Главное здание аэровокзального комплекса будет реконструировано


Версия для печати

Не за горами время, когда ежегодно почти шесть миллионов пассажиров будут «сидеть в самолете и думать о пилоте» не где-нибудь в Борисполе и иже с ним, а в Национальном аэропорту Минск. Как рассказал руководитель 4-й архитектурно-конструкторской мастерской УП «Минскпроект» Федор Журавлев, сегодня специалистами АКМ-4 полным ходом ведется работа над проектом реконструкции главного здания действующего аэровокзального комплекса.

Подробнее о том, что ждет авиапассажиров, читателей «РСГ» ознакомил главный архитектор проектов института Олег Сергеев.

Надо сказать, что первоначально главное здание аэровокзала в начале 1980-х годов также было запроектировано в Минскпроекте. Затем началось поэтапное строительство, которое было завершено в 1995 году. По проекту пропускная способность аэропорта составляла почти шесть миллионов пассажиров в год. В то время Беларусь входила в состав Советского Союза, поэтому примерно 80 % от общего объема составляли внутригосударственные перелеты и только 20 % — международные. Шесть накопителей-гейтов (анг. gate — ворота) по своим функциям распределялись соответственно в пропорции 4:2.

После распада СССР ситуация изменилась в корне: 80 % рейсов стали международными, 20 % — внутренними. А так как первые требуют качественно иного уровня контроля и обслуживания пассажиров, здание аэровокзала практически перестало справляться со своими задачами. Положение усложнили и постоянно возрастающие требования нормативов по авиационной безопасности, что было вызвано необходимостью дать отпор мировой террористической угрозе и другим вызовам времени. Все это привело к тому, что в Национальном аэропорту Минск стал уменьшаться пассажиропоток.

Сегодня поставлена задача по обеспечению проектного объема пассажиропотока и, кроме того, повышению комфорта для пассажиров как внутренних, так и международных рейсов в соответствии с международными требованиями. Это и стало основным мотивом проводимой реконструкции.

Общая площадь головного 4-7-этажного здания составляет примерно 75 тыс. м2. Из них почти половина будет реконструирована. В основном это помещения, предназначенные для обслуживания пассажиров и багажа. Если говорить точнее, то изменениям подвергнутся зона прилета (1-2 этажи) и зона вылета (3-4 этажи).

На вопрос, какие есть пути увеличения пассажиропотока, архитекторы дают сразу двойной ответ. Первое — это оптимизация использования внутреннего пространства, а второе — прирост площадей на тех участках здания, где это необходимо. Остановимся на каждом направлении подробнее.

В настоящее время каждого из пассажиров обрабатывают в одном из шести гейтов, работающих как на прилет, так и на вылет. Проектом реконструкции предлагается схема, принятая в современных международных аэропортах, предусматривающая сосредоточие таможенных и пограничных функций в едином центре. Пройдя досмотр, пассажиры будут попадать в так называемую «чистую зону», где они смогут свободно прогуливаться, а после — расходиться по своим гейтам. Багаж — причем как для внутренних, так и для международных рейсов — при регистрации также будет автоматизированно собираться в едином узле, а после проверки распределяться по направлениям. То же будет происходить и с кладью прилетающих пассажиров. Такое перераспределение поможет более рационально использовать внутреннее пространство главного корпуса аэровокзала.

Что касается второго направления, то, как отметил Олег Сергеев, «зданию катастрофически не хватает ширины для организации таможенных и пограничных досмотров». Поэтому проектом предусмотрены пристройки со стороны и главного фасада, и летного поля. Однако здесь не все так просто. Прирост объемов ограничен: спереди — эстакадой для вылетающих пассажиров, сзади — летным полем и стоянками самолетов. Но авторам проекта удалось найти «золотую середину», ограничившись достаточно незначительной — около 15 м2 — пристройкой. В итоге с лицевой стороны здания появятся два 2-светных объема, что даст возможность выдвинуть вперед зону для встречающих и провожающих и увеличить глубину объекта в целом. Наращивание 1-2 этажей с заднего фасада обеспечит увеличение площадей технических помещений, где, в первую очередь, будет находиться автоматизированная система обработки багажа, а также появится дополнительный накопитель для международных рейсов. С конструктивной точки зрения пристройки будут представлять собой витражи из стекла и алюминия с поддерживающими железобетонными опорами.

В совокупности эти меры обеспечат экономию пространства и времени, в том числе для пассажиров. Кроме того, дадут возможность увеличить транзитный потенциал аэровокзала. К примеру, теперь пассажиры смогут направляться из Казахстана в Германию через Минск. Находясь в транзитной зоне, они будут пользоваться определенным набором услуг, а значит, оставлять валюту в стране. По словам нашего собеседника, прежняя схема организации работы аэропорта этого не позволяла, зато теперь для приема транзитных пассажиров будет выделен 4-й этаж, насыщенный различными объектами обслуживания.

В целом здание аэропорта подвергнется комплексной реконструкции — проектом предполагаются утепление, тепловая реабилитация и, по необходимости, общий ремонт всего здания. Кроме того, планируется модернизация некоторых инженерных сетей — к примеру, от замены канализационных систем до обеспечения работы Интернета и высокомощных комплексных сетей. Запроектированы также современные интерьеры зон, предназначенных для пребывания пассажиров.

Всего просмотров: 7 788
Опубликованно: 18.03.2013