Год эффективной организации строительного производства


Версия для печати

В сложных условиях функционирования экономики в 2011 году выполнение показателей Программы социально-экономического развития республики стало приоритетным направлением развития отечественного строительного комплекса. "В этот непростой период приходилось оперативно принимать нестандартные тактические решения, не меняя стратегических целей, — подчеркнул Министр архитектуры и строительства А. И. Ничкасов, открывая 4 февраля т. г. работу заседания коллегии Минстройархитектуры, посвященной итогам деятельности стройкомплекса в 2011 г. и перспективам на 2012 г. — Принятые тактические меры позволили сохранить предприятия, своевременно выплачивать заработную плату, не допустить существенного экономического спада и свертывания социальных программ, а также продолжить крупномасштабную модернизацию строительной отрасли, начатую в 2009 и 2010 годах. Мобилизация всех внутренних резервов отрасли позволила выполнить поручения Главы государства по сдерживанию роста стоимости строительства жилья и других объектов, финансируемых за счет бюджетных средств".

К новым свершениям

В работе коллегии приняли участие заместитель Премьер-министра Республики Беларусь А. Н. Калинин, заместители председателей облисполкомов и Мингорисполкома, представители Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Минфина, Минэкономики, Комитета Госконтроля, Генпрокуратуры.

Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь А. Н. Калинин проанализировал выполнение прогнозно-экономических показателей в целом по республике за прошедший год. Из 15 важнейших прогнозных параметров выполнено 12 (не выполнено три показателя, это: прямые иностранные инвестиции на чистой основе, снижение энергоемкости ВВП, ввод жилья в эксплуатацию).

Основными причинами невыполнения данных показателей явились временная нестабильность на внутреннем валютном рынке, большая курсовая разница, невысокая эффективность производства. Кроме того, определенное влияние оказала проводимая политика по сжатию внутреннего спроса, сокращению расхода бюджета, оптимизации инвестиционных государственных программ и кредитования жилищного строительства.

Определяя задачи на текущий год, заместитель Премьер-министра обозначил следующие: рост ВВП должен составить 105,5 %; рост инфляции — не более 19 %, снижение уровня материалоемкости продукта — минус 2–3 %, удельный вес отгруженной инновационной продукции — не менее 14,5 %, создание производств с высокой добавленной стоимостью. В обеспечении этих показателей должен быть большой вклад Минстройархитектуры.

Чтобы гибко решать поставленные задачи, Правительство республики приняло ряд инновационных подходов и изменений: снижение ставки налога на прибыль с 24 до 18 %, внедрение механизма переноса убытков на прибыли будущих периодов, др.

С каждым годом растет конкурентная борьба на внутреннем и внешнем рынках. В прошлом году лучше всех сработали промпредприятия, где темп роста составил более 160 %, что позволило серьезно улучшить финансово-материальное положение, повысить заработную плату и экспортный потенциал.

Что касается итогов работы Минстройархитектуры за прошедший год, то там также проделана определенная положительная работа, хотя ряд доведенных прогнозных показателей обеспечить не удалось. В том числе из-за проблем с финансированием, которые должны быть устранены в т. г.

Говоря о строительстве за рубежом, А. Н. Калинин напомнил, что заключены договоры на сумму 27 млн долл. США, еще 180 млн долл. США находятся пока на стадии договоренностей. Лучше всех здесь сработали гомельчане, которые ввели за рубежом 25 тыс. м2 жилья. Начали работу в этом направлении Гродненская и Витебская области.

Чтобы выйти на зарубежные рынки более организованно, принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2012 г. № 78 "О создании государственного инжинирингового производственного объединения "Белинжиниринг". Для оптимизации работы в этом направлении Минстройархитектуры организована регулярная учеба. Так, на 21–22 февраля т. г. намечен совместный белорусско-литовский семинар по тематике инжиниринга.

В выступлении А. Н. Калининым было уделено большое внимание совершенствованию проектной деятельности, в частности, вопросу внедрения инноваций, приоритетному применению отечественных строительных материалов. При проведении государственной экспертизы проектов главное внимание должно уделяться объемам сэкономленных средств. Принципиально также, чтобы отраслевая наука была "на десять шагов" впереди строительного производства.

