Градостроительное развитие города Минска: 1850–1859 годы


Версия для печати
(Начало темы — в "РСГ" №№ 42, 46 за 2010 г. и №№ 3, 6,10, 15, 18, 22, 26, 31 за 2011 г.)

25 сентября 1858 г. в Царском Селе Его Императорское Величество Александр II утвердил с резолюцией "Быть по сему" новый проектного вида план для губернского города Минска.

В середине ХІХ ст. здание ратуши превратилось в один из главных центров культурной жизни Минска. После 1835 г. из ратуши были переведены в специально нанятый частный дом управа полиции, городская дума, магистрат и словесный суд. Тем самым, были освобождены 2-й и мансардный этажи. На первом этаже были оставлены 1-я городская полицейская часть и главная гарнизонная гауптвахта. Как отмечалось, здание ратуши с крытой белой жестью башней, на которой развевался флаг с гербом, имело довольно красивый вид. При составлении триангуляции Минской губернии координаты шпиля ратуши были включены с числом 78 астрономических точек и составляли: широта 53.54'.14" и долгота 2.46'.16" — от Пулково; 25.13'.10" — от Парижа.

В это время городской оркестр принял под свое управление капельмейстер В. Стефанович. Его "городская музыка" в праздничные дни играла на балконе ратуши, а в летнее время с 1 мая по 1 сентября концерты исполнялись ежедневно от шести до семи вечера. С июля 1836 г. на втором этаже в зале ратуши устраивалась постоянно действующая выставка "всех вообще разных материалов, предметов и изделий в Минской губернии существующих". В дополнение к выставке с октября 1839 г. переводится губернская публичная библиотека, имеющая в своем собрании свыше 2000 книг. 24 сентября 1845 г. по предложению губернатора, нашедшего "…удобным для пользы города устроить в доме ратушного здания помещение для театральных представлений, с тем чтобы деньги от каждого спектакля обращаемы были в городской доход", поручает немедленно заняться городскому главе его устройством. Вскоре в ратуше начались премьеры "Русского городского театра". Польский и русский репертуар обновлялся каждые две недели. Большой популярностью пользовались комедия "Трубочисты", комедия-оперетта "Два учителя, или осел осла погоняет", водевиль "На людях мила, а дома с мужем сатана".

Поворотным моментом в истории минской ратуши стал 1851 г. В марте месяце губернатором на Высочайшее имя был представлен ежегодный доклад о состоянии губернии. В тексте, среди описаний состояния казенных учреждений и зданий, по статье о главной военной гауптвахте при ратушном здании в Минске против подчеркнутых слов, "…что здание это весьма ветхое, занимая собою часть главной площади, стесняет ее и закрывает вид соборной церкви и вновь строящихся присутственных мест", последовала собственноручная Его Императорского Величества резолюция: "Сломать, а караул перевести в строение старых присутственных мест". В действительности же само здание ратуши после осуществленного 5 лет назад основательного ремонта находилось в нормальном состоянии, для поддержания экстерьера проводились регулярные поправки на фасадах. В ветхом и запущенном состоянии находились именно комнаты и сооружения гауптвахты. Очевидно, что на самом деле поводом для разрушения здания ратуши явилось то, что "…оно своим существованием напоминало жителям об обычаях минувшего времени, о магдебургском праве, Литовском статуте…". Одновременно губернатор приказал уничтожить и ратушный бульвар: "Срубить тополя, потому что они будут мешать войскам свободно маршировать и упражняться на площади…".

Но не только этим Минск обязан новому губернатору. Как оказалось, город стоял на пороге градостроительных перемен. В период 1852–1857 гг. определяются перспективы дальнейшего развития Минска. 11 июня 1852 г. в поручении для губернского правления, строительной комиссии и городской думы губернатор предписывает: "Давно отмечается, что назначенная по Высочайше утвержденному плану 1817 г. распланировка внутри города по ул. Завальной, Раковской, Немигской совершенно не соответствует настоящему его расположению ни в направлении улиц, ни в постройке зданий, а вне города многие части, как то Ляховка, Татарский конец, Троицкая гора совершенно не сообразны с планом. Сама обстановка в городе давно не соответствует потребностям в отношении предметов, имеющих влияние на здоровье жителей, хозяйственную их деятельность, в местном полицейском управлении относительно удобства надзора и безопасности жителей в случае пожара. По обсуждению этого вопроса начальника губернии с генерал-губернатором края признано необходимым составить новый проектный план для города Минска...". Губернатор поручает образовать комиссию для разбора документов на право владения землями в Минске и его черте под председательством вице-губернатора. Для горожан предписывается предо-ставить в течение восьми месяцев в губернскую чертежную документы на права владения землей, "… которые нужны к открытию в натуре по плану 1817 г. улиц, кварталов и набережных в самом городе и черте оного". Вместе с этим, губернскому землемеру поручается измерить и составить геометрический план всей вообще земли в окрестностях города.

