Дорожная карта по выходу на российский рынок


Версия для печати

С развитием ТС, ЕЭП и других перспективных интеграционных проектов, а также в связи с определенным сокращением объемов работ внутри страны перед белорусскими строителями все более настоятельно встает необходимость выхода на зарубежные рынки, в первую очередь Российской Федерации. Безусловно, в "трудовой книжке" практически каждого крупного проектного института или маститого строительного треста есть немало объектов на территории России. Однако сравнительно недавнее изменение правого поля соседнего государства, воплотившееся в создании института саморегулирования, потребовало от наших организаций пересмотра имеющегося опыта и адаптации к работе в новых условиях, а проще говоря — вступления в СРО (саморегулируемые организации). Ряд из них уже прошли этот путь и успешно работают на российском рынке, другие к этому только готовятся. На что ориентироваться и как избежать "подводных камней" при вступлении в саморегулируемые организации, рассказал Владимир Владимирович Пикулик — ведущий специалист контрольно-экспертного департамента, представитель в Республике Беларусь НП "Саморегулируемая организация в строительстве "Межрегиональное объединение строителей" (НП "СРО "МОС").

Начинаем с изучения правовой базы

В настоящее время Минстройархитектуры поставлена задача по созданию методического пособия, в котором пошагово разъяснялся бы порядок вступления белорусских строительных организаций в СРО.

Вначале, по мнению В. В. Пикулика, претендентам следует ознакомиться с соответствующей российской законодательной базой, основные документы которой, к слову, выпускаются на электронных носителях СРО "МОС" под названием "Библиотека строителей". Кроме того, она размещена на интернет-сайтах НОСТРОЙ, МОС и др.

"Сегодня в России саморегулирование определено несколькими законодательными актами, — прокомментировал наш собеседник. — Прежде всего, в Гражданском кодексе РФ прописывается создание некоммерческих партнерств — объединений коммерческих государственных и негосударственных организаций для решения некоммерческих задач.

В свою очередь Закон РФ "О саморегулировании" гласит, что в некоторых случаях некоммерческие партнерства, которые регистрируются в установленном законодательством порядке, могут получать права саморегулирования. Все это ими делается самостоятельно и инициативным образом. После соответствующей регистрации саморегулируемая организация получает право выдавать допуски и пускать на рынок (а также, соответственно, забирать допуски и выдворять с рынка)".

Третьим документом, основополагающим для саморегулирования в строительстве, является Градостроительный кодекс РФ, где оговорены условия выхода на российский строительный рынок. В частности, там указано, что, если субъект хозяйствования хочет заниматься какими-либо видами строительной деятельности в РФ, он должен в установленном порядке быть зарегистрированным, состоять на налоговом и ином необходимом учете как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель.

Кроме того, перед вступлением в СРО следует ознакомиться с некоторыми документами Минрегионразвития (Министерства строительства, если таковое появится в новой структуре Правительства) и ряда других ведомств.

О выборе СРО

Перед тем, как совершить выбор СРО, на сайте НОСТРОЙ можно найти перечень саморегулируемых организаций. В настоящее время их насчитывается 242. Условия членства у всех одинаковые: они основаны на российском законодательстве. И все же…

В большинстве своем схожи перечни документов, необходимых для вступления в ту или иную СРО. Там, как пояснил В. В. Пикулик, "должно быть волеизъявление (заявление) организации, вступающей в СРО, — белорусской компании, которая хочет выйти на российский рынок, причем той ипостасью, которая у нее сегодня имеется: юридическим лицом, зарегистрированным на территории Республики Беларусь. Кроме того, следует указать виды работ, на которые она планирует получить допуски".

Казалось бы, все просто. Но, тем не менее, по убеждению нашего собеседника, выбор СРО для вступления очень серьезен.

Компании-претенденту стоит проанализировать условия вступления и суммы предстоящих выплат. Возможно, следует руководствоваться принципом географической близости СРО — Смоленск, Брянск, Калининград, либо ориентироваться на расположение будущего объекта. Но, как показывает практика, сегодня стройка может быть в приграничье, завтра — в Подмосковье и т. д. Кроме того, можно выбирать СРО по принципу специализации работ. Так, саморегулируемые организации могут объединять общестроительные компании, а могут — атомщиков, слаботочников, лифтовиков и т. п.

Цена вопроса

Не лишним будет навести определенные справки о своей будущей СРО. Несмотря на то, что все они имеют одинаковые принципы организации работы, как показала практика, есть "коммерческие некоммерческие партнерства", которые, к примеру, закрывают глаза на вступление в свои ряды организаций, укомплектованных с помощью недобросовестных юридических фирм "мертвыми душами". И здесь важно помнить об одном важном моменте: российский законодатель, разрабатывая положение о СРО, ввел понятие компенсационного фонда. Таким образом, саморегулируемая организация — это артель, куда вступили подобные компании, рискнув при этом своими деньгами. Речь идет о довольно крупной сумме — 1 млн рос. руб. (30 тыс. долл. США), либо можно ограничится 300 тыс. рос. руб., к которым плюсуется страхование. Смысл компенсационного фонда состоит в том, что если кто-то из сотоварищей по СРО допустит в работе брак, от чего пострадают интересы третьих лиц, то он должен рассчитаться за допущенные огрехи своими деньгами, а если их не хватит — страховкой и деньгами сообщества (компенсационный фонд). "Вступив в СРО, где рядом будут находиться плохо обученные, некомпетентные строители, наше предприятие рискует потерять деньги, — обратил внимание В. В. Пикулик. — Более того, если денег саморегулируемой организации на возмещение просчетов своего члена не хватит, то вся команда должна будет их собирать до полного расчета с долгами. К счастью, этот момент не слишком распространен. К примеру, СРО "МОС" вообще пока не платила по долгам — хватало страховки. Однако полностью исключить возможность появления ситуации, когда член СРО, куда входит белорусская организация, но которого она, условно, в глаза не видела, допустил промах, компенсируемый в т. ч. из ее средств, нельзя. И это при том, что наши строители, возможно, еще даже не начинали работать в России!.."