Что касается объемов жилищного строительства, то в 2013 г. объем кредитования будет тем же, что и в 2012 г.

А. Н. Калинин также напомнил о том внимании, с одной стороны, и спросе к стройкомплексу, с другой, проявляемыми Главой государства. В связи с этим остро встает кадровый вопрос. И здесь на первый план выходит роль руководителя, который должен работать "с блеском в глазах", поднимая выработку, обеспечивая достойную заработную плату и условия труда рабочих. Необходимо также повышение авторитета отраслевого профсоюза. "Человек должен идти работать на свое предприятие с гордостью", — подчеркнул он.

Подытоживая свое выступление, заместитель Премьер-министра Беларуси А. Н. Калинин поблагодарил участников заседания за результаты и достижения в 2011 г. и выразил уверенность, что в текущем году строители порадуют новыми возведенными объектами, архитектурными решения и в целом — свершениями.

Об итогах выполнения организациями Минстройархитектуры и строительным комплексом прогнозных показателей на 2011 год и задачах, стоящих перед строительной отраслью в 2012 году.

По словам Первого заместителя Министра архитектуры и строительства И. В. Архиповой, "ушедший год проверял всех нас на прочность": "Присутствующие помнят времена, когда их вызывали на трибуну за неосвоение бюджетных средств. Объектов было больше чем мощностей. И благодаря тем, кто начал вовремя заниматься прогнозированием и вопросами эффективной организации производства, повернулся лицом к неудобным и ранее непонятным показателям, из которых в конечном итоге складывается сбалансированное развитие экономики, мы пришли к следующим показателям работы за 2011 год".

Строительство жилья и совершенствование жилищной политики

2011 год не был показательным для динамичного развития жилищного строительства. Мощности подрядных организаций были готовы к планке годового ввода 7,5 млн м2 жилья. Необходимость жесткой экономии бюджетных средств повлекла за собой внесение коренных изменений и подходов к жилищной политике. По итогам 2011 года в целом по республике введено в эксплуатацию 5487,0 тыс. м2 общей площади жилых домов, что составило 75,4 % от предусмотренного годового задания, использовано 15,6 трлн рублей инвестиций, что составило 17,2 % к их общему объему (90,8 трлн рублей) и 87,8 % — к уровню 2010 года.

Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в действие 3498,4 тыс. м2 общей площади, из них в многоквартирных жилых домах в городах — 2648,5 тыс. м2. Удельный вес жилья, построенного для этой категории граждан в многоквартирных жилых домах в городах, составил 85,3 % от объема введенного жилья в таких домах при задании на год — 80 %.

Жесткая экономия бюджетных средств повлекла за собой внесение коренных изменений и подходов к жилищной политике. Основным из нормативных правовых актов является новая концепция отнесения адресности и государственной поддержки для наиболее незащищенной категории граждан в обеспечении жильем.

Указ Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений" предусматривает комплексную корректировку действующей системы льготного кредитования жилищного строительства и упорядочивает условия оказания гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений и определения категорий граждан, которым она будет оказываться. С принятием Указа из состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий 855,5 тыс. человек государственная поддержка будет сконцентрирована на примерно 370 тыс. человек, которые в ней особо нуждаются.

30 января т. г. Премьер-министром и председателем Нацбанка подписан Протокол с поручением реализации Указа. В частности, определено, что граждане, заключившие договор на строительство жилья с Беларусбанком, продолжают строительство в рамках открытых кредитных линий. Тем из них, кто попадает под действие Указа № 13, кредитная линия будет пересчитана с учетом складывающейся стоимости метра квадратного на прежних условиях.

Объем ввода 2012 года составит 4,2 млн м2. Облисполкомам и Минскому горисполкому поручено данным Протоколом до 17.02.2012 пересмотреть списки граждан и передать их в банк для пересчета кредитов.

Снижение строительства с привлечением льготных кредитов не исключает годовых планов по возведению жилья, что ставит задания по применению новых механизмов привлечения средств населения и предоставления гражданам новых инструментов для решения этих задач. Наряду с системой жилищных строительных сбережений, ипотекой, есть другие актуальные методы развития жилищного строительства. Например, это строительство арендного жилья (запланировано в 2012 году в объеме 46 тыс. м2), принятие в зачет строительства нового жилья уже имеющегося в собственности граждан жилого помещения, развитие новых форм коммерческого строительства на основе долевых принципов с разделением домов, строящихся с господдержкой и без нее.

