Дальва — сестра Хатыни…


Версия для печати

Спаліў нас вораг чэрвеньскай парою —

Дзядоў, жанчын, падлеткаў і дзяцей.

Даруйце, людзі добрыя, за тое,

Што вас не сустракаем, як гасцей.

Эти слова, высеченные на камне-валуне, невозможно читать без слез. Белорусская деревня Дальва уже никогда не сможет встретить гостей. Ее жители — старики, женщины и дети — были заживо сожжены гитлеровцами, а сама деревня полностью уничтожена. Это случилось 19 июня 1944 года, за десять дней до прихода войск Красной Армии и за две недели до освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. 40 лет назад на месте пепелища был создан мемориальный комплекс «Дальва». Ежегодно его посещают тысячи людей из разных стран, в книге отзывов — записи на белорусском, русском, украинском, английском, немецком и других языках. Особенно многолюдно у мемориального комплекса в день трагедии. Звучит поминальная молитва, горят свечи, возлагаются цветы… Проведение митинга-реквиема 19 июня в «Дальве» стало святой традицией.

…В архивных документах деревня Дальва упоминается с конца XVII века. В 1804 году Раймуд Полевич купил фольварк у помещиков Коверских. К этому имению относились деревни Дальва, Рубеж и Бытново. В государственном историческом архиве республики хранится документ, датированный 1845 годом. Это «инвентарь» имения, составленный по результатам переписи населения. Согласно этому документу, хозяину поместья принадлежала 61 душа крепостных: 29 мужского и 32 женского пола. Каждый крестьянский двор обязан был ежегодно поставлять помещику двух кур, 20 штук яиц, ягоды, грибы и другие продукты. Всему взрослому населению (от 14 до 60 лет) предписывалось выполнять барщину, заниматься извозом, нести караульную и сторожевую службы.

В 1930 году Дальва и две соседние деревни Рубеж и Остров образовали колхоз, которому дали имя Демьяна Бедного. Выращивали лен-долгунец, собирали хорошие урожаи картофеля и озимых зерновых, по-родственному справляли свадьбы и именины. За каждым домом был сад, пчелиные ульи.

В начале Великой Отечественной войны все молодые мужчины ушли на фронт или в партизанское движение. В деревне остались только старики, женщины и дети. В первых числах июля 1941 года Дальва оказалась в немецком тылу. Женщины и подростки активно помогали партизанам.

Трагедия, произошедшая 19 июня 1944 года, стала частью фашистской карательной операции под названием «Баклан», в ходе которой с лица земли были стерты многие белорусские деревни. Дальва была последней из них. На рассвете немцы окружили ее плотным кольцом, согнали только что мирно спавших дальвинцев в дом Василия Кухаренка, после чего забросали окна гранатами, облили бензином и подожгли. Никому из 44 человек фашисты не оставили шанса остаться в живых: тех, кто пытался выбраться из огня, они безжалостно расстреливали. В огне погибли 29 детей, 13 женщин и двое мужчин. Самому младшему ребенку, Косте Кухаренку, не исполнилось и двух лет. Самому старшему жителю деревни — Куприяну Гириловичу — было 80. Вместе с дальвинцами мученическую смерть приняли и двое детей из соседних деревень: 13-летний Юзик Гринь из Деделовичей приехал помочь по хозяйству родственнице Анне Акулич, а Ольга Фалькович из Вязовщины гостила у своей подружки Насти Кухаренок.

Избежать страшной смерти удалось только 13-летнему Николаю Гириловичу, который в это время пас лошадей вдали от деревни. Он услышал громкий взрыв, затем автоматные очереди и увидел, как в небе стал подниматься черный густой столб дыма. Подросток бросился бежать на пригорок и остановился в ужасе от представшей перед его глазами картины. «Наша деревня была объята пламенем пожара… Слышались крики детей и женщин… Я не знаю как, но моей матери с младшим братом Володей удалось вырваться из огня. Автоматная очередь карателей сразила их тут же, недалеко от горящего дома. Некоторые мальчишки пытались выбраться через крышу, но фашисты стреляли по ним из автоматов, и дети падали в пламя. Расправившись с мирными жителями, палачи подожгли деревню с двух сторон», — позже написал он в книге «Дальва — сестра Хатыни».

