беларуси; рассмотрение важнейших архитектурно-градостроительных решений на Совете; развитие и популяризацию городских и районных Интернет-сайтов архитектурно-градостроительной тематики; повышение квалификации специалистов в области архитектурной и градостроительной деятельности; проведение очередной международной градостроительной конференции и смотров-конкурсов отечественных архитектурных объектов.

"Выполнение Плана на текущий год можно считать работой подготовительного этапа, которая в течение пятилетки получит свое развитие, в т. ч. на местах", — отметил Д. И. Семенкевич, предложив вышеуказанные Основные направления и План взять за основу при формировании тематики научно-исследовательских работ в области архитектуры и градостроительства на 2012 год. "Безусловно, жизнь не стоит на месте. С появлением новых идей и задач эта тематика будет ежегодно актуализироваться", — подытожил председатель Совета.

В порядке обсуждения

Первый пункт повестки дня вызвал большой интерес и активное обсуждение членов Совета.

Директор ОАО "Гомельпроект" А. И. Тишкевич отметил, что существует ряд вопросов, которые более детально следует рассмотреть на заседаниях: "Первый, буквально лежащий на поверхности, связан с тем, что сегодня не работает интерес в проектном деле (равно, как в науке и строительстве). Современный рынок пока не стимулирует развитие и внедрение новых научных достижений. Поэтому, возможно, следует вернуться к существовавшему в советское время т. н. "ГДР-му эксперименту", когда за внедрение "нового и передового" поощрялись заказчики, проектировщики и подрядчики". К слову, сравнительно недавно заместителем мэра Москвы В. И. Ресиным был подписан документ, возвращающий к этой практике с целью заинтересованности участников процесса.

Непосредственное отношение к сказанному, по мнению выступающего, имеет следующая практика: включение в перечень для повторного применения разработок проектных институтов без поощрения их авторов, чьей интеллектуальной собственностью являются проекты.

По словам А. И. Тишкевича, следовало бы пересмотреть ряд норм. К примеру, по инсоляции, которые, к слову, в России на час меньше. За этим небольшим, казалось бы, отрезком времени скрывается большая плотность застройки, лучшая градостроительная маневренность, экономическая выгода и т. п. Тем более, что согласно исследованиям российских ученых, больший эффект дает не солнечное, а естественное освещение. Тем более, что, как известно специалистам, нормы по инсоляции на практике применяются "с натяжкой". Можно ли считать нормативной освещенность, когда солнечный луч попадает на край окна или верх стены? Тем более, что проектная инсоляция затем часто снижается в процессе эксплуатации за счет штор, высоких зеленых насаждений и пр.

Что касается летних помещений, то, к примеру, в Санкт-Петербурге на центральных магистралях давно запрещено делать балконы и лоджии, которые потом хаотично остекляются. Возможно, в нормы следует включить устройство летних помещений по требованию заказчика. То же касается принудительной вентиляции.

Директор ОАО "Гомельпроект" напомнил, что советские нормы предполагали в первые два года эксплуатации дома повышенный расход тепла. Затем это было исключено, и сегодня не редко тепло вообще недодается. Люди, жалуясь на холод, заклеивают окна и закрывают вентиляцию. Как следствие — повышенная влажность…

"Хотелось бы, чтобы работа Совета была не формальной, а сориентированной на потребности, которые есть у проектировщиков, строителей и, в конечном счете, потребителей", — подытожил свое выступление А. И. Тишкевич.

Учитывая, что в Плане мероприятий на 2012 год большое внимание уделяется объектам историко-культурного наследия, А. В. Астапович, председатель ОО "Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры", подчеркнул необходимость создания базы технических документов, которые регламентировали бы соответствующие проектные работы: "Считаю, что нужно включить в План подготовку и утверждение ТКП по проведению разработки проектно-сметной документации на объектах историко-культурного наследия, территории комплексных историко-культурных ценностей и в зонах охраны историко-культурных ценностей".

В свою очередь "назревшей" назвал заместитель председателя Миноблисполкома — главный архитектор Минской области А. А. Волович проблему проведения тендеров по градостроительной документации: "В республике считанное число проектных организаций, способных ее разрабатывать. И когда объект выставляется на тендер, то его по "ценовому признаку" выигрывает организация, у которой в активе только "ручка и бухгалтер" и которая затем нанимает выполнять эту работу профессиональных специалистов из проектных институтов. Думаю, что особенно в отношении генпланов городов и других документов специального планирования Минстройархитектуры необходимо утвердить список, который будет основанием для не проведения тендеров. Иначе градостроительная политика может быть вообще погублена. Тем более, что в областях практически нет службы заказчика для проведения тендера: все "замыкается" на УКСах, которые являются хозрасчетными организациями, или на комитетах архитектуры, в которых "физически" для этого нет людей".

Главный архитектор г. Минска, председатель Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома А. Н. Петров поддержал тему, поднятую А. А. Воловичем. Он отметил, что недавно проверка Госконтроля выявила в Комитете архитектуры и градостроительства Мингорисполкома недочеты по процедурам тендеров, а также по порядку хранения и использования градостроительной документации: "Вся она сегодня является материальной ценностью, которую мы должны оприходовать, взять на баланс и хранить без права списания".