В условиях ограниченности государственных финансовых ресурсов стоит задача их максимального и эффективного использования. Для этого Минстройархитектуры готовит концепцию формирования государственного заказа на жилье для граждан, имеющих право на господдержку. Предполагается, что такое жилье будет строиться УКСами в объеме доведенного задания с последующей передачей его очередникам на завершающей стадии строительства.

Среди приоритетных задач 2012 г. И. В. Архипова назвала завершение начатого строительством жилья. "Снять социальную напряженность позволит выполнение задания по объемам жилищного строительства — 200 тыс. человек получат ключи от новых квартир", — обратила она внимание.

Далее Первый заместитель Министра рассказала о выполнении основных параметров прогноза по итогам 2011 года. Среди них можно выделить такие важнейшие качественные показатели, как рентабельность продаж в организациях промышленности, снижение уровня энергопотребления, удельный вес отгруженной инновационной продукции, привлечение инвестиций в основной капитал, включая удельный вес затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в общем объеме инвестиций, экспорт товаров.

По данным организаций за январь–

декабрь 2011 г., количество убыточных организаций Минстройархитектуры составило 52 единицы, или 13,8 % от общего количества и сократилось на 11 единиц по сравнению с январем 2011 г.

Из общего числа убыточных организаций только 25 являются юридическими лицами, в их числе 6 промышленных, 17 строительных и 2 проектных организаций. Остальные 27 — это структурные подразделения строительных трестов.

"Такое положение дел недопустимо", — подчеркнула выступающая. В связи с этим было принято решение коллегии (от 11.01.2012 № 9) о переводе убыточных филиалов, представительств и иных обособленных подразделений на единые: расчетный счет, консолидированный баланс и учетный номер плательщика организации.

Руководителям трестов, имеющим убыточные строительные управления, необходимо в течение I квартала завершить указанную работу.

По строительной отрасли рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в среднем за 2011 г. составил 137,6 % и сложился на уровне 2161,9 тыс. руб. За декабрь 2011 г. указанный размер заработной платы составил 3061,1 тыс. рублей, рост к уровню декабря 2010 г. — 162,2 %.

К концу 2012 г. ставится задача по выходу на уровень зарплаты в размере 4400 тыс. рублей. Для этого необходимо увеличить выработку до 250 млн рублей (около 30 тыс. долларов США в эквиваленте).

Целевые задачи и перспективы развития стройкомплекса

Среди основных задач, стоящих перед строительной отраслью по достижению заданных параметров прогноза на 2012 год, — завершение ряда крупных инвестиционных проектов и выход введенных мощностей на проектный уровень; обеспечение полной загрузки производственных мощностей организаций отрасли, в том числе за счет увеличения экспорта товаров и услуг.

Запланированные параметры социально-экономического развития на 2012 год, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1779, отработаны, согласованы с Министерством экономики, Департаментом по энергоэффективности Госстандарта, МИДом, облисполкомами (Минским горисполкомом) и приняты к безусловному исполнению. Уточненные параметры прогноза на 2012 год в разрезе подведомственных Минстройархитектуры организаций будут утверждены постановлением коллегии по результатам данного заседания.

Ценообразование в строительстве

"В текущем году предстоит проектировать в действующих ценах, а также работать в условиях твердой контрактной цены, что позволит мотивировать исполнителя работ к экономии средств, которые останутся в его распоряжении после реализации проекта", — отметил в своем выступлении директор РУП "РНТЦ" Г. А. Пурс.

Новый порядок ценообразования в строительстве начал отсчет в 2012 году. Что должны знать об этом руководители? Каким образом применяются новые нормы?

Как прозвучало в ходе заседания, индексно-базисный метод, действовавший до сих пор, себя оправдал. Он называется затратным и таковым является: методика расчета идет от затрат, сформированных в предыдущем периоде (месяце), которые затем перекладывались на "ноты сметы", а проектная организация наполняла этот программный продукт, в результате чего получалась смета, затем индексировались виды работ, затрат и т. д. Таким образом, мы шли от обратного — от тех затрат которые были, к новому периоду. Имелась ли возможность у подрядной организации и заказчика что-то изменить при наличии такой сметы? Законодательство это исключало. Вместе с тем, меньше всего эти сметы давали информации о ресурсах.