…Десять дней и ночей обгоревшие трупы лежали на пепелище под открытым небом. После освобождения района на место трагедии пришли жители соседних деревень и регулярные войска Красной Армии, чтобы похоронить останки сожженных дальвинцев. Узнавали их не по лицам, а по частям одежды и обуви. Погибших захоронили в общей могиле, на которой установили три креста — символ трех уничтоженных поколений: дедов, матерей и детей. Оставшийся в живых Николай Гирилович поклялся посвятить свою жизнь увековечиванию памяти погибших в огне родственников и односельчан. Он сдержал свое слово.

…После освобождения Беларуси подросток попал в детдом, потом были училище связи и служба в армии. Осенью 1954 года он вернулся в Минск офицером запаса и приехал в родные места. Позже Николай Гирилович написал в своей книге: «...Моя родная любимая деревня! Она навсегда вписана в моем паспорте, в моем сердце. Мысленно окидываю взглядом ту, живую еще Дальву. Вижу двенадцать хат, стоящих по обе стороны неширокой песчаной улицы. Нет больше тех хат... Там, где были они, — пепелища сожженных домов, обгоревшие и полуразрушенные печные трубы в зарослях колючего шиповника, бурьяна. С цветами в руках иду к братской могиле и застаю там картину разрушения и запустения. Один из деревянных крестов рухнул, а сама деревянная ограда покосилась, пришла в негодность». Более того, совхоз «Искра», которому принадлежали окрестные земли, перепахал заросшие огороды сожженной деревни, а заодно и улицу.

Только благодаря личным усилиям Николая Петровича, а также помощи председателя Прусевичского сельского совета И. А. Вильтовского в 1955 году на братской могиле были установлены железная ограда и бетонное надгробие. Шефство над памятником взяли на себя школьники Прусевичской семилетней школы. В 1963 году на месте трагедии был установлен обелиск.

30 июня 1969 г. Н. П. Гирилович привез землю родной деревни на «Кладбище деревень» мемориального комплекса «Хатынь». Тогда и пришла идея увековечить память Дальвы — создать мемориальный комплекс «Дальва». В это время Николай Петрович после окончания Московского Всесоюзного заочного электротехнического института связи работал в Белтелерадиокомпании, сотрудники которой поддержали его в претворении в жизнь этой идеи.

В Белорусском государственном театрально-художественном институте объявили конкурс на лучший проект памятника Дальве. Победителем его стал студент 3-го курса отделения скульптуры художественного факультета Владимир Теребун, ныне заслуженный деятель искусств Республики Беларусь. Мемориал был построен на средства от концертной деятельности творческих коллективов Белтелерадиокомпании и собранные общественностью — работниками совхоза «Искра» и Логойского райисполкома, воинами Плещеницкого гарнизона, школьниками. 15 июля 1973 мемориальный комплекс «Дальва» был торжественно открыт.

…Мемориал находится в Логойском районе Минской области — примерно в 80 км от Минска, в пяти километрах от трассы Минск-Витебск. По правой стороне шоссе за деревней Жердяжье у леса на невысоком постаменте возвышается гранитный камень с надписью-указателем, за которым идет дорога, ведущая к мемориалу. Композиция состоит из нескольких элементов. Около дороги, на месте начала сожженной деревни, установлен камень с высеченной надписью: «До 19 июня 1944 года здесь была деревня Дальва. За 10 дней до освобождения гитлеровцы живыми сожгли ее жителей». Чуть дальше возвышается скульптура «Мать и дитя»: к ногам застывшей в скорби женщины прижимается ребенок, будто моля о помощи и спасении. За скульптурой — обгоревшие балки сожженного дома. Слева, на месте бывших двенадцати сожженных домов установлены пять символических венцов срубов из серого бетона. Перед ними знаки-рельефы: детская кукла, серп, скрипка, моток ниток, напоминающие, что здесь когда-то жили люди. Справа — 16-метровая Стена Памяти с именами погибших и надмогильная плита. В память о жертвах трагедии посажены 44 березки.

