Евгения Савкова: «Своих студентов считаю коллегами…»


Версия для печати

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Стандартизация,
метрология и информационные системы» факультета приборостроения БНТУ, автор многих научных статей Евгения Савкова, по мнению студентов, не просто хороший преподаватель, а человек, который учить их любить профессию и осознавать, что знания лишними не бывают. Из-под ее крыла во взрослую самостоятельную жизнь «вылетели» многие уверенные в себе специалисты, студенческая биография которых насыщена научной жизнью. Это и участие в престижных республиканских и международных конференциях, и получение различных премий и грамот, и публикации в отраслевых изданиях. Такое «досье» студента, как известно, — лучшая рекомендация для работодателей. А еще выпускники Евгении Николаевны стильные, воспитанные и очень активные ребята, как, впрочем, и их преподаватель…

О себе

— Я окончила приборостроительный факультет БНТУ по специальности «Микроэлектроника и полупроводниковые приборы». Во многом на выбор моего профессионального пути повлияли родители, которые были связаны с этой областью науки, а также престиж и перспективы развития данной отрасли. Приборостроительный факультет является одним из самых популярных в стране, здесь всегда был самый высокий конкурс (даже среди медалистов), поскольку приборостроение — наиболее востребованная отрасль. На момент моего поступления самыми престижными и преуспевающими предприятиями были «Интеграл» и «Горизонт». Конечно, после распада Советского Союза в развитии промышленности нашей республики (да и не только) наблюдался спад, в том числе и в области приборостроения. Это было ощутимо. Но в настоящее время микро- и нанотехнологии, а также все, что связано со светотехникой и оптикой, опять получают стремительное развитие. Поэтому в Беларуси приборостроение как отрасль занимала и занимает одну из лидирующих позиций.

После окончания вуза я поступила в аспирантуру, параллельно работала на кафедре экономики БНТУ, именно тогда и начала совершенствовать свое преподавательское мастерство. В 2007 году защитила кандидатскую по двум специальностям: «Метрология и метрологическое обеспечение», «Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий». Моя научная работа была связана с современными информационными технологиями, оптикой и метрологией. Сейчас эти уникальные знания стараюсь передать своим студентам, ведь сегодня метрология как наука достаточно востребована, она охватывает практически все отрасли народного хозяйства. Особенно актуальна эта дисциплина в условиях развития международных связей Беларуси, повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке, импортозамещения и ресурсосбережения.

Как заинтересовать студента?

— На мой взгляд, здесь все зависит от мотивации. Каждым человеком движут свои желания и стремления, которые нужно понять. Для многих важно реализовать себя в науке, добиться карьерного роста и признания значимости результатов, поэтому успешность преподавателя во многом связана с пониманием внутренних побуждений студента. К счастью, студентов с активной жизненной позицией у нас большинство. Бывают такие случаи, когда человек по одним предметам «недотягивает», а по другим добивается больших успехов. Это нужно принимать во внимание при поиске места инициативной практики. Конечно, решив серьезно заниматься наукой, студент изначально не совсем осознает специфику этой деятельности, поэтому очень важно еще на начальных этапах правильно поставить перед ним цель, разбить ее на задачи, установить сроки и, конечно же, контролировать. Радует, что сегодня огромный шаг в плане стимулирования способных ребят сделан государством. В университете также стараются регулярно поощрять преподавателей и студентов.

«Модная коллекция» дипломов

— Каждый дипломный проект мы представляем как «модную коллекцию», отличающуюся своей неповторимостью, чувством стиля конкретного выпускника и преподавателя в частности. Работы, которые я курирую, должны быть в своем роде уникальными, и мои студенты это понимают. Это не говорит о конкуренции или желании покрасоваться, просто типовой продукт для нас не интересен. Поэтому чаще всего наши девушки и юноши решают достаточно сложные и перспективные задачи. Например, сейчас со студенткой пятого курса мы работаем над государственной программой «Фотоника». В результате нам нужно разработать макет технического средства для выполнения достоверного и надежного контроля объектов отображения информации индивидуального и коллективного пользования (видеотерминалов), а также разработать методологию фотометрии и колориметрии высокого разрешения. Совместно со студентами планируем серию публикаций в рецензируемых и научно-практических журналах. Помимо этого, наши ребята интересуются вопросами применения светодиодной техники, изучают влияние спектральных характеристик полупроводниковых источников света на здоровье людей и окружающую среду, занимаются подбором нормативной базы и разрабатывают на этой основе рекомендации по совершенствованию и повышению качества светодиодной техники.

Об идеальном преподавателе и не только…

— Чтобы подготовить грамотного специалиста, студентам необходимо постоянно давать свежие знания и актуальную информацию. Например, область, в которой работает наша кафедра, не допускает чтения лекций по «желтым» страницам, поскольку нормативная база Республики Беларусь в области метрологии, стандартизации и оценки соответствия постоянно меняется. К каждой лекции нужно готовиться добросовестно и сканировать заново всю информацию независимо от того, к студентам какого курса ты идешь. Мы готовим не простых «процедурщиков», выполняющих рутинную монотонную работу, а людей, которые сами будут управлять процессами, нести ответственность за коллег и оборудование, разрабатывать документацию. Важно также показать значимость читаемой дисциплины, раскрыть ее перспективность, чтобы студенты после окончания университета не употребляли расхожие фразы: «нам не хватало практики», «знания были слишком теоретическими», «давали много лишней информации» и т. д. Немаловажным является и использование преподавателями в процессе обучения современных образовательных технологий (деловые игры, методы мозгового штурма и т. п.). Сегодня в БНТУ действует система менеджмента качества, в рамках которой мы осуществляем обратную связь с выпускниками. Это весьма полезная практика, позволяющая выявить наши слабые и сильные стороны и принимать превентивные меры по улучшению учебного процесса.

Еще одна проблема, с которой сталкивается не только БНТУ, но и другие вузы страны, когда студентам на производственных практиках уделяют мало внимания. Часто практика со стороны предприятий представляет экскурсию по цехам, ознакомление с производством и документацией — и не более того. Но большинство современных студентов занимают активную жизненную позицию и стремятся получить от практики максимум знаний и умений, а не ходить туда «ради галочки».

Следует также отметить, что, помимо учебной нагрузки, доцент высшей школы осуществляет другие виды деятельности: научную, информационно-воспитательную, учебно-исследовательскую работу и в этой связи должен вести научные проекты, взаимодействовать с представителями ведущих предприятий и организаций, что, в конечном итоге, позволит подготовить грамотных конкурентоспособных специалистов, а это одна из наших основных задач.

На мой взгляд, основное преимущество преподавания в высшей школе заключается в постоянном профессиональном и духовном самосовершенствовании: ведь, общаясь со студентами — наиболее прогрессивной частью человечества, — получаешь положительный заряд энергии и стимул к развитию. В отношении своих студентов хочу сказать, что это позитивные, добрые и воспитанные люди, и я считаю их своими коллегами…

Всего просмотров: 6 868
Опубликованно: 10.06.2013