Теперь же Республика Беларусь с 1 января 2012 года перешла на ресурсные нормы — это правовое поле, согласно которому подрядчик будет видеть ресурс и сам принимать решение, каким образом им сманеврировать, чтобы стройка была более эффективной.

Кроме того, Указ № 361 "О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" предусматривает переход на контрактные неизменные цены. Без ресурсов, видения объемов, работы человеко-часа, машино-часа и т. д. невозможно заключить договор. Поэтому для перехода на более эффективное строительство и вводятся эти ресурсные нормы.

Об итогах социально-экономического развития промышленности строительных материалов за 2011 и задачах на 2012–2013 годы доложила начальник Главного управления промышленности стройматериалов и конструкций Минстройархитектуры Л. В. Рафеенкова.

Комплекс принятых и реализованных в 2011 г. мер по достижению установленных заданий по развитию предприятий промышленности позволил обеспечить их стабильную работу, но оказался недостаточным для выполнения всех задач. В результате не выполнено задание по объему производства промышленной продукции, производительности труда, материалоемкости, прямым иностранным инвестициям.

Согласно данным Белстата, в промышленности строительных материалов республики работает 1353 организации, из которых 80 (или 5,9 %) — подведомственные Минстройархитектуры. Вместе с тем, при незначительном удельном весе организаций республиканской собственности вклад их в общий баланс производства значительный.

В 2011 г. объем производства промышленной продукции в фактических ценах по отрасли составил 15832,4 млрд рублей, в том числе на долю подведомственных предприятий министерства приходится 8739,3 млрд рублей или 55,2 % от общего объема производства отрасли.

Среднесписочная численность работающих на предприятиях отрасли составила на конец года 62 050 чел., в т. ч. в организациях республиканской формы собственности — 41 819 чел. или 67,4 % от общей численности занятых в промышленности строительных материалов.

Уровень среднемесячной заработной платы за январь–декабрь 2011 года составил в целом по отрасли — 2030 тыс. руб., по предприятиям, подведомственным министерству, — 2034 тыс. руб., за декабрь соответственно 3081 и 3038 тыс. руб.

Как отмечалось выше, предприятиями, подведомственными Минстройархитектуры, в 2011 году не выполнено задание по темпам объемов производства, что повлияло на выполнение качественных показателей. Вместе с тем, 17 организаций, несмотря на имевшиеся общие проблемы, смогли обеспечить темп роста промышленной продукции по индексу физического объема на уровне годового задания и выше. Это ОАО "Керамин", ОАО "Березастройматериалы", ОАО "Минский ЗСМ", РУПП "Гранит", ОАО "Спецжелезобетон", ОАО "Гомельжелезобетон", РУП "Молодечненский ЗМК", ОАО "Трест Белтрансстрой", ОАО "Мозырьпромстрой", Могилевский и Минский заводы вентзаготовок, ОАО "Жлобинский РМЗ", ОАО "Гомельстекло", ОАО "Гродненский стеклозавод", ОАО "Минский КСИ", ОАО "Гродненский КСМ", ОАО "Нерудпром".

Не выполнение доведенного задания предприятиями отрасли обусловлено рядом как объективных, так и субъективных причин:

— падение спроса на строительные материалы во втором полугодии из-за сокращения финансирования Государственной инвестиционной программы и Программы жилищного строительства;

— дефицит подвижного железнодорожного парка для обеспечения экспортных поставок продукции и завоза импортного сырья, что особенно остро проявилось в пик сезонного спроса на строительные материалы;

— изменение структуры выпускаемой продукции под требования конъюнктуры рынка;

— дефицит валютных средств на закупку сырья;

— неэффективное использование производственных мощностей по производству цемента в I и IV кварталах.

Так, производство цемента в 2011 году обеспечено на уровне 102,7 % (произведено 4432 тыс. тонн при проектных возможностях 4982 тыс. тонн или 112,4 %) из-за невостребованности продукции в первом и четвертом кварталах.

