Градостроительное развитие города Минска: 1891–1910 годы


Версия для печати
(Окончание. Начало — в "РСГ" №№ 42, 46 за 2010 г. и №№ 3, 6,10, 15, 18, 22, 27, 31, 34, 38, 42 за 2011 г.)

Два десятилетия на рубеже веков для Минска (без преувеличения) можно назвать эпохой графа Карла Эмериковича Чапского. Он, избранный на пост городской головы в 1890 г., за десятилетие сумел превратить Минск в один из самых динамично развивающихся городов империи. После поданного им в 1901 г. рапорта о досрочной отставке, Минск и в последующие годы продолжил свое плановое развитие по направлениям, заданным графом Чапским.

В этот период в Минске выполнялись многочисленные работы по картографированию окружающих город земель, создавалась серия планов проектного и специального назначений. Обзор архивных документов позволяет, с одной стороны, выявить сведения о происходивших процессах в застройке территорий города, с другой — констатировать ряд "белых пятен" в истории планов Минска.

Первым из серии специальных стал разработанный в 1887–1890 гг. план в составе проекта на строительство конно-железной дороги в г. Минске, названный как "План показания всех линий конно-железной дороги, пояснительной записки с приложением продольных и поперечных профилей и чертежа моста у Нижнего базара". После открытия движения по двум линиям Центральной и Александровской, 7 сентября 1892 г. в МВД был утвержден проект на устройство соединительной ветви между линиями конки. План ценен тем, что на нем обозначены состоявшиеся застройки в бывших урочищах — Переспа, Пироговка, Однополь, Тучинка, Уборки, Золотая Горка, Долгий Брод, вошедших вскоре в состав городской черты.

Следующие проектные изыскания связаны с проведением работ по улучшению водоснабжения города. В октябре 1893 г. графом Чапским был приглашен Виленский городской инженер Якушевский, которому поручалось исследовать городское пространство для выбора мест устройства артезианских колодцев с обозначением их на плане Минска.

В 1899 г. был составлен план существующего устройства и развития водопроводных коммуникаций. К этому времени сеть охватывала только 15 улиц, на ней было устроено 12 пожарных гидрантов, что никак не соответствовало реальным потребностям города. Для развития водопровода городское управление было вынуждено прибегнуть к нескольким облигационным займам, за счет которых предполагалось провести работы по благоустройству города и продолжить сеть водопровода по направлению ул. Московской, по Захарьевской на Белоцерковную и через Троицкую площадь к ул. Александровской.

Учитывая стремительный рост населения и развитие промышленности, городское управление ходатайствовало перед Правительством о передаче городу земель, находящихся в округе. Указами 1893–1895 гг. было объявлено о расширении территории Минска с включением в ее состав земель уезда в размере 1894 десятин. В последующем город еще дважды наделялся землей общей площадью 2188 десятин. Такой прирост земельных участков заставил городское управление провести разработку нового регулирующего документа для освоения территорий. Составление его было начато в мае 1894 г., и уже 9 января 1896 г. "План проектного распространения г. Минска" утвердили в МВД. В настоящее время установить местонахождение этого плана не удалось. Известно только об одном дополнении к нему. В 1893 г. в городское управление обратился председатель Минского отдела Российского общества покровительства животным. Желая дать пример жителям города и губернии по ограждению лошадей от жестокого с ними обращения, общество просило разрешить построить на одной из торговых площадей "образцовую кузню". Необходимость ее устройства была "обусловлена той пользой, которую она принесет городскому населению, а также сельскому приезжающему в город в смысле более правильной ковки лошадей и сохранения через это здоровья животных, часто получающих болезни и даже увечья от неумелой ковки". Плата за ковку лошадей должна была следовать на лечение животных и расширение сферы деятельности общества в уездных городах. Несмотря на благородную цель, для размещения такого "огнеопасного" объекта на Троицкой площади потребовалось разрешение Сената.

Однако план 1896 г., выполненный крайне поспешно, в своем применении оказался недееспособным. Уже весной 1898 г. в протоколах Думы отмечалось: "в работе с ним выявилась масса искажений и просто неверностей, по которым показанные улицы, переулки и площади не соответствуют натуральному их положению; чертеж не только в частностях, но и в общем очертании города настолько расходится с действительностью, что все работы по нему требуют по каждому действию проверки и сличения на местности…". Граф Чапский решил не дополнять и не исправлять план, а провести разработку нового, соответствующего реалиям и задачам развития Минска. Городской голова получил в МВД разрешение на выделение 40 тыс. руб. для составления нового плана. Работа была поручена специально приглашенному берлинскому землемеру Дроссу, которую он и завершил в апреле 1899 г.

31 мая того же года, рассмотрев проект, Дума постановила "вновь составленный г-ном Дроссе план существующего расположения г. Минска и включенных в черту его земель вполне может служить основанием для застройки города и проектирования его расширения и урегулирования, а вернее — для замены плана, утвержденного в 1896 г. План признается удовлетворительным, хотя и требующим некоторых дополнений, после выполнения которых представить этот план на утверждение установленным порядком". Из наиболее значимых мероприятий, проводимых в тот период в Минске, следует выделить два: это реконструкция центра города и осуществление массовой жилой и промышленной застройки на вновь присоединенных землях. В эти годы окончательно сформировался вид Соборной площади. Сама форма площади с примыкающими к ней девятью улицами-въездами имела вид многоугольника, более спрямленного по южной и западной сторонам.

