Экспорт услуг — актуальное направление деятельности


Версия для печати

Согласно Концепции развития строительного комплекса Республики Беларусь на 2011–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28 октября 2010 г. № 1589, с учетом приоритетов развития национального строительного комплекса актуальнейшим направлением деятельности строительных предприятий является увеличения экспорта строительных работ (услуг).

В этом направлении стройтрест № 8 работал с известной австрийской компанией STRABAG на строительстве мусороперерабатывающего завода в г. Бресте. Совместно с китайской компанией NUCTECH COMPANY LIMITED строил инспекционно-досмотровый комплекс на автодорожном пункте пропуска "Козловичи"; в Российской Федерации оказывал комплекс строительных услуг на Калининской АЭС и жилых домах в Москве; сотрудничал с бельгийской фирмой "Депоортере" при строительстве Пружанского льнозавода.

Активно развивается партнерство Республики Беларусь с Боливарианской Республикой Венесуэла. ОАО "Строительный трест № 8" является одним из соучредителей ЗАО "Белзарубежстрой", силами которого ведутся работы по проектированию и строительству объектов различного назначения на территории Венесуэлы.

В целом за 2011 год стройтрестом экспортировано строительных услуг на сумму 1,226 млн долларов США, получено валютной выручки 1,264 млн долларов США.

В последнее время наиболее привлекательным внешним рынком для предприятия является рынок Российской Федерации, что объясняется следующими причинами:

— большая, постоянно растущая емкость рынка России;

— вступление Республики Беларусь в Таможенный союз, что предоставляет некоторые преференции резидентам нашей страны на территории РФ;

— вступление в 2009 г. ОАО "Строительный трест № 8" в состав членов организации некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Межрегиональное объединение строителей" России, что позволяет тресту осуществлять строительную деятельность на ее территории.

С целью выхода на российский рынок стройтрестом была проделана значительная работа по созданию двух филиалов в Москве и Калининграде. Это позволило организации на равных конкурировать на рынке российских строительных услуг, по-новому взглянуть на роль генподрядчика и его умение организовывать работу, делая ставку на "мозги" работников коллектива. Имея значительный опыт в строительстве, трест стремится его применять не только собственными силами, но и силами сторонних организаций, при этом четко контролируя качество возводимых объектов, сроки реализации инвестиционных проектов, а также получение планируемой прибыли на каждом этапе строительного процесса.

Кроме того, в сложившихся непростых условиях на внутреннем рынке нашей страны особенно остро стоит вопрос адаптации и выживаемости субъектов хозяйствования. С целью эффективной загрузки имеющихся мощностей, профилактики оттока квалифицированных работников, обеспечения роста объемов СМР трест осуществляет систематический мониторинг внешних рынков строительных услуг, поиск потенциальных заказчиков в Беларуси, России, Латвии, Литве и других странах.

В 2012 г. ОАО "Строительный трест № 8" продолжает работать в Венесуэле. Организация выиграла тендер и приступила к строительству крупного комбикормового завода в Краснознаменском районе Калининградской области, ведет работы на сельскохозяйственном терминале в г. Светлом Калининградской области. С апреля т. г. вместе с российским генподрядчиком строит административно-бытовой комплекс и ряд вспомогательных объектов производственной базы, необходимых для строительства атомной электростанции в Островецком районе Гродненской области.

Стройтрест № 8 плотно работает по доведенным на 2012 г. планом в 4,4 млрд долларов США. Уже за четыре месяца т. г. экспорт строительных услуг по обществу составил 248 тыс. долл. США, получено 821 тыс. долл. США валютной выручки.

В то же время при выходе на рынок Российской Федерации организации, как и другим субъектам хозяйствования, довелось столкнуться с рядом проблем финансового и экономического характера, самостоятельно справиться с которыми тресту не под силу.

Одна из них — транспортировка рабочей силы в Калининград. Стоимость перелета по маршруту Минск — Калининград составляет порядка 80 евро, а переезд через Польшу и Литву при наличии виз стоит гораздо дешевле. С целью экономии затрат с участием МИД необходимо рассмотреть вопрос об упрощении получения рабочих виз для специалистов треста.

В Калининграде стройтрест столкнулся и с проблемой приобретения расходных материалов (электроды, диски для резки и т. п.). Для проведения расчетов по импорту товаров в рамках внешнеторгового договора без их поступления на таможенную территорию Беларуси тресту необходимо иметь разрешение Нацбанка, которое тот может выдать по ходатайству Минстройархитектуры.

Остро стоит вопрос о финансовом обеспечении контрактов на территории РФ. Генподрядчик, помимо финансового обеспечения своей части контракта, требует также финансового обеспечения на весь гарантийный период после сдачи объекта в эксплуатацию. В связи с этим предстоит проработать вопрос о соответствующем источнике (возможно, с привлечением какого-либо банка).

По материалам выступления генерального директора
ОАО "Стройтрест № 8" М. В. Водчица на семинаре
"Об эффективности работы строительных организаций
Брестской области" 8 мая т. г.

Всего просмотров: 6 690
Опубликованно: 12.06.2012