В текущем году ситуация повторяется. Пока регионы направляли обращения о недостаточном выделении квот, цементные заводы сработали за январь на уровне 58,5 % от проектной мощности. При этом из 248,5 тыс. тонн произведенного цемента 65 тыс. тонн, или 28 %, не востребовано и формируют складские запасы. Создан запас клинкера в объеме 40 тыс. тонн под полную загрузку имеющихся силосов.

Из-за отсутствия подвижного состава для поставок сырья в 2011 г. неоднократно приостанавливалась работа ОАО "Белгипс", что привело к снижению объема производства продукции до 88 %.

На выполнение задания повлиял срыв ввода в эксплуатацию ряда объектов, что исключило прирост объемов производства в ОАО "Стеклозавод "Неман" (цех по производству стекловаты), ОАО "Белорусский цементный завод" (технологическая линия по производству цемента), ОАО "Гомельстекло" (технологическая линия по производству флоат-стекла), ОАО "Доломит" (технологическая линия по производству стекольных доломитов).

При отсутствии госзаказа допущено снижение объемов производства башенных кранов до 44,4 % в ОАО "Могилевский завод "Строммашина", при удельном весе кранов в общем объеме производства более 50 %, внешние рынки оказались не проработаны.

Снижение объемов производства в натуральном выражении до 60 % к уровню 2010 года допущено в ОАО "Стеклозавод "Неман" и на ПРУП "Борисовский хрустальный завод".

На уровне 65–75 % сработали практически все строительные организации, имеющие структурные подразделения по производству строительных материалов, и предприятия подотрасли металлообработки и производства металлоконструкций. На 80–90 % сработали практически все производители силикатного кирпича. Таким образом, не только внешние факторы были причиной снижения объемов производства, но и не готовность многих руководителей к работе в новых более сложных условиях.

Повторение ситуации в 2012 г. недопустимо. Все вводные объекты следует ввести в эксплуатацию в установленные сроки, разработаны стратегии экспортных продаж, которые до конца первого квартала должны быть подтверждены контрактами. В первую очередь, это относится к организациям, которые до настоящего времени так и не занялись вопросом экспорта или снизили в 2011 г. поставки на 30–40 %.

Рентабельность продаж продукции по итогам 2011 г. будет выполнена на уровне 7,6 % при задании 7,5–8,5 %.

Принимаемые меры позволили в сравнении с январем 2011 г. сократить количество убыточных организаций. По итогам года убыточно сработало 6 организаций промышленности: ОАО "Оршастройматериалы", ПРУП "Борисовский хрустальный завод", ОАО "Гомельский КСК", ПРУП "Дзержинский ОМЗ", ОАО "Стройтехпрогресс", ОАО "Барановичидрев".

Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства составило 66,4 % при задании 60 %, допущен рост на 6,4 процентных пункта, что обусловлено падением спроса в четвертом квартале на строительные материалы, созданием стратегических запасов для ликвидации ажиотажного спроса в летний период, обеспечением стабильной работы в коллективах организаций.

Снижение материалоемкости прогнозируется на уровне "плюс" 0,5–1,0 % при задании "минус" 1,5–2,0 %. Повлияли на выполнение показателя рост опережающими темпами стоимости топливно-энергетических ресурсов, сырья, материалов, высокий объем инвестиций в основной капитал, что обосновано для цементных заводов.

Инвестиционная деятельность

В 2011 г. промышленными предприятиями Минстройархитектуры использовано 4,9 трлн рублей инвестиций, что составило 240 % к уровню 2010 года.

Одной из основных задач инвестиционной политики в текущем периоде является повышение эффективности использования инвестиций через приоритетное вложение их в активную часть основных средств. В течение 2011 г. освоение инвестиций в данном направлении осуществлялось опережающими темпами.

В результате, за отчетный год удельный вес затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в общем объеме инвестиций составил в промышленности 59 % при задании 58 %. На 2012 г. данный показатель установлен на уровне 64 %.

В 2012 г. будет продолжена реализация важнейших импортозамещающих и экспортоориентированных инвестпроектов.

Подписан Указ о переносе сроков ввода в эксплуатацию трех технологических линий по производству цемента со сроками ввода линии в ОАО "Красносельскстройматериалы" 1 мая, в ОАО "БЦЗ" и ОАО "Кричевцементношифер" 1 июля т. г. 31 января т. г. подписано постановление Совета Министров о предо-ставлении гарантий Правительства под выделение предприятиям валютных кредитов на сумму 60 млн долл. США.

