Декларирование — самая демократичная форма подтверждения соответствия


Версия для печати

С 21 августа 2012 года вступают в силу изменения и дополнения к техническому регламенту Республики Беларусь "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" (ТР 2009/013/BY), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 1748. Изменения и дополнения были утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.02.2012 № 125.
Согласно нормативным документам, подтверждение соответствия существенным требованиям безопасности настоящего технического регламента выпускаемых в обращение сооружений, проектной документации, определенных строительных материалов и изделий, работ в строительстве носит обязательный характер и осуществляется путем принятия декларации о соответствии существенным требованиям безопасности настоящего технического регламента либо проведения сертификации.
С целью более полного информирования участников строительной деятельности о "новых правилах игры" на строительном рынке "РСГ" организовала круглый стол с участием директора департамента Госстройнадзора В. Л. Петруши, первого заместителя директора РУП "Стройтехнорм" Д. А. Ковширко, заместителя гендиректора ГП "Главгосстройэкспертиза" А. Г. Солнцева.

Согласно Перечню строительных материалов и изделий, работ в строительстве, подлежащих обязательному подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности ТР 2009/013/BY "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безо-пасность", обязательной сертификации подлежат следующие 15 видов работ в строительстве:

— возведение монолитных бетонных и железобетонных конструкций;

— заполнение оконных и дверных проемов;

— монтаж внутренних инженерных систем зданий и сооружений;

— монтаж деревянных конструкций;

— монтаж каменных и армокаменных конструкций;

— монтаж легких ограждающих конструкций;

— монтаж наружных сетей и сооружений;

— монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;

— монтаж стальных конструкций;

— устройство антикоррозионных покрытий строительных конструкций зданий и сооружений;

— устройство дорожных покрытий пешеходных зон из тротуарных плит;

— устройство изоляционных покрытий;

— устройство кровли;

— устройство оснований, фундаментов зданий и сооружений;

— устройство тепловой изоляции ограждающих конструкций зданий и сооружений.

На объекты III уровня ответственности действие техрегламента не распространяется.

? Область применения ТР 2009/013/BY расширилась на работы в строительстве. Чем это было обусловлено?

В. Л. Петруша: Самое главное и существенное изменение данного нормативного документа — это то, что вводится обязательная сертификация работ в строительстве. Этот вопрос очень серьезный. Сертификация — процедура, которая требует длительного времени. По моему мнению, каждый строительный трест уже сегодня должен "стоять в очереди" на сертификацию.

Многие организации провели добровольную сертификацию, но она была достаточно ограниченная. Эти сертификаты, полученные в рамках добровольной сертификации, будут действовать до окончания срока их действия. Но тот, кто не имеет в наличии сертификатов, выполняя работы, подлежащие сертификации (15 видов), должен их обязательно получить. Система получения сертификатов в принципе уже отработана, она проходит не первый год. Другое дело, что сегодняшняя ситуация зависит от самих субъектов хозяйствования. Процедура не простая и длится два-три месяца со всеми проверками и выездами. И если сегодня этим не заниматься, многие строительные организации окажутся в очень серьезном положении.

Что касается регистрации деклараций, то эта процедура является обязательной. Без наличия декларации органы Госстройнадзора не будут выдавать заключение о вводе объектов в эксплуатацию. Область применения ТР 2009/013/BY осталась практически той же. Изменена процедура подтверждения соответствия существенным требованиям безопасности ТР — это как форма декларирования соответствия, так и обязательная сертификация.

Д. А. Ковширко: Введение обязательной сертификации работ в строительстве обусловлено необходимостью выполнения положения законодательных актов Республики Беларусь в части обеспечения потребителей качественными, а главное, безопасными в эксплуатации зданиями и сооружениями. При этом обязательному подтверждению соответствия подлежат строительные работы по устройству наиболее ответственных конструкций, влияющих на надежность, устойчивость строящихся зданий и сооружений.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

? Распространяется ли действие ТР на работы в строительстве, выполняемые юридическими лицами, в том числе иностранными, и индивидуальными предпринимателями по индивидуальным заказам физических лиц?