2 апреля 1856 года, по предложению губернатора, образована комиссия из состава городской думы, врачебного и полицейского управлений, служителей губернской чертежной и трех представителей от торгующего сословия города для рассмотрения заявлений, поданных от горожан, обсуждения и разрешения возникших вопросов сообразно с местностью и потребностью города. В результате при составлении чертежа нового проектного плана к исполнению землемером было предписано следующее.

В отношении назначения пространства города: по случаю постепенного разрастания города, в чертеже необходимо назначить 27 новых кварталов, в которых следовало предложить 365 номерных участков с показанием проектируемых построек и при них огороды и сады.

В области планировки улиц и площадей необходимо было предусмотреть выполнение следующих условий: в отношении народного здоровья — при расположении улиц, чтобы они предоставляли движение воздуха, чтобы не пролегали по улицам низким и болотистым, чтобы предоставляли всем частям города удобный доступ к пользованию чистой и здоровой водой. На случай пожара следовало устранить имеющиеся тупиковые переулки и организовать улицы для скорейшего подъезда.

Эти изменения необходимы были как для удобного сообщения между всеми частями города, так и в хозяйственном и торговом отношениях. Главное же — в случае пожара. Например, кварталы, расположенные в первой части города возле городского острога до ул. Татарской, а с другой стороны — до еврейского кладбища, имели сообщение с водой весьма далекое. За таковою нужно отправляться на Ляховку, к городскому саду или на Нижний рынок, а при значительном расширении города езда по существующим узким и не замощенным улочкам и переулкам была весьма замедлена, что в случае пожара весьма опасно.

Площади рассматривались как резервуар чистого воздуха. Кроме того, им придавались разные значения. Так, Новомейскую, как находящуюся в лучшей части города, планировали под бульвар, а также под проведение ежегодной контрактной ярмарки для устройства временных балаганов. Высокий рынок, помимо бульвара, должен был стать местом смотра войск и биржи извозчиков. Площадь Троицкой горы была предложена под дровяной и сенный рынок, а также для продажи рогатого скота и лошадей, постройки торговых амбаров. Были определены также специальные места для кузниц, лесопилен, квасоварен, пивоварен и горшечных заводов, пр. Кроме того, на чертеже планировалось показать устроенные восемь городовых будок и определить огороды для полицейской и пожарной команды.

24 мая 1856 г. план и журнал заседания комиссии с сопроводительной запиской были направлены в Минское губернское правление. Потребовался еще год для уточнения всех деталей, будущего вида города, и 9 сентября 1857 г. составлен "План г. Минска настоящего вида" с показанием всех существующих в черте города зданий. В январе 1858 г. план "как заменительный проект урегулирования города Минска" направляется в Департамент проектов и смет, откуда 21 июля представляется на Высочайшее рассмотрение.

В течение 7 лет желающих принять на себя подряд по сломке Минской ратуши среди горожан не находилось. Окончательно здание уничтожили только в октябре 1858 г., когда начали выполнять подготовительные работы к приезду Александра II: вымостили и отремонтировали многие постройки, место же, где были ратуша и бульвар, очистили от мусора, кореньев и замостили.

Городская дума по-хозяйски использовала материал, который остался после разбора здания ратуши. Например, из кровельного железа, которым была накрыта крыша, изготовили таблички с названием городских улиц и номерами домов. Из деревянных конструкций здания сделали две беседки в городском парке. 27 октября 1858 г. оставшийся материал был продан с публичных торгов за 70 руб. 40 коп.

Всего просмотров: 6 874
Опубликованно: 19.09.2011