Эксперты и общественность обсуждают план развития исторического центра Минска


Версия для печати

Широкое общественное обсуждение детального плана застройки исторического центра Минска прошло 17 января в Республиканском доме архитекторов с участием специалистов Комитета архитектуры и градостроительства Минского горисполкома, УП "Минскградо", КУП "Мiнская спадчына", Министерства культуры, Белорусского союза архитекторов, ряда общественных организаций, средств массовой информации, архитекторов, проектировщиков и жителей города. Небольшой зал едва вместил всех специалистов и горожан, заинтересованных в том, чтобы столица республики гармонично развивалась, была удобной для жителей и привлекательной для туристов.

Напомним, что еще в 2005 году ведущие институты страны — Белниипградострои-

тельства, Белгоспроект, Минск-гражданпроект, и Минскпроект — дали свое видение будущего развития исторического центра города. Тогда же по итогам конкурса специалистами УП "Минск-градо" был разработан "Градостроительный проект детального планирования реконструкции, реставрации, восстановления и благоустройства исторического центра Минска" со сроком реализации до 2010 года.

Новый проект, закладывающий концепцию развития исторического центра на ближайшие годы, собравшимся представил Александр Акентьев, главный архитектор проектов УП "Минск-градо". В начале выступления он отметил, что несмотря на небольшие размеры проектируемой территории — 115 га, в том числе 62 га застроенной (0,2 % от 307 км2 площади Минска), здесь физически пересекаются интересы всего города. Именно в данном месте начинаются 6 из 9 главных транспортных магистралей столицы: пр. Победителей, ул. Богдановича, ул. Немига, ул. Романовская слобода, ул. Мельникайте и ул. Купалы.

Детальным планом 2005 года были определены параметры около 60-ти инвестиционных участков. К настоящему времени 5 из них реализованы полностью, 14 — частично, 11 — реализуются и порядка 30 ожидают инвесторов. При этом на отдельных участках строятся здания с отклонениями по этажности и характеру фасадов. Даже люди, не знакомые с нюансами архитектуры, отмечают большой контраст современного и исторического масштабов. Специалисты представили это в цифрах. Так, современный планировочный модуль по отношению к размеру исторического квартала увеличен в пропорции 1:22, планировочный шаг 1:10, протяженность фасадов зданий 1:15 (исторические — 20–30 м, современные — более 700 м), соотношение высотности зданий 1:12 (исторические — 2–3 этажа, новые перешагнули 30-этажный рубеж). "Такую практику "гротескных" приемов застройки продолжать нельзя, — высказал свое мнение Александр Акентьев. — И это мы зафиксировали в основных положениях проекта. Объекты нового строительства в зоне исторического центра не должны превышать высоту в 2–3 этажа и протяженность фасадов в 20 м".

Анализируя "освоенные" инвестиционные участки, специалисты пришли к выводу, что причина появления диссонирующих объектов в том, что разработанный в 2005 году в масштабе 1:1000 без эскиза застройки детальный план исторического центра стал последней стадией градостроительного этапа проектирования нового строительства. Новый детальный план опирается на национальный опыт градостроительного проектирования исторических городов республики и дополнительно включает стадию разработки проектов регенерации исторических кварталов в масштабе 1:500. Это позволит подробно рассмотреть и учесть все территориальные особенности и решать широкий спектр задач формирования исторической городской среды вплоть до малых форм, световых комплексов, характера дизайна и др.

Разработчики подробно проанализировали современное состояние территории исторического центра Минска и отметили, что значительную долю занимают магистральные улицы столицы (30 % в границах красных линий). Это очень высокий показатель, указывающий на актуальность транспортных проблем района проектирования. Далеким от оптимального выглядит современный построечный фонд, более половины которого составляют административные здания и сооружения, 23 % — объекты торговли и только 10 % — культурно-просветительные объекты.

В новом детальном плане градостроительное развитие исторического района определено в соответствии с основными положениями Генерального плана столицы 2010 года. Запланировано создание ядра туристской зоны европейского уровня "Исторический город" в границах

1-го транспортного кольца Минска. Здесь практически в каждом из кварталов должны развиваться культурно-просветительные, музейные объекты. Будет воссоздано все, что связано с историей города, представлены достижения белорусской культуры, науки и искусства. "Чтобы достичь этого уровня, чрезвычайно важно сохранить не только то, что уже накоплено, но и максимально воссоздать утраченные элементы. Перед нами стоит важнейшая задача представить историю нашего древнего города на территории Минского замчища. Предложений делалось много, в итоге был выбран вариант музеефикации Минского замчища — архитектурный проект Сергея Багласова, прошедший госэкспертизу", — сообщил Александр Акентьев.