Об истории деревни Дальва и ее жителях рассказывает музей, экспозиция которого оформлена в виде окошек деревенской хаты. Здесь можно ознакомиться и с фотографиями дальвинцев, узнать об истории создания мемориала. Отдельный стенд посвящен Николаю Гириловичу, которого не стало в 2006 году и чьим именем названа одна из улиц в городе Логойске. Он был твердо уверен: Господь оставил ему жизнь, чтобы было кому рассказать про учиненные фашистами зверства. Для сохранения памяти о родной деревне он написал книгу «Дальва — сестра Хатыни», выпустил буклет «Мемориальный комплекс “Дальва”». Символично что за несколько дней до смерти Николай Петрович в последний раз посетил свою деревню, немного посидел на том месте, где был его дом и где он родился…

Дело Н. П. Гириловича продолжила его супруга Римма Игоревна, их дети и внуки. Частью жизни Дальва стала и для скульптора Владимира Теребуна, который продолжает работу над развитием композиции мемориала. Неизменным помощником в этом благородном деле являются и сотрудники Белтелерадиокомпании, а также учащиеся училища олимпийского резерва городского поселка Плещеницы, ученики средней школы № 20 г. Минска, Околовской, Засовьевской, Задорьевской, Жестиновской школ, активисты Минского областного отделения Белорусского фонда мира.

С 1993 года мемориальный комплекс «Дальва» является филиалом Государственного мемориального комплекса «Хатынь» и включен в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. За последние годы на мемориале проведена большая работа — отреставрирована скульптура «Мать и дитя», отремонтирована стена памяти, появились символические знаки на ступенях домов: «Инструменты плотника», «Серп, колосья и горлач», отлитые в чугуне. После реконструкции новую жизнь получило и покрытие символической улицы — последнего пути дальвинцев; вдоль нее лежат камни с мостовой начала ХХ века. Работа над мемориалом продолжается, планируется построить здесь часовню, установить колодец-журавль и другие объекты.

…Осовино, Боровые, Гани, Дальва, Идалина, Мыльница, Ольховка, Слобода, Трыстень, Тхарница, Хатынь… Эти сожженные фашистами деревни Логойщины уже никогда не возродятся. Всего за годы войны в Беларуси были уничтожены тысячи деревень. С каждым годом становится все меньше свидетелей тех страшных событий. Мы должны свято хранить память о невинно загубленных жизнях и тех, кто погиб в борьбе за освобождение Родины. Это нужно не им, а нам и будущим поколениям для того, чтобы ужасы войны никогда больше не повторились.

Людмила ЗАХАРОВА

Сожженные деревни живут в нашей памяти

Белорусским фондом мира при содействии Национального архива Республики Беларусь с октября 2010 года выполняется международный проект «Повышение статуса спасшихся жителей сожженных белорусских деревень». В его рамках впервые было решено уделить внимание этим людям с целью привлечения внимания мировой общественности к их трагической судьбе. В настоящее время в Беларуси проживает примерно 9,5 тысяч спасшихся жителей сожженных деревень. Их воспоминания — самый действенный способ сохранения в обществе памяти о трагических событиях Великой Отечественной войны.

К 70-летию Хатынской трагедии в рамках проекта создан сайт «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны» с не имеющей аналогов электронной базой данных (www.db.narb.by). На 12 июня 2013 г. в ней содержатся сведения о 5480 белорусских деревнях, уничтоженных полностью или частично. С марта по июнь сайт посетили более 90 тыс. человек.

Работа по уточнению списка сожженных деревень и пополнению базы информацией продолжается. Авторы приглашают пользователей принять участие в воссоздании трагических страниц в истории нашей страны. Координатор проекта Н. В. Кириллова (e-mail: n.v.kirillova@tut.by, 8-02923-64-28).

Всего просмотров: 15 583
Опубликованно: 01.07.2013