Возвращаясь к тендерам, он в развитие предыдущего выступления предложил, чтобы Минстройархитектуры взяло под свой контроль разработку градостроительной документации, утверждая ее перечень с определением проектировщиков. "Тем самым мы были бы гарантированы от проблем с тендерами, — выразил уверенность он. — Сегодня благодаря ценовым предложениям их могут выиграть непрофессиональные организации".

А. Н. Петров также заострил внимание на предложении разделения норм на обязательные и рекомендуемые: "Это абсолютно правильно, потому что наличие исключительно обязательных нормативов вырастило уже не одно поколение проектировщиков и экспертов, которые "отвыкли думать", принимая решения — главное, чтобы проект соответствовал нормативам, а есть ли в нем здравый смысл, порой, отходит на второй план".

В то же время он констатировал, что отнесение нормативов к рекомендуемым будет нести тяжелый и затяжной характер. "Все отраслевые министерства будут доказывать, что их нормативы — самые обязательные. Мол, "они и только они" заботятся о здоровье и безопасности наших граждан".

К примеру, МЧС, которое, безусловно, делает большую работу. Анализ, проведенный по развитым странам по количеству пожаров и тяжести последствий на 1000 населения показал, что там (при том, что на пассивные пожарные мероприятия тратится меньше) положение практически аналогичное нашему. "Сегодня у нас МЧС буквально к каждому подъезду "пристраивает пожарную машину", — обратил внимание А. Н. Петров. — Вместо того чтобы закупать противопожарную технику, требует проектировать незадымляемые лестницы, системы гидравлики и т. п. Причем все это осуществляется не за средства, которые отпускаются непосредственно на активную противопожарную защиту, а за счет удорожания квадратного метра. Если бы эти затраты ложились на МЧС, то оно, наверное, переделало бы свои нормативы…

Несмотря на то, что у Министерства архитектуры и строительства сохранены функции Госстроя, оно сегодня порой воспринимается как "равное среди равных" министерств. Поэтому пересмотр, какие нормы являются обязательными, а какие — рекомендуемыми, будет протекать достаточно сложно. Тем не менее этот механизм необходим".

Большое внимание в своем выступлении А. Н. Петров уделил кадровому вопросу. В свое время он стоял у его истоков, возглавляя Центр аттестации специалистов в строительстве: "Сегодня, проанализировав накопившийся опыт, могу сказать, что аттестация проектных работников — самая сложная. Аттестовать строительного рабочего очень просто, как и любого другого, выполняющего какой-либо законченный технологический процесс. Но критериев, по которым мы могли бы объективно оценить знания проектировщика, в настоящее время нет.

Не случайно во многих развитых странах аттестация этой категории специалистов, как правило, возложена на плечи цеховых организаций — союзов, палат и прочих, которые оценивают проектировщиков не столько по каким-то жестким критериям, сколько по совокупности действий. За рубежом нередко практикуется т. н. "дневник специалиста". К примеру, архитекторы и инженеры Великобритании фиксируют там участие в выставках, посещение лекториев и другие мероприятия, на которых они получают дополнительную информацию. И время от времени такие дневники предъявляются профессиональному объединению как доказательство развития своего мастерства.

Возможно, нам также следует вовлекать в аттестацию проектировщиков Белорусский союз архитекторов, в т. ч. путем проведения мероприятий по повышению квалификации и кругозора специалистов различных направлений с выдачей участникам сертификатов, по совокупности которых впоследствии их аттестовывать".

"На 200 %" ко всему выше сказанному присоединился Заслуженный архитектор Беларуси, главный архитектор УП "Минскградо" Я. Л. Линевич. Он предостерег от излишне активной, на его взгляд, увлеченности "индустриализацией", дабы не утратить индивидуальных решений в застройке Беларуси: "Индустриализацию надо использовать, но так, чтобы каждый район делать индивидуальным. Сегодня Минск наладил производство высоток, и, уплотняя существующую застройку, ставит их "где попало". По существу, сегодня не соблюдается политика по размещению высотных зданий".

Он отметил также важное противоречие в области гаражного строительства. Проектные организации проектируют нормативное количество парковочных мест, однако до реализации зачастую дело не доходит. Так, институт "Минскградо" сделал работу по почти 90-процентному обеспечению города "этажерками", но в новых районах ни одна из них не строится. Выходом, по словам выступающего, должно стать выделение на эти цели бюджетных средств.

Кроме того, по мнению Я. Л. Линевича, при размещении в существующей застройке одного-двух объектов следует не разрабатывать проект детальной планировки уже сложившегося и благоустроенного района, а делать градостроительное обоснование размещения. Это сэкономит значительные бюджетные средства.

Заслуженного архитектора Беларуси, директора персональной творческой мастерской Л. В. Москалевича в новом порядке ценообразования настораживает возможность разработки "Строительного проекта" подрядчиком: "Это означает, что заказчик, разработав проектную документацию на стадии "Обоснование инвестирования" или "Архитектурный проект", выставляет этот проект на торги и определяет дальнейшего разработчика "Строительного проекта". Если на стадии "Обоснование инвестирования" это еще возможно, то, сделав "Архитектурный проект", отдать заказчику и подрядчику переработать конструкцию или планировочное решение моего проекта — недопустимая вещь".