Реконструктивные мероприятия в ядре городского центра в 1852 г. завершились перестройкой здания бывшей гимназии в новый корпус губернских присутственных мест: был надстроен 3-й этаж, а фасад декорирован в стиле классицизма. В последующем к нему пристроили корпус здания окружного суда. В связи со сносом ратуши в 1856 г. пожарную каланчу перенесли на башню старых присутственных мест. Главным объектом строительства на площади стал Петро-Павловский собор. Его вновь начали перестраивать в 1894 г., хотя храм после пожара 1835 г. неоднократно претерпевал изменения, особенно капитально — в 1850 и 1870 гг. По свидетельству современников, его вид был "замечателен своим изяществом и простотой", но отмечалось, "что в его архитектурном облике не отражена православная суть".

Реагируя на ходатайства местной епископии, Святейший Синод командировал в Минск Е. Л. Морозова для осмотра. Ему и поручили составление проекта с целью придания благолепия святыне. В 1898 г. строительство было завершено, и храм получил пятиглавое завершение. Со стороны главного фасада в здание вели три "перспективных" (сужающихся в глубину) портала. Стены были покрыты светло-розовой краской, элементы архитектурной пластики — желтой. Такое цветовое решение выделяло собор из блеклой, окружающей его застройки. Доминирующее положение храма в силуэте города усиливала высокая колокольня.

Следующим объектом перестройки в 1909 г. стал Гостиный двор. Главный фасад здания выстроили параллельно фасаду старых присутственных мест, изменили планировку и надстроили 3-й этаж, фасады оформили в стиле модерн. На площади снова разбили сквер, в центре которого установили памятник императору Александру II. Также перестроили большинство фасадных частных домов. Теперь площадь приняла прямоугольную форму, и архитектурный ансамбль получил свое окончательное завершение, знакомый нам по многочисленным фотографиям.

Из числа планов, составленных в период 1903–1910 гг., три наиболее значимы. Первый — это "План г. Минска" 1910 г. с нанесенной нумерацией 698 кварталов, составленный по результатам инвентаризации земель и городского имущества. Следующим был выполненный типографским способом "План губернского города Минска, дополненный по утвержденному плану в 1896 г.". Нужно сказать, что хотя время и состав дополнений его относительно плана 1896 г. неизвестны, этот план был широко растиражирован. Кроме того, по нему были осуществлены наименования 200 улиц и переулков города и нумерации 7639 домов. Первым в отсчете нумерации домов было принято здание Петро-Павловского собора.

Третий "План губернского города Минска" был издан в 1910 г. в представительских целях лито-типографией Л. Дворжеца как план ситуационного вида. Сравнение его с планом фактического состояния города середины XIX в. показывает, что город разрастался главным образом в юго-западном направлении, вокруг пересечения железных дорог — Брестской и Либаво-Роменской. В целом сложившаяся планировка города имела ряд недостатков. Отдельные районы оказались разобщены между собой железнодорожными линиями, большими складскими и промышленными территориями, рекой. В сложившейся схеме города отсутствовала какая-либо законченная планировочная система городских магистралей, которая бы обеспечивала нормальную связь отдельных частей между собой и давала бы возможность управлять потоками быстро растущих грузоперевозок. Это привело к тому, что улицы, соединяющие вокзалы, центр и рынки, превратились "в не проездные ущелья" — настолько они были перегружены. В то же время началась застройка низинных территорий у реки, и ежегодно при наводнениях здесь подтапливались дома. Десятилетиями длилась переписка о выкупе и сносе отживших свой век мельничных плотин. Но проекты по нормализации водного режима реки оставались только на бумаге, избавить город от наводнений так и не удалось.

Еще одним недостатком в застройке было стихийное расположение и чередование жилых, промышленных и складских кварталов в новых частях города. Размещение заводов и фабрик в гуще жилых кварталов, без разрывов между ними, отсутствие в окраинных районах зелени и элементарного благоустройства — все это превратило многие части города в трущобы, которые после очередного пожара влачили жалкое существование.

Новый этап градостроительного развития столицы начался в 1926–1927 гг. Основой при составлении предварительной схемы реконструкции города стал план 1898 г. В начале 1930 г. в Ленинградском филиале государственного института проектирования городов РСФСР (Гипрогор) был разработан первый генеральный план столицы. По нему новый административный и общественным центр Минска создавался в районе современной площади Независимости.

Автор выражает благодарность за консультационную помощь и предоставленные материалы: В. Н. Денисову, Р. В. Боровому, Ю. В. Чантурия, А. Л. Кыштымову, О. И. Дерновичу, И. И. Сацукевичу, П. С. Ростовцеву, В. А. Воложинскому и особо — Г. И. Шостак и Е. С. Шапиро.

Всего просмотров: 7 038
Опубликованно: 19.12.2011