Во втором квартале подлежит вводу в ОАО "Стеклозавод "Неман" цех по производству стекловаты, а на объект поставлено только 25 % оборудования, смонтировано из которого 15 %, в то время, как к концу года производство должно выйти на проектную мощность.

В сентябре т. г. подлежит вводу технологическая линия по производству флоат-стекла в ОАО "Гомельстекло". Работы по проекту выполняются в графике, и реализация данного проекта не вызывает тревоги.

На август т. г. запланирован ввод в эксплуатацию линии по производству стекольных доломитов в ОАО "Доломит" мощностью 160 тыс. тонн. Проект проблемный, дважды сорваны сроки ввода. Производство создается под обеспечение сырьевым компонентом вводной линии в ОАО "Гомельстекло" с исключением импорта стекольных доломитов.

Продолжается работа по реализации проектов, вводимых в последующие годы:

— в ОАО "Березастройматериалы": строительство технологической линии по производству керамогранита мощностью 2 млн м2 в год, ввод в 2013 г.;

— в ОАО "Гродненский стеклозавод": создание производства медицинской упаковки для кровезаменителей, ввод в 2013 г.;

— модернизация производства керамической плитки в ОАО "Керамин" с увеличением производственных мощностей на 2 млн м2;

— строительство завода по производству кальцинированной соды мощностью 300 тыс. тонн в Мозырском районе. По данному проекту 17 января получено одобрение кредитного соглашения Госсовета Китая, кредитное соглашение и контракт вступили в силу. Однако не решен вопрос источника финансирования предоплаты по контракту в объеме 15 % контрактной стоимости.

По предварительным данным компания CNCEC выразила согласие инвестировать в проект средства в объеме предоплаты. Подготовлен проект инвестдоговора, который будет проработан с китайской стороной во время визита рабочей группы в КНР с 11 февраля.

В переговорах примет участие финансовая компания государства Израиль "Ширан групп", которая также рассматривает возможность участия в инвестировании проекта.

Ведутся работы подготовительного этапа по строительству Ситницкого ГОКа и разработка карьера Ситница. Идет подготовка тендерных документов для проведения повторного конкурса по выбору инвестора для строительства ГОКа и генерального проектировщика на разработку проектно-сметной документации развития карьера.

Поступили коммерческие предложения от компании "Кнауф" (Германия) и корпорации "Волма" (Россия) по инвестированию в развитие ОАО "Белгипс". Выбор инвестора запланирован по конкурсу: главное условие — вынос предприятия и строительство нового завода на площадке в п. Гатово. Получены все технические условия, институтом "Белпромпроект" разработано обоснование инвестиций.

В ОАО "Гомельстекло" начаты работы по организации производств промпереработки, ведется строительство производственного корпуса, одновременно осуществляется поиск инвестора для создания СП по производству энергосберегающего стекла.

Все проекты импортозамещающие и экспортоориентированные, в основном ориентированы на отечественное сырье.

Л. В. Рафеенкова также затронула вопросы выполнения задания по освоению прямых иностранных инвестиций, экспорта товаров. Кроме того, рассказала, какая работа проводится в области энергосбережения и энергоэффективности производства. В завершение выступающая кратко подвела итоги работы предприятий промстройматериалов за январь т. г.

Научно-исследовательская и проектная деятельность

Как доложил заместитель Министра архитектуры и строительства Д. И. Семенкевич, отраслевая наука министерства представлена шестью научными организациями. Общая численность сотрудников — свыше 1000 чел. В отчетный период научными организациями было выполнено порядка 400 разработок, из них 230 — в области нормативного обеспечения, более 160-ти — в сфере развития строительной науки. Получено 15 патентов, в т. ч. три зарубежных. Отрадно, что в 2011 г. в этих организациях увеличилось количество хозрасчетных работ. Например, в НИИСМе сегодня это порядка 84 %, что свидетельствует о том, что подведомственные институты стали работать на прямых договорах с производителями, а значит, сделали важный шаг в сторону внедрения научных разработок. В разработках основное внимание уделялось вопросам импортозамещения, энергосбережения, внедрения новых технологий. В 2012 г. научно-исследовательским организациям необходимо планировать долю хозрасчетных работ не менее 70 %.