"В СРО "МОС" сегодня насчитывается около 720 членов — все реально работающие предприятия. Есть и такие СРО, где в составе 5 или даже 10 тысяч. Однако невозможно собрать "стадион" из "живых" предприятий, — подчеркнул Владимир Владимирович. — И пусть взносы у них поменьше (либо вообще отсутствуют), прежде чем вступать в такую СРО, надо хорошо подумать. Принимая решение, нельзя гнаться за дешевизной, причем — кажущейся. Ведь компенсационный фонд — это "львиная доля" всех трат.

Поэтому основным критерием выбора СРО должен служить поиск "близких по духу" организаций, осознанно ратующих за порядок на рынке и прозрачные правила игры. Возможно, для нас, белорусов, такой подход не всегда привычен. Однако стоит помнить, что одно плохо работающее предприятие может погубить весь бизнес. Так, государство может закрыть определенный вид деятельности. И хотя в отношении строительства это нереально, ограничения все же могут быть серьезные".

В. В. Пикулик привел пример: "Недавно по российскому телевидению был показан сюжет о местной туристической деятельности, в котором один из руководителей ассоциации турорганизаций сказал, что мошенничество победить можно очень просто — вводом саморегулирования. И тогда добросовестные игроки сами очистят рынок от плохих фирм, "кидающих" клиентов и тянущих за собой вниз весь бизнес".

Там, за горизонтом…

При выборе СРО важным аспектом является наличие (или отсутствие) в Беларуси ее представительства. "Можно сказать, что, мол, сотрудник МОС льет воду на свою мельницу. Однако, согласитесь, удобно, когда в Минске находится представитель саморегулируемой организации, который разъясняет "все и вся". В настоящее время в наши ряды планируют вступить сразу несколько крупных организаций. Каждая из них представит мне проекты документов, которые мы на месте тщательно отработаем. Это удобнее, чем поездка — и не одна! — допустим, в Москву.

Более того, если еще недавно туда нужно было ехать для непосредственного вступления, то теперь визита в Россию вовсе не требуется — все переговоры можно вести по скайпу из белорусского офиса СРО "МОС". А дорогостоящие командировки можно отложить до поиска конкретных объемов работы…"

К слову, некоторые СРО уверяют, что обучать персонал нужно только в России. Однако это необоснованное требование. Заключено межправительственное соглашение, которое признает систему повышения квалификации нашей республики на территории РФ. Завышенными являются также требования ряда СРО, гласящие, что для получения допуска необходимо открыть представительство на российской территории. Оно, безусловно, будет открыто, но позже, в ходе работы. Открывать его заранее — значит идти на ненужные траты: аренда офиса, содержание персонала и пр. То есть заявителю надо проанализировать, резонны или надуманы требования по вступлению в СРО с юридической точки зрения.

Услышав вопрос, насколько СРО помогает с заказами, наш собеседник задумался: "По большому счету, нормально работающая саморегулируемая организация — это клуб. И одна из задач СРО — создать собственными силами некую "биржу труда", "доску объявлений", с помощью которой ее члены могут привлекать друг друга к работе. Конечно, белорусская организация, вступив в СРО, все равно будет находиться от нее в определенном отрыве, ведь она это сделала не по своему желанию, а в связи с существующими требованиями. Однако если саморегулируемая организация — не просто "сборщик податей", а реально работающая структура, она будет способствовать поиску заказов".

"Таким образом, выбирая СРО, я останавливался бы на легально работающих региональных специализированных организациях, либо тех, которые принимают к себе, "изрядно потрепав нервы", мотивируя это тем, что такой строгий отбор застрахует в будущем от траты компенсационного фонда", — подытожил В. В. Пикулик. Не лишним, по его мнению, было бы изучение статистики членства белорусских организаций в различных СРО.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Организациям-претендентам следует досконально изучить перечень учебных заведений, работающих на территории Беларуси в области повышения квалификации, а также список органов, где можно пройти российскую аттестацию. Затем рассмотреть положение об аттестации и материалы учебного тестирования.

"Шапкозакидательского" настроения здесь не должно быть, — подчеркнул В. В. Пикулик. — Несмотря на то, что наши системы похожи, любое испытание — это очень серьезно, тем более в области российского законодательства, которым ты пользуешься не каждый день".

По его словам, благодаря хорошему финансированию в последнее время база ТНПА в России стремительно шагнула вперед. Дело в том, что в установленном порядке СРО выплачивают в НОСТРОЙ определенную "десятину", значительная часть которой направляется на развитие нормативного правового поля.

Не менее полезно, чем учеба "за партой", знакомство с опытом белорусских организаций-передовиков, которые успешно прошли все процедуры, вступили в СРО и работают на строительном рынке РФ.

Напомним, что в настоящее время по инициативе Минстройархитектуры ведется работа с российскими партнерами, направленная на упрощение вступления в СРО белорусских организаций.

Всего просмотров: 7 794
Опубликованно: 28.05.2012