Сегодня широко обсуждается вопрос о необходимости повышения статуса и роли ОО "Белорусский союз архитекторов". В связи с этим, председатель БСА А. И. Корбут считает, что Союз может и должен стать одним из самых активных действующих лиц при выполнении мероприятий Плана на 2012 год, в первую очередь, по организации выставок и других творческих проектов.

Он также напомнил об утраченной практике адресной рассылки РУП "Стройтехнорм" проектов ТКП для обсуждения комиссиями Союза и внесения замечаний и предложений по их совершенствованию: "Конечно, они размещаются для ознакомления на сайте организации, однако адресная рассылка будет более действенной".

Полюса "Магнита"

Вторым вопросом на повестку дня было вынесено рассмотрение проектного предложения размещения объекта "Пристройка к торговому центру "Магнит" по ул. Первомайской, 34а в г. Могилеве" (заказчик — ТС "МагнитСервисЦентр", разработчик — ЧПУП "ГМВ Проект"), учитывая общественный резонанс проекта и неоднозначность его оценок со стороны могилевчан.

Как рассказал руководитель персональной творческой мастерской И. К. Виноградов, проект трижды рассматривался на архитектурно-градостроительном совете г. Могилева. Учитывая близость двух историко-культурных ценностей Могилева — музея им. Масленникова (ранее — Земельный банк) и бывшего Дворянского собрания, он был скорректирован: вместо 6 тыс. м2 стал 2,5 тысячи, лишился подземной парковки и т. д. "Мы бережно подошли к существующей застройке, — прокомментировал выступающий. — Так, здание новой пристройки к торговому центру будет иметь зеркальный фасад, чтобы не нарушать сложившийся архитектурный облик площадки в центре города. Также предусматриваются сокращение территории автопарковки и благоустройство расположенного рядом сквера". Окончание строительства и реконструкции прилегающей территории запланировано на 2013 год.

Л. Н. Смирнова, заместитель директора УП "БЕЛНИИПГРАДО-СТРОИТЕЛЬСТВА", Заслуженный архитектор Беларуси не исключает возможность размещения торговых комплексов в исторических центрах городов. Однако при этом нужно принимать во внимание масштаб объектов. Кроме того, там не следует размещать продовольственных магазинов — это должны быть небольшие бутики и кафе (как, впрочем, и запроектировано в Могилеве). Кроме того, надо решить вопрос обеспечения парковочными местами в необходимых количествах. И, к тому же, размещение объекта в историческом центре должно быть одобрено Минкультуры. "Очень важно, что мы обсуждаем на Республиканском архитектурно-градостроительном совете Минстройархитектуры тему размещения торговых объектов в исторических центрах наших городов", — отметила она.

Подводя итог, Д. И. Семенкевич подчеркнул, что такие объекты, бесспорно, заслуживают внимания Совета — здесь речь идет не только об архитектуре, но и большом пласте вопросов, поднятых в ходе заседания: нормотворчества, персональной аттестации и т. д.

"Крупные торговые комплексы могут находиться в центрах городов, что показывает международная практика, — обратил внимание он. — В то же время их проектирование должно осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и при соблюдении требований полного пакета исходно-разрешительных документов, включая градостроительные регламенты".

В завершение члены Совета обсудили тематику будущих, в том числе выездных региональных заседаний.

Год книги

Вышло в свет издание "Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 годы" (Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.2011 № 385 с комментариями).

Целью градостроительной политики является дальнейшее совершенствование среды жизнедеятельности на основе внедрения инновационных подходов в области градостроительства и поэтапной реализации планов социально-экономического развития страны, ее регионов и населенных пунктов.

На 2011–2015 годы определены пять основных направлений градостроительной политики, связанных с территориальной организацией Республики Беларусь, планировкой поселений, комплексным формированием жилой среды, развитием транспортной инфраструктуры и улучшением архитектурного облика страны.

Направление 1. Совершенствование территориальной организации Республики Беларусь, обеспечивающее успешное развитие регионов и поселений на основе использования их потенциала.

Направление 2. Совершенствование пространственной организации городских и сельских поселений с учетом новых принципов градостроительного планирования, предусматривающих безопасность, комфортность и эффективность поселения.

Направление 3. Комплексное формирование жилой среды, обеспечивающее удовлетворение различных потребностей человека, в том числе в жилье и социальных услугах, достижение высокого уровня благоустройства территорий.

Направление 4. Совершенствование системы региональных и городских транспортных коммуникаций, обеспечивающее снижение затрат времени на ежедневные передвижения и повышение доступности объектов различного назначения.

Направление 5. Создание современного архитектурного облика страны на основе использования международных, национальных и региональных достижений в области градостроительства.

В издании также изложены задачи и меры по реализации основных направлений градостроительной политики.

Всего просмотров: 8 753
Опубликованно: 13.02.2012