В целом за 2011 г. экономический эффект от внедрения в производство завершенных разработок в области строительства составил около 9 рублей на 1 рубль затрат на НИОКРовские работы.

В 2012 г. научно-исследовательская деятельность Минстройархитектуры будет осуществляться в рамках шести приоритетных направлений. Это совершенствование производственных технологий, расширение номенклатуры и ассортимента строительных материалов конструкций, обеспечение импортозамещения, "энергоэффективный дом, город", совершенствование технологии производства монолитных и сборных железобетонных конструкций, высотное строительство. Следующее направление — это совершенствование и экономика правовых отношений в строительном комплексе, направленных на повышение эффективности и увеличение экспортного потенциала отрасли. Кроме того, — это развитие информационных и коммуникационных технологий в строительстве, включая комплексные автоматизированные системы управления жизненным циклом строительного объекта; совершенствование национальной нормативной технической базы. Безусловно, при выполнении этих планов большое внимание при рассмотрении заявок научно-исследовательских институтов будет обращаться на то, чтобы они в основном были сориентированы на комплексные работы под ключ и работы, включающие несколько субъектов (технологи, конструкторы, экономисты, производственники). Надо делать больший акцент на экономическую составляющую научных разработок.

Важной темой в контексте совершенствования работы научных организаций остается внедрение евронорм, евростандартов, что дает экономию строительных материалов и энергии. Для этого необходимо оснащение современным лабораторным оборудованием и новым программным обеспечением. Модернизация оборудования научно-исследовательских институтов будет одной из приоритетных задач в т. г.

Возвращаясь к вопросу евронорм и евростандартов, Д. И. Семенкевич остановился на их внедрении в работу проектных организаций (в связи с чем, особую актуальность обретают вопросы повышения квалификации и аттестации специалистов). Как обратил внимание Министр архитектуры и строительства А. И. Ничкасов, все они "спроецированы" на национальную базу, и в них выделены обязательные и рекомендательные аспекты. Что касается аттестации, то, как было напомнено участникам заседания, с 1 января т. г. Беларусь вошла в Единое экономическое пространство. Теперь стоит совместная с РУП "Белстройцентр" и БНТУ задача на 2012 и последующий годы по созданию обучающих центров, где можно будет получить сертификат, дающий право работать в т. ч. в странах ЕЭП.

Комментируя итоги за 2011 г., Министр отметил, что в градостроительстве была прожита "целая эпоха": Указом Главы государства утверждены "Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 гг.". Кроме того, разработан Технический регламент "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность". Важные перемены произошли также в ценообразовании и жилищной политике страны.

Как продолжил Д. И. Семенкевич, в 2011 г. экспорт строительных услуг составил 177,7 млн долл. США (рост — 154,3 %). В то же время импорта строительных услуг в республику было больше, и отрицательное сальдо сложилось в размере более 81,4 млн долл. США. Импорт, в основном, включал шеф-монтаж, пусконаладку импортного оборудования, разработку проектно-сметной документации на объектах, инвестируемых из-за рубежа. По облисполкомам и Мингорисполкому экспорт услуг хоть и увеличился в 6,2 раза, но составил чуть больше 12 млн долл. США. Экспорт строительных услуг организаций без ведомственной подчиненности составил 98,5 млн долл. США. Экспорт услуг в области архитектуры, инженерных и прочих технических услуг, предоставляемых научно-исследовательскими и проектными организациями Минстройархитектуры, в 2011 г. составил порядка 3,3 млн долл. США. Лидерами здесь являются Белпромпроект, Стройтехнорм и БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА.

На 2012 г. Совмином доведено задание Минстройархитектуры по темпу роста услуг на экспорт в размере 590 % или 150 млн долл. США. Из них экспорт подрядных услуг — более 137 млн долл. США, проектных, инжиниринговых и прочих — около 10,5 млн долл. США, транспортных — 0,9 млн долл. США, туристических — 1,2 миллиона. Одним из механизмов увеличения экспорта строительных услуг будет являться объединение усилий строительных и проектных организаций, в частности, в холдинги и ГПО. Так, в 2012 г. холдингом "Белинжиниринг" должен быть обеспечен экспорт проектно-инженерных услуг на сумму порядка 9 млн долл. США.