Д. А. Ковширко: Действие технического регламента TP 2009/013/BY "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" распространяется на деятельность всех субъектов хозяйствования, в том числе и на иностранных юридических лиц. Соблюдение положений TP 2009/013/BY в случае выполнения строительных работ на объектах I и II уровней ответственности для индивидуальных предпринимателей является обязательным. Услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями по индивидуальным заказам физических лиц, под действие положений технического регламента TP 2009/013/BY не попадают.

? Почему объекты транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, мосты, улицы и дороги городов), магистральные инженерные сети не попадают под действие регламента? Данные объекты попадут под действие другого ТР?

Д. А. Ковширко: Здания автовокзалов, железнодорожных станций, морских и речных портов, аэровокзалов, относящиеся к сооружениям I и II уровня ответственности, независимо от вида транспортных путей, являются объектами технического регулирования TP 2009/013/BY. Действие технического регламента TP 2009/013/BY не распространяется только на линейные объекты транспортной инфраструктуры — автомобильные и железные дороги, улицы и дороги городов и населенных пунктов, мосты, в том числе путепроводы, виадуки, эстакады, магистральные инженерные сети. Это связано с особенностями их проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию.

Разработка специализированных регламентов для этих объектов возможна в дальнейшем.

? Что значит "документы, подтверждающие техническую компетентность" проектировщика? Это квалификационные аттестаты Минстройархитектуры, свидетельства о повышении квалификации или какие-то иные документы?

В. Л. Петруша: Это квалификационные аттестаты, которые выдает РУП "Белстройцентр", свидетельства о повышении квалификации, сертификаты наличия систем управления качеством, другие документы.

В настоящее время рассматривается вопрос введения обязательной сертификации отдельных категорий специалистов: технадзоры, специалисты, занимающиеся обследованиями зданий и сооружений, и эксперты.

Д. А. Ковширко: Документами, подтверждающими техническую компетентность проектировщика, являются диплом профильного учреждения образования о присвоении инженерной квалификации, квалификационный аттестат Минстройархитектуры, свидетельство о повышении квалификации проектировщика.

? Почему исключили понятие "система производственного контроля проектировщика"? Установлено только, что проектировщик должен иметь "сертификат соответствия системы управления качеством" и то с оговоркой "при наличии". Каким образом тогда обеспечивается стабильность качества проектных работ?

В. Л. Петруша: Производственный контроль проектировщика является составляющей частью системы управления качеством организации в целом. Правильно стоит вопрос: оговорка "при наличии". При согласовании эту оговорку мы исключали, но она осталась.

Стабильность качества проектных работ обеспечивается декларированием. Если ты, как проектировщик, выпустил продукцию, товар и задекларировал, что она соответствует техрегламенту, однако в случае наступления момента, когда или на стадии экспертизы, или на стадии строительства обнаружилось, что подписанная декларация не соответствует техрегламенту, за этим грядут очень серьезные финансовые последствия.

Т. е. заказчик или подрядчик вправе на основании установления такого факта заявить о приостановлении действия декларации проектировщика. Как только в уполномоченном органе регистрируют приостановку действия декларации, эта информация сообщается в Госстройнадзор. Что делает последний? Он приостанавливает строительство, затем заказчик предъявляет иск проектировщику за потери, переделки-недоделки, которые влекут за собой серьезные финансовые затраты. Этот механизм действует во всем мире, и он должен побуждать проектировщика делать качественный продукт. А как он будет называться — "производственным контролем", "нормо-контролем" или "системой управления качества" — все равно. Должен действовать внутренний аудит, который не допустит брака за пределами института.

Д. А. Ковширко: Положениями технического кодекса установившейся практики ТКП 45.1.01-221-2010 "Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения" установлено, что при выполнении субъектом хозяйствования работ в строительстве осуществление процедур производственного контроля (операционного, приемосдаточного) предусматривается с использованием средств измерений.

Проектные предприятия организуют свою систему производственного контроля исходя из утвержденного порядка прохождения согласования и утверждения проектной документации и вида выполняемых проектных работ. При этом соблюдается выполнение требований п. 5.5 СНБ 1.03.02-96 "Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве" в части записи ГИПа/ГАПа о соответствии документации требованиям действующих ТНПА.