Разработчики также посчитали целесообразным воссоздание в будущем градостроительного ансамбля Соборной площади (пл. Свободы). "Мы не говорим, что это актуальная задача в данный момент, — уточнил архитектор. — Но рекомендуем и закладываем возможность воссоздания дома генерал-губернатора, утраченной постройки комплекса иезуитского коллегиума, других утерянных элементов". Золотым резервом развития туризма являются территории хлебозавода и обойной фабрики. Эти предприятия выносятся за пределы территории центральной зоны города. Разработчики рекомендуют создать здесь многофункциональные комплексы для проведения культурных программ, креативных мероприятий, организации массовых гуляний и др.

Уже в ближайшее время следует изменить характер жизнедеятельности на территории кварталов, примыкающих к улицам Революционной и Комсомольской, считают специалисты. Здесь необходимо сделать бестранспортные зоны, наполнить их новыми объектами, а существующие максимально переориентировать на предоставление услуг посетителям исторического центра. "Мы предполагаем вынос ряда организаций и учреждений, требующих особого режима функционирования, и приспособления освобождающихся помещений под объекты культуры. Так, например, если реконструировать здание по ул. Революционной, 3 с пристройкой театрального зала можно получить малую сцену национального драматического театра. В расположенном на верхнем этаже актовом зале здания на углу улиц Революционной и Комсомольской было бы уместно создать молодежный театрально-музыкальный центр. Наряду с объектами познавательного туризма в квартале в границах пр. Победителей, ул.ул. Мельникайте, Димитрова и Замковой накоплен потенциал для развития делового туризма. Поскольку в шаговой доступности от здания Федерации профсоюзов находится ряд крупных гостиничных комплексов, можно реконструировать его пристройку со строительством конгресс-хола для проведения симпозиумов, конгрессов и форумов международного уровня", — заявил главный архитектор проектов УП "Минскградо".

Анализируя варианты решения транспортных проблем, специалисты пришли к выводу, что создание новых развязок в итоге стимулирует приток автомобилей. Поэтому было решено отказаться от заложенного в предыдущем детальном плане подземного тоннеля под ул. Богдановича на продолжении ул. Купалы. Перекресток этих улиц решено оставить в одном уровне. Проектное решение позволяет создать 4700 парковочных мест. Сегодня, к сожалению, при наличии свободных мест на платных парковках, даже состоятельные люди предпочитают оставлять свои машины на тротуарах узких улиц. А. Акентьев считает целесообразным постепенно сокращать на данной территории количество административных объектов, поскольку они обостряют транспортную проблему. Неуместным он назвал и размещение здесь представительств оптовой торговли. Разработчиками предложено организовать маркетинговый мониторинг функций всех объектов и на его основе стимулировать создание способствующих развитию туризма объектов и обременять тех, кто должен отсюда уйти.

В идеале, по мнению разработчиков, нужно было бы ликвидировать "транспортный крест" улиц Богдановича и пр. Победителей, но такая перспектива в ближайшие годы не просматривается. "Решение транспортной проблемы, к сожалению, находится за границами района исторического центра, — высказал свое мнение главный архитектор УП "Минскградо" Ярослав Линевич. — Эту задачу может решить только завершение строительства первого и второго транспортных колец с транспортно-пересадочными узлами и большими парковками на въездах в центр". С этим мнением согласились все участники обсуждения.

Весьма эмоциональным было выступление Антона Астаповича, председателя Белорусского добровольного общества охраны памятников культуры, который потребовал от проектировщиков "найти и наказать виновных в нарушениях детального плана 2005 года". Александр Акентьев напомнил выступающему, что такие функции не входят в компетенцию специалистов градостроительных и проектных организаций. Он также пояснил, что исторические регламенты устанавливаются специальными проектами, а их разработка и оценка находятся в компетенции специалистов Министерства культуры.

Заместитель директора РУП "Гипросельстрой" Александр Старостенко поинтересовался приоритетными задачами развития исторического центра. Александр Акентьев отметил, что в первую очередь следует уделить внимание функциональному использованию первых этажей всех объектов исторического центра. Независимо от их современного назначения (административного, жилого и др.), они должны быть переориентированы на оказание услуг посетителям и туристам. Это станет важным шагом на пути создания качественно обновленной городской среды центра Минска.

Заслуженный архитектор Беларуси Юрий Градов заметил, что давно не было таких активных обсуждений. Он предложил несколько вариантов организации транспортной схемы, сделав акцент на увеличении пешеходных улиц. Отметив профессионализм разработчиков, рекомендовал заказчикам выйти на следующую стадию проектирования с разработкой планировочного макета и подробной проработкой архитектурно-художественных и других аспектов планировки и застройки.

Лариса Смирнова, заместитель директора БЕЛНИИПГРАДО-СТРОИТЕЛЬСТВА, поддержала идею развития в Минске пешеходных улиц и площадей и предложила разработать отдельную схему. "В целом проект интересный, и мы должны дать ему состояться. Минск сейчас находится в той ситуации, когда необходимо прилагать все усилия к сохранению и воссозданию историко-архитектурного наследия. Там, где могут быть восстановлены элементы исторической среды, надо обязательно закладывать возможности для этого", — резюмировала она, приведя в пример Успенский собор в Витебске.

Всего просмотров: 5 293
Опубликованно: 31.01.2013