Столичный стройкомплекс

Заместитель председателя Мингорисполкома С. Н. Радоман дал положительную оценку работы строительного комплекса Минска в 2011 г. Под выделенные финансовые ресурсы было выполнено задание по вводу жилья (1 млн м2). Объем СМР к заданию увеличен на 127 % или составил 116 % в сопоставимых ценах к 2010 г. Нарастили производительность труда — 103,6 %. Освоили в полном объеме средства инвестиционной программы и ввели объекты, предусмотренные инвестпрограммой города. Экспорт услуг обеспечили почти 140 % к заданию (8,5 млн долл. США). И, главное, удержали стоимость квадратного метра. По 2011 г. она сложилась в целом по городу 2 млн 450 тыс. руб., для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, — 2 млн 160 тыс. руб. Таким образом, в сопоставимых ценах по сравнению с 2010 г. стоимость квадратного метра сократили почти на 13 %.

В то же время это далось непросто. Средняя рентабельность по подрядным организациям города составила чуть более 6 %. В значительной степени "вымыты" оборотные средства. Кроме того, предстоит обеспечить достойную заработную плату строителей (для чего, как прозвучало в ходе заседания, следует увеличить выработку). Тем более, что в середине сезона т. г., по словам выступающего, ожидается определенный сезонный дефицит строительных кадров. В связи с этим он пригласил к сотрудничеству коллег из областей. Так, на стройках Минска уже хорошо зарекомендовали себя подрядчики из Брестского и Гродненского регионов.

До 17 февраля т. г. в соответствии с Указом Главы государства № 13 планируется завершить пересмотр списков граждан, претендующих на льготное кредитование строительства жилья.

О партнерстве с Госстандартом

Как отметил Первый заместитель Председателя Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь В. В. Назаренко, Госстандарт и Минстройархитектуры работают по практически всем направлениям достаточно тесно, начиная от вопросов метрологии, испытаний, сертификации и завершая экспертизой проектов и государственного строительного надзора.

В то же время предстоит разрешить некоторые сложности в формировании нормативной технической базы. В 2009–2010 гг. в результате активной совместной работы был создан "мощный пласт" документов. В том числе в качестве национальных стандартов приняты европейские нормы. В прошлом году результативность этой работы несколько снизилась. Так, следует активизировать внесение изменения в Технический регламент "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность".

Сегодня на уровне Таможенного союза идут достаточно сложные дискуссии, в т. ч. по строительной тематике. Если Техрегламент ТС разработан на достойном уровне, то, что касается стандартов, решается вопрос, документы какой страны будут приняты за основу на его территории. По словам В. В. Назаренко, белорусские стандарты более современны и совершенны в сравнении с российскими. В связи с этим, выступающий подчеркнул, что здесь необходимо выработать совместно с министерством и предприятиями единую позицию.

Он также поднял проблему качества строительства. Если по качеству стройматериалов результаты, по словам В. В. Назаренко, положительные, то в отношении подрядных организаций предстоит еще большая работа. В т. ч. предполагается повышение роли и ответственности заказчика по данному вопросу. В связи с этим, была отмечена важность аттестации специалистов службы заказчика.

Что касается качества проектной документации, то малые организации дают больший процент возврата на доработку, нежели крупные институты. Поэтому, в свете отмены лицензирования, необходимо создать механизм допуска на рынок проектных организаций. Много предстоит также сделать по снижению сметной стоимости строительства, к примеру, активизировать деятельность по формированию перечня объектов-аналогов, каталога унифицированных проектных решений и т. п. Предстоит пересмотр типовых и повторно-применяемых проектов. Возвращаясь к фигуре заказчика, следует отметить, что здесь она также играет ключевую роль. Так, качество проекта во многом связано с полнотой и достоверностью исходных данных.

Планируется уделять пристальное внимание вопросам снижения материалоемкости, ресурсо- и энергосбережения. Эти аспекты должны быть одними из приоритетных при выборе оборудования для техперевооружения предприятий.

В завершение заседания коллегии Минстройархитектуры Министр А. И. Ничкасов пожелал руководителям предприятий и организаций отрасли производственных успехов в текущем году. А "лучшим из лучших" по итогам прошлого года вручил почетные грамоты и благодарности министерства.

Просмотров: 8 670