Многие проектные организации внедрили у себя систему менеджмента качества выполнения проектных работ с включением в нее элементов производственного контроля. Проведение процедуры оценки соответствия системы управления качеством проектных работ требованиям СТБ ISO 2009 является добровольным, и получение сертификата соответствия Госстандарта подтверждает высокий профессионализм проектной организации.

? Каким образом будет проводиться оценка риска проектировщика, если на сегодняшний день отсутствуют технические нормативные правовые акты, регламентирующие допустимые уровни и правила определения и расчета рисков? (п. 1 статья 3 ТР)

? Является ли оценка проектировщиком рисков обязательным приложением к проекту, передаваемому заказчику? Должен ли заказчик требовать, а орган по декларированию проектной документации контролировать наличие данного документа?

Д. А. Ковширко: Оценка риска предполагает наличие установленных допустимых уровней риска и утвержденных методик определения уровня риска.

В связи с отсутствием в настоящее время указанных факторов проведение оценки риска не представляется возможным.

? Когда Главгосстройэкспертиза начнет регистрацию деклараций на проектную документацию?

А. Г. Солнцев: Во исполнение Плана мероприятий по введению в действие изменения в технический регламент TP 2009/013/BY "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность", согласованного председателем Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь В. В. Назаренко и утвержденного Министром архитектуры и строительства Республики Беларусь A. И. Ничкасовым, разработаны проекты постановлений Госстандарта Республики Беларусь:

— "Об утверждении Положения о процедурах регистрации и ведения реестра деклараций о соответствии проектной документации существенным требованиям безопасности";

— "Об организации и обеспечении работ по регистрации и ведению реестра деклараций о соответствии проектной документации существенным требованиям безопасности и внесении изменений и дополнения в постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 01.07.2010 № 37".

После прохождения процедур рассмотрения и согласования проектов названных выше нормативных правовых актов заинтересованными государственными органами (организациями), а также после их принятия (издания) уполномоченные органы приступят с 21 августа 2012 г. к регистрации деклараций о соответствии проектной документации существенным требованиям безопасности технического регламента Республики Беларусь "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" (TP 2009/013/BY) на основании заявительного принципа и документов, необходимых для ее проведения.

? Когда появятся разъяснения или методические рекомендации по порядку и правилам декларирования проектов, в том числе по декларированию при параллельном проектировании и строительстве? (Маркировка знаком отдельных разделов проекта соответствия без наличия зарегистрированной декларации не допускается согласно ст. 23.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях")

А. Г. Солнцев: Порядок осуществления на территории Республики Беларусь процедур регистрации и ведения реестра деклараций о соответствии выпускаемой в обращение проектной документации (независимо от страны происхождения) на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объектов I и II уровней ответственности (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) существенным требованиям безопасности технического регламента Республики Беларусь "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" (TP 2009/013/BY) будет установлен после принятия (издания) постановления Госстандарта Республики Беларусь "Об утверждении Положения о процедурах регистрации и ведения реестра деклараций о соответствии проектной документации существенным требованиям безопасности".

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООРУЖЕНИЙ

? Достаточно ли на сегодняшний день двух органов по подтверждению соответствия сооружений существенным требованиям ТР? Возможно ли электронное декларирование посредством сети Интернет?

Д. А. Ковширко: Количество уполномоченных органов по подтверждению соответствия сооружений существенным требованиям безопасности должно обеспечивать возможность проведения процедур регистрации деклараций с минимумом затрат времени и финансовых средств со стороны субъектов хозяйствования. Согласно плану мероприятий по введению в действие изменения технического регламента TP 2009/013/BY "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность", осуществляется разработка положения о порядке регистрации деклараций о соответствии сооружений по заявительному принципу, после чего предполагается расширить перечень уполномоченных органов.

Вопрос использования сети Интернет для осуществления электронного декларирования прорабатывается и при положительном согласовании с Госстандартом будет решен.

? Имеет ли право уполномоченное лицо заказчика (например, инженерная организация) подписывать заявку на регистрацию декларации о соответствии сооружения требованиям ТР? Или данную функцию заказчик не имеет права передавать третьему лицу, как и утверждение проектно-сметной документации, регистрацию прав собственности на объект?

Д. А. Ковширко: В разделе "Термины и их определения" технического регламента TP 2009/013/BY "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безо-пасность" установлено, что уполномоченный представитель изготовителя — юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, уполномоченные изготовителем на основании договора на осуществление действий от его имени при подтверждении соответствия и выпуске в обращение строительных материалов и изделий, проектной документации, работ в строительстве.

Это позволяет на основании договора уполномочить инжиниринговую компанию для выполнения требований TP 2009/013/BY, в том числе и на действия по процедуре декларирования соответствия сооружения.

? Комплект технологической документации, необходимой для подтверждения соответствия сооружений требованиям ТР, должен содержать копии всех документов и записей, начиная с копии проектной документации, сертификатов, актов, паспортов, заканчивая журналами работ, и хранится не менее 10 лет с момента демонтажа. Планируются ли какие либо изменения в данный пункт? Организации, подобной МАПИД, необходимо будет создавать отделы для оформления технической документации и организовывать дополнительные площади для ее длительного хранения? Возможны ли электронные базы данных в целях снижения документооборота? Такой же вопрос и в отношении комплекта технической документации при декларировании проектов, работ в строительстве, материалов и изделий.

Д. А. Ковширко: На объекте строительства ведется один комплект исполнительной документации. Для формирования комплекта технической документации в соответствии со статьей 7 TP 2009/013/BY "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность", необходимой для принятия декларации о соответствии, возможно использование ксерокопий исполнительной документации.

Требование технического регламента TP 2009/013/BY "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" касательно длительного хранения комплекта технической документации проектировщиком, исполнителем работ в строительстве, заказчиком не противоречит положениям Закона Республики Беларусь от 06.10.1994 № 3277 XII "О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь".

Возможность создания электронных баз данных в целях снижения документооборота на бумажных носителях предусмотрена положениями Закона "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" от 28.12.2009 № 113-3 и другими действующими ТНПА.

? Порядок подтверждения соответствия сооружения, законченного строительством, и после завершения капитального ремонта, как и перечень технической документации по подтверждению соответствия требованиям ТР, одинаков? Не считаете ли необходимым включить в обязательный перечень комплекта технической документации при капитальном ремонте, модернизации, реставрации материалы изысканий, детальных предпроектных и периодических общих обследований?

Д. А. Ковширко: Положения технического регламента TP 2009/013/BY в части порядка подтверждения соответствия завершенного строительством сооружения обязательны и одинаково распространяются на реконструированные, с завершенным капитальным ремонтом, реставрированные, благоустроенные объекты.

Материалы изысканий, детальных предпроектных и периодических обследований учитываются на этапе проектирования, и выделение этих материалов в отдельный пакет из комплекта технической документации нецелесообразно.

СЕРТИФИКАЦИЯ РАБОТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

? С 21 августа вводится обязательная сертификация 15 видов работ в строительстве. Когда планируется утверждение перечня показателей, контролируемых при проведении обязательной сертификации?

Д. А. Ковширко: Перечень показателей, контролируемых при проведении процедуры сертификации работ в строительстве, указан в перечне ТНПА, взаимосвязанных с техническим регламентом, и размещен на сайте РУП "Стройтехнорм" www.stn.by для сведения и использования в работе всех заинтересованных субъектов хозяйствования.

? Не считаете ли вы, что сертификация может стать непосильным материальным бременем для многих строительных организаций, что, в конечном итоге, отразится на стоимости строительства?

Д. А. Ковширко: Сертификация работ в строительстве сегодня рассматривается как официальное подтверждение их качества, что во многом определяет конкурентоспособность, эффективность и престиж предприятия.

Сертификация работ в строительстве способствует не только повышению конкурентоспособности строительных организаций и обеспечению качества работ, но и содействует потребителям в компетентном выборе исполнителей строительных работ, обеспечивает защиту их прав и законных интересов.

Сертификация дает возможность:

— обеспечить потребителя работами и услугами надлежащего качества;

— создать условия для безопасности строительства и эксплуатации зданий и сооружений для жизни, здоровья и имущества граждан, а также защиты окружающей среды;

— снизить затраты на выполнение работ за счет исключения переделок некачественно выполненных работ.

При определении стоимости работ к каждому заявителю применяется дифференцированный подход.

Затраты на сертификацию, по сравнению с эффектом от проведения процедур подтверждения соответствия, незначительны и не могут отразиться на стоимости строительства.

? Какая ответственность предусмотрена за невыполнение требований ТР 2009/013/BY?

Д. А. Ковширко, В. Л. Петруша: Ответственность, предусмотренная за несоблюдение требований законодательства, отражена в главах 21 и 23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденном 21.04.2003 № 194-3:

Статья 21.3. Нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации или иных обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры влекут наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до сорока базовых величин, а на юридическое лицо — от двадцати пяти до ста базовых величин.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от тридцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до двухсот базовых величин.

Статья 23.11. Нарушение требований обязательного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, влечет наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до двухсот процентов стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления — до пятисот базовых величин.

Реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг) без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров, или при наличии не соответствующих действительности документов, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение штрафа в размере от двух до восьми базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до ста процентов стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления — до трехсот базовых величин.

Статья 23.12. Нарушение требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации.

1. Выпуск, в том числе в продажу и после ремонта, либо поставка (реализация) продукции, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и образцов (эталонов) по качеству, маркировке, комплектности, упаковке и другим требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, влекут наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин, на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до ста процентов от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления — до пятисот базовых величин.

2. Передача заказчику или в производство конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации по качеству продукции и технологическим процессам, связанным с производством продукции, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью.

3. Несоблюдение обязательных требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации при транспортировке, хранении и использовании (эксплуатации) продукции, повлекшее снижение качества, порчу или сверхнормативные потери продукции, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 23.13. Нарушение требований в области обеспечения единства измерений

1. Выпуск в обращение, в том числе реализация, передача в аренду предназначенных для применения в сфере законодательной метрологии средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до ста процентов от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления — до пятисот базовых величин.

2. Применение в сфере законодательной метрологии неисправных средств измерений, средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, нарушение методик выполнения измерений либо правил пользования средствами измерений влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 23.67. Нарушение запрета органов государственного надзора за соблюдением технических регламентов или органа государственного метрологического надзора.

Нарушение запрета органов государственного надзора за соблюдением технических регламентов или органа государственного метрологического надзора на выпуск, реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

? Как маркируются соответствующие существенным требованиям безопасности сооружения, материалы и изделия, проектная документация и работы в строительстве?

В. Л. Петруша: Этот процесс определен техрегламентом. Документация маркируется соответствующим штампом ТР, форма которого тоже приведена в техрегламенте. Проектировщик или его уполномоченный представитель составляет декларацию о соответствии проектной документации и наносит знак соответствия согласно статье 8 настоящего технического регламента на титульный лист общей пояснительной записки и на листы общих данных комплектов рабочих чертежей каждой марки стадии "Строительный проект", предназначенных для производства строительно-монтажных работ.

Оформление декларации о соответствии проектной документации производится по завершении разработки рабочих чертежей пускового комплекса, очереди строительства (при наличии) и объекта строительства в целом, подготовленных без отступления от утвержденного архитектурного проекта, утвержденных стадий и частей проектной документации.

При этом техническим регламентом не предусмотрена возможность декларирования архитектурного проекта. Вместе с тем, при двухстадийном проектировании заключение экспертизы выдается по архитектурному проекту.

Однако утвержденный архитектурный проект в данном случае является лишь основанием для дальнейшей разработки следующей стадии, поскольку непосредственно приступить к работам возможно только при наличии строительного проекта, задекларированного в установленном порядке и маркированного знаком соответствия.

В противном случае незамедлительно наступает административная ответственность, указанная выше.

Материалы и изделия также штампуются с отметкой ТР013.

Всего просмотров: 16 426
Опубликованно